Rambler's Top100

№ 217 - 218
10 - 23 октября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" и "Литературная газета" о демографических инициативах Партии Жизни
"Собеседник" о демографической политике России
"Комсомольская правда" о демографической концепции Москвы
"Труд" о демографической ситуации в России
"Azg" о демографической ситуации в Карабахе
"Российская газета" и "Ведомости" о предвыборных инициативах "Родины" в Москве
"Газета" о миграционных проблемах Москвы глазами советника Мэра
"Новые известия" о российской миграционной политике
"Литературная газета" о китайской экспансии
"Российская Бизнес-газета" о трудовых ресурсах и миграции в России
"Деловая Москва" о регистрации иностранцев в России
"Российская газета" о липовой регистрации
"Белорусская деловая газета" об учете выезжающих в Белоруссии
"Русский курьер" о репатриации в Россию
"Новое время" о миграции в Армению
"День" о трудовой миграции из Украины

"Российская газета" о детях мигрантов в России
"Газета" о мировом рынке образования и положении иностранных студентов в России
"Le Monde" о неграмотности французов
"Новые известия" о браках в Москве
"День" о брачности на Украине
"Известия" о репродуктивном поведении россиян
"Экспресс-К" о рождаемости в Казахстане
"Независимое военное обозрение" и "Московские новости" о демографических проблемах армии
"Российская газета" об альтернативной гражданской службе
"Русская германия", "Российская газета", "Ведомости" и "Газета" о пожилых людях и старении
"Медицинская газета" о здоровье и смертности работающих россиян
"New Scientist" о смертности от хронический болезней
"Российская газета" о работе и отношении к труду
"Gazeta.kz" о бедности в Казахстане
"Российские вести" о грядущем потопе

… о миграционных проблемах Москвы глазами советника Мэра

Бесконтрольная миграция

Контроль за иностранными рабочими не предусмотрен на законодательном уровне, а структуры, которая бы могла эффективно следить за ситуацией с миграцией, в Москве сейчас нет. Между тем число "лиц нерусской национальности" в столице уже превысило значимый для демографов 15-процентный уровень. Об этом рассказал "Газете" советник управления аппарата мэра Москвы Юрий Архипов.
Москва - город интернациональный и многоконфессиональный. Каково влияние миграции на национальную структуру города?
По оценкам экспертов, за последнее время численность нерусского населения столицы превысила 15-процентный рубеж. Доля русских с 1989 по 2004 годы сократилась с 90,5 до 82,3%. Сократилась также численность прибалтийских народов, евреев, поляков, чехов. В то же время возросла численность китайцев - в 35 раз, вьетнамцев - в 14, таджиков - в 12, чеченцев - в 7, ингушей - в 6, молдаван - в 5, азербайджанцев - примерно в 5, армян и грузин - в 2,8, арабов - в 2,7, корейцев - в 2,3 раза.
Строители ориентируются на иногородних
Многие аналитики считают, что без мигрантов нечего и думать о прирастании населения России новыми гражданами. Вы разделяете эту точку зрения?
В Москве миграционный прирост стал основным источником роста населения столицы, который восполняет продолжающуюся естественную убыль населения (в 2004 году - 39,2 тысячи человек). Существенным фактором увеличения рождаемости в Москве становятся рождаемость иногородних и иностранных жителей столицы, в том числе мигрантов. Число родившихся у немосквичей детей выросло почти в 5 раз, и их доля среди всех новорожденных в Москве увеличилась до 13,5%. В настоящее время каждый седьмой ребенок рождается у женщин, не являющихся постоянными жительницами столицы.
Как новые жители влияют на экономику столицы?
Мигранты все больше проникают на рынок недвижимости, участвуя в формировании ценовой политики большинства строительных компаний. Значительная доля коммерческого жилья все больше ориентируется на возрастающий спрос со стороны мигрантов, имеющих достаточно средств для приобретения квартир в Москве. Часть строительных компаний лоббируют интересы тех или иных мигрантских общин, которые в последнее время стали основными инвесторами московского жилищного строительства.
Мигранты живут изолированно
Считается, что в столице сложилась достаточно эффективная система взаимодействия городских властей с национальными общинами. Это так?
Не совсем. Вопрос формирования и сосуществования общин в московском социуме решается в основном без участия городских властей. Этнические общины сами изыскивают пути "уживаемости" и компромисса при разделе сфер влияния. В среде мигрантов, преимущественно живущих изолированно в мини-анклавах, проявляются особенности асоциального поведения в быту и общественных местах (агрессивность, наглость, неуважение местных традиций), что по-прежнему формирует негативное отношение к ним.
"Контроль не предусмотрен... "
Нелегалов задерживают, высылают, штрафуют. Но на ситуацию в целом это, похоже, никак не влияет.
Согласен. Усиление запретительных мер в новом федеральном законодательстве не дает желаемых результатов. Дело в том, что указанный в нем механизм административного выдворения иностранцев, нарушающих установленные правила пребывания и трудовой деятельности, малоэффективен и не имеет необходимого организационно-технического обеспечения. Так, институт административного выдворения приводит к тому, что иностранцы, подвергнутые административному наказанию, в большей своей части не выезжают согласно постановлению суда, а продолжают находиться на территории страны.
Реально ли сделать что-то для эффективного управления миграцией?
Сейчас органы исполнительной власти субъектов Федерации фактически отстранены от решения проблем миграции, которая происходит непосредственно на их территории. Дело в том, что до сих пор четко не определены не только полномочия, но и элементарная степень их участия в этом сложнейшем процессе. Более того, уровень взаимодействия федерального центра с субъектами по вопросам миграции снизился до взаимодействия территориальных органов МВД России и Федеральной государственной службы занятости населения, хотя они объективно, в том числе и функционально, не могут решать все проблемы миграции.
Но есть же структуры, контролирующие сейчас работу гастарбайтеров?
Должен вас разочаровать: на законодательном уровне контроль за иностранными работниками не предусмотрен. Территориальные органы службы занятости отслеживают лишь общее положение на рынке труда, абстрагируясь от реальных проблем. И пока государство раздумывает, мигрантские сообщества формируются как неформальные объединения, деятельность которых направлена на то, чтобы удержать в своих руках прибыльные сферы.
Кто, по-вашему, должен заниматься вопросом миграции?
По моему глубокому убеждению, миграционная служба, которая, безусловно, должна обладать всей необходимой информационной и организационной базой для этой работы. Однако проблема в том, что предприятиям невыгодно предоставлять достоверную информацию по рабочим местам: владельцы предприятий умышленно занижают уровень предлагаемой заработной платы, чтобы понизить спрос на рабочие места со стороны москвичей. Я считаю, что субъекты Федерации должны оценивать состояние своего рынка труда и баланс трудовых ресурсов, а также потребность в дополнительной рабочей силе, а служба занятости должна обеспечить эти потребности, как это делается во всем цивилизованном мире.
Столичные законодатели пытаются направить все возрастающие миграционные потоки в законодательное русло. Удается ли справиться с ситуацией?
Органы государственной власти Москвы активно пользуются возможностью осуществлять собственное влияние на миграционные процессы, протекающие в городе.
Однако затянувшееся формирование единой базы данных относительно всех категорий иностранцев, рутинный способ ввода в нее информации из миграционных карточек и регистрационного учета порождает массу структур, пытающихся небезуспешно подменять регистрационные органы, что снижает действенность контроля как за пребыванием, так и за выездом иностранцев из Москвы.
В этой связи одной из главных и серьезных задач является получение объективной информации об иммигрантах путем расширения сотрудничества префектур с подразделениями УПДМ ГУВД города Москвы, уполномоченными участковыми, а также между собой.

"Газета", 4 октября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.