Rambler's Top100

№ 217 - 218
10 - 23 октября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" и "Литературная газета" о демографических инициативах Партии Жизни
"Собеседник" о демографической политике России
"Комсомольская правда" о демографической концепции Москвы
"Труд" о демографической ситуации в России
"Azg" о демографической ситуации в Карабахе
"Российская газета" и "Ведомости" о предвыборных инициативах "Родины" в Москве
"Газета" о миграционных проблемах Москвы глазами советника Мэра
"Новые известия" о российской миграционной политике
"Литературная газета" о китайской экспансии
"Российская Бизнес-газета" о трудовых ресурсах и миграции в России
"Деловая Москва" о регистрации иностранцев в России
"Российская газета" о липовой регистрации
"Белорусская деловая газета" об учете выезжающих в Белоруссии
"Русский курьер" о репатриации в Россию
"Новое время" о миграции в Армению
"День" о трудовой миграции из Украины

"Российская газета" о детях мигрантов в России
"Газета" о мировом рынке образования и положении иностранных студентов в России
"Le Monde" о неграмотности французов
"Новые известия" о браках в Москве
"День" о брачности на Украине
"Известия" о репродуктивном поведении россиян
"Экспресс-К" о рождаемости в Казахстане
"Независимое военное обозрение" и "Московские новости" о демографических проблемах армии
"Российская газета" об альтернативной гражданской службе
"Русская германия", "Российская газета", "Ведомости" и "Газета" о пожилых людях и старении
"Медицинская газета" о здоровье и смертности работающих россиян
"New Scientist" о смертности от хронический болезней
"Российская газета" о работе и отношении к труду
"Gazeta.kz" о бедности в Казахстане
"Российские вести" о грядущем потопе

… о репатриации в Россию

Другие русские

Почему России не нужны образованные переселенцы

Термин "другие русские" я впервые услышала в середине 90-х от человека, который профессионально занимался проблемами миграции. Это беженцы, вынужденные переселенцы, главным образом из постсоветских мусульманских республик, представляющие третье, четвертое поколения русской интеллигенции. Комплекс устойчивых черт - активность, повышенная мотивация к труду, трезвое отношение к жизни - возобновляется в каждом новом поколении и заставляет говорить о них как об отдельном субэтносе.
Ташкентские, бакинские, грозненские, алма-атинские, душанбинские русские в период создания Союза видели себя прежде всего проводниками русской культуры, утверждались образованностью, трудом на производстве и в науке. Но в перестроечную пору в национальных республиках русская интеллигенция оказалась между молотом и наковальней: вузовских преподавателей и инженеров били в очереди за хлебом, девушки и женщины не могли спокойно ездить в общественном транспорте. Вернувшись на историческую родину, "другие русские" обнаружили, что здесь они пришлые, к которым относятся едва ли не хуже, чем на окраинах бывшей империи. Москва, которой они привыкли гордиться, в лице многочисленного чиновничества предстала жестокой и корыстной. Вслед за столицей и другие большие города отказались принимать мигрантов, отринули тех, в ком и по сию пору огромная нужда - в учителях, врачах, ученых. Большинство из образованных переселенцев вынуждены копаться в моторах на заводе где-нибудь в Тутаеве или сажать огурцы в Суздале или Луховицах.
Россия, которую они знали по книгам Достоевского, Распутина, Астафьева, Тургенева, тут и там заражена вирусом ксенофобии, государственной и бытовой. Привычка "других русских" к достойным условиям жизни вызывает у местных жителей чуть ли не классовую вражду. Кандидат биологических наук Ольга Киреенко в начале 90-х вывесила над своим домом в Алма-Ате российский триколор, собирая тех, кто готов вернуться на родину. Выехали большой группой в Липецкую область, задумали фермерствовать. Директор совхоза, окончивший семилетку, выделил частникам с вузовскими дипломами самую негодную землю. Деньги, полученные на обустройство переселенцев, потратил на покупку паркета для своего дома. Но русские Алма-Атинцы не сдавались. Женщины, кандидаты наук, стали шить матрасы, мужчины делать рамы. Стали подниматься, построили теплый туалет... Первой по голове тяпкой получила глава общины Ольга Киреенко. После чего собралась и уехала обратно в Алма-Ату.
Большинство, конечно, остается. Но переживает тяжелейший "иммиграционный шок". Ситуация с Алма-Атинцами типична: коренные русские часто просто на дух не переносят деятельных переселенцев, потому что видят в них конкурентов. При этом закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 года уравнял в правах наших образованных соотечественников с вьетнамцами, афганцами и китайцами, въезжающими в Россию, чтобы торговать на рынке.
Как староверы, казаки и поморы, "другие русские" почти готовы сложиться в новую большую группу русского народа, трудолюбивого, патриархального. С Людмилой Шахворостовой, переселенкой из Алма-Аты, мы познакомились на круглом столе по миграционному законодательству. Выступавшие там сотрудники Центра демографии и экологии человека сделали однозначный вывод: население России к 2016 году может сократиться на 15 миллионов. Поскольку шансов получить качественную миграцию у нас нет - она устремляется в Европу и Америку, надо привлекать иммигрантов из Средней и Юго-Восточной Азии. Как выражались эксперты, приходится ввозить в страну "то, что есть в наличии".
Шахворостова стала возражать с места, но ей даже не предоставили микрофон. "Они говорят, что Россия может рассчитывать лишь на среднеазиатских крестьян, - потом говорила мне Людмила, - но это ложь. Я инженер, мои муж, сын и дочь тоже имеют высшее образование. Но у нас до сих пор нет ни прописки, ни гражданства, хотя в России мы живем уже 7 лет. Кое-как удалось устроиться в более-менее приличное место, но не могу сказать вам куда, потому что могут лишить работы. Мы, как прокаженные. Если бы вы только знали, как мы жили все эти годы! Ночевали в подъездах, подземных переходах, коллекторах. Я держала возле себя палку - отбиваться от крыс. А в Алма-Ате работала в НИИ, у меня была квартира с видом на горы". Пока эта женщина плакала в коридоре, за круглым столом взволнованно обсуждали вопросы толерантности по отношению к приезжим узбекам...
***
Закон "О гражданстве Российской Федерации" 2002 года уравнял в правах наших образованных соотечественников с вьетнамцами, афганцами и китайцами, въезжающими в Россию, чтобы торговать на рынке
За весь постсоветский период в Россию прибыло более 4 миллионов русских и русскоязычных иммигрантов из ближнего зарубежья. Многим пришлось вернуться в "национальные квартиры". Чем же они не угодили исторической родине?
***
Наших соотечественников мы уже потеряли
Так считает Никита Мкртчян, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
К сожалению, у нас до сих пор нет закона о репатриации. В отличие от вынужденного переселенца репатрианту государство обязано предоставить жилье, работу, как это делается в Израиле или Германии. Разница в правовом положении между соотечественниками и другими мигрантами, безусловно, должна быть. И она вроде бы есть - на бумаге. В нынешнем законе о гражданстве есть поправка, которая обещает гражданам бывшего СССР упрощенный порядок получения гражданства. Поправка действует до 1 января 2006 года. Правда, президент обещал продлить ее действие… Но на обещания власти не стоит особенно рассчитывать. Закон о вынужденных переселенцах, например, гарантировал их прием, размещение и обустройство. Существует даже постановление правительства о выдаче долговременных беспроцентных возвратных ссуд. Из 5 тысяч семей в регионе эту ссуду получают 30. Причем размер ее ниже всех пределов. Она позволяет обустроиться только в сельской местности. Проблема отношений с коренными жителями тоже не нова. Во времена столыпинских реформ в Сибири были серьезные трения между вновь приехавшими и укоренившимися ранее. Хотя в Сибири земли - конца и края не видно! В любом случае мы уже потеряли наших соотечественников. Волна миграции прошла. Демографическую дыру, которая все разрастается, придется закрывать за счет выходцев из азиатских республик и Кавказа, потому что почти все этнические узбеки, таджики или грузины знают русский язык и ментально ближе нам, чем, скажем, китайцы. Как известно, национальность определяется по языку, на котором говорит человек.
Чужие среди своих
Иммигранты не требуют ничего, кроме гражданства
Александр Жилин, историк, 43 года: "Оформляя многочисленные документы на беременную жену, я понял: нам конец, если государство не может распорядиться таким богатством, как русские из бывших союзных республик. Даже с деньгами они стоят в очередях годами.
Сначала получают регистрацию, потом разрешение на временное проживание, потом вид на жительство, потом гражданство… Вся процедура занимает 5-6 лет.
Менее щепетильные получают гражданство сразу - за 2,5 тысячи "зеленых". Многие не доживают до получения гражданства, умирая от инфаркта в этих очередях.
Я сам видел. Жена пыталась оформить гражданство еще в Таджикистане, но там очередь составляла десятки тысяч человек. Была принята президентская поправка, позволяющая бывшим гражданам СССР сразу после получения разрешения на временное проживание подавать документы на гражданство, но она заканчивает свое действие с 1 января 2006 года.
Русские из Азии более, гораздо более патриотичны, чем мы
Это проявляется и в культе семьи, и почтительном отношении к мужчине как к кормильцу. А домашние обязанности лежат на женщине. Я был удивлен, когда жена с возмущением прогнала меня с кухни. Я не могу даже помыть посуду, хотя меня в родительской семье приучили к тому, что домашние обязанности делятся между матерью и отцом. Если в России сейчас пропагандируется образ женщины-домохозяйки, которая пилит ногти, пока за нее стирает Indesit, то в среде "других русских" законсервировался советский обычай. У "русских азиаток" - нагрузка и на работе, и дома. На улице я встретил приятеля, с которым давно не виделся. Мы шумно поприветствовали друг друга и стали разговаривать. Вдруг замечаю, что жена с тещей, шедшие рядом, исчезли. Оказывается, они идут позади. Придя домой, спрашиваю жену: "Чего это вы так оробели?" Она смеется: "Ну как же, мужчины разговаривают, нельзя мешать".
Игорь Сытник, политический аналитик, 41 год: "А вы знаете, это ведь мы, бакинцы, проживая и в столице Азербайджана, и теперь в Москве, считаем себя настоящими русскими.
Это российские русские - другие
Нам они непонятны, честно говоря. Живя в Баку, мы практически не говорили на азербайджанском языке, не слушали тамошнюю музыку. В общем, жили своей русскоязычной общиной. Тем более что Баку до сих пор русскоязычный город. Но, переехав в Россию, мы можем общаться лишь с русскими бакинцами или с теми же азербайджанцами. За 15 лет у меня не появилось здесь ни одного русского друга, если он не выходец из Баку.
Бакинца я узнаю на улице по глазам, в которых бурлит жизнь, и сразу "включаю" акцент, как некий опознавательный код. Мы, русские бакинцы, в Москве делаем то, чего никогда не делали в Баку: используем в разговорах между собой азербайджанские выражения, приколы, жаргон, соревнуясь, кто больше вспомнит, покупаем кассеты с азербайджанской музыкой… Десятки тысяч наших не слезают с сайта бакинской диаспоры, там бывшие земляки знакомятся, женятся. Понятно, все это не от хорошей жизни. Ведь со здешним народом для знакомства надо пить. За десятки лет жизни в Баку я, например, ни разу не слышал женского мата. В этом смысле Москва для нас - глухая деревня! Чтобы встать на ноги, я продавал польскую косметику, газеты, наборы женских трусиков, видеомагнитофоны. Местные же русские считают это ниже своего достоинства, поэтому могут годами сидеть без денег. Но стоять на рынке все-таки лучше, чем пить водку и жаловаться на безработицу. Если есть проблема, надо же действовать! Нынешняя Россия чересчур похожа на Запад и тем чужда. Я убежден: за такими, как мы, "ментальными" метисами, впитавшими в себя лучшее из двух культур, - будущее. Иначе Россия окончательно вымрет. Тем более что у русских в Азии и Закавказье принято иметь несколько детей, а не одного, как здесь. Никаких привилегий нам не нужно, мы сами пробьем себе дорогу, надо лишь решить проблемы с гражданством".
Екатерина Васильева, 30 лет, домохозяйка: "Прадед мой приехал в Ташкент в эпоху столыпинских реформ. Он был сопровождающим ценных грузов на железной дороге. Один его сын, Александр Бабешко, был наркомом тяжелой промышленности Узбекистана, другой, Матвей Бабешко, был директором крупнейшего хлебозавода в городе Самарканде. Говорят, даже в период голода он не позволял себе взять лишнюю пайку хлеба. Его сын был генералом ракетных войск. Мой отец - строитель, отстраивал Ташкент после землетрясения 1966 года. Вся жизнь моей семьи была связана с ним, но я приехала в Москву на постоянное место жительства три года назад, потому что жить там русской женщине стало невыносимо. Продала трехкомнатную квартиру за 3000 у.е., ровно половина денег ушла на переезд.
Москва встретила мздоимством и высокомерием. Первое время я не стеснялась говорить, откуда я. Теперь перестала. В Ташкенте отношение к гостю, пришедшему к тебе домой или приехавшему в твою страну, почтительное и радушное.
А в Москве близкие родственники не видятся десятилетиями. Мама и брат живут в Якутии, дядя-геолог растит огурцы в Луховицком районе Подмосковья. Построили парник, достраивают дом. Зубами выдирают себе пропитание. Пока они были нищие, им помогали.
Сейчас, когда они поднялись, у них воруют ложки, вилки, бочки, лопаты, урожай. Спасибо, что еще не жгут. Что ж, нам не впервой начинать жизнь сначала. Когда-то наши предки приехали на новое место и начали зубами грызть землю. Теперь приехали мы..."

Мария РЯХОВСКАЯ. "Русский курьер", 10 октября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.