Rambler's Top100

№ 207 - 208
20 июня - 14 августа 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Независимая газета" о миграции и миграционной политике в России
"Российская газета" о миграционной программе Москвы
"Правда.ру" о росте национализма в Европе
"Страна.Ru" о "подоплеке" попыток депутатов лишения гражданства жен иностранцев
"Le Monde" о мировых демографических проблемах
"Аргументы и факты", "Страна.Ru" и "Политком.RU"о демографической ситуации в России
"Профиль" о демографической ситуации в Москве
"Труд" о демографических проблемах Сербии и Черногории
"Огонек" о росте рождаемости в России

"Советская Белоруссия" о нехватке невест в селах Белоруссии
"Газета.Ru" о демографии и снижении конкурсов в российских вузах
"Росбалт" о российском образовании
"Труд" об отношении россиян к своему здоровью
"Российская газета" и "Gazeta.kz" о сердечно-сосудистых заболаваниях
"Gazeta.kz" о хосписах
"Аргументы и факты" о потребительстве в России
"Российская газета" о социальном неравенстве в Японии
"Gazeta.kz" о проблемах малых городов в Казахстане
"The Times" о пользе одиночества
"Suddeutsche Zeitung" о легализации проституции в Чехии

… о миграционной программе Москвы

Сюрприз для мигрантов

Столичные власти разработали миграционную программу. Но держат ее в секрете

Правительство столицы приняло постановление о городской миграционной программе на 2005-2007 годы. Постановление - в открытом доступе на официальном сайте правительства, а вот текст самой программы почему-то до сих пор скрывается, хотя датируется 28 июня с.г. В чем причина, можно только гадать. Впрочем ее идеология не является тайной за семью печатями.
Несколько дней назад первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова презентовала доклад, подготовленный Советом по вопросам управления и развития "Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве". Поскольку презентация состоялась уже после того, как программа была принята, логично предположить, что оба документа, по крайней мере, не противоречат друг другу. Итак, основные выводы и рекомендации доклада.
Правоохранительные органы в состоянии решить лишь узкую часть миграционных проблем - бороться с нарушениями законодательства. И даже с этой задачей они справляются плохо. Между тем миграция затрагивает все сферы жизни города, от демографии и рынка труда до здоровья населения, транспорта, общественной морали. Эти вопросы никак не вписывается в компетенцию МВД, под крылом которого оказалась миграционная служба. Основной недостаток управления миграционными процессами, по мнению экспертов, - смешение двух совершенно разных задач, требующих разных подходов. Это обеспечение безопасности и само регулирование трудовой миграции. В планах столичных властей первую задачу оставить в ведении силовиков, а вторую отдать новой службе, которая проводила бы постоянный анализ ситуации по всему ее спектру, самостоятельно осуществляла бы практическую деятельность по привлечению необходимых городу мигрантов.
Нелегалы - очень болезненная для столицы тема. Только по официальным данным, ежегодно в столицу приезжают на заработки несколько десятков тысяч гастарбайтеров и несколько сотен тысяч работников из российских регионов. По неофициальным данным, в городе их больше миллиона. Учитывая особую ситуацию в городе, столичные власти хотят включить в Концепцию государственной миграционной политики отдельный раздел, определяющий полномочия Москвы как столичного мегаполиса по регулированию процессов миграции. Что касается конкретных действий в отношении нелегалов, похоже, в программе мы найдем предложения по легализации (амнистии) части нелегальных трудовых мигрантов, способных принести пользу экономике Москвы. По крайней мере, в докладе об этом говорится абсолютно прямо.
Но к легализации надо готовиться не только законодательно. Нужно создать для мигрантов нормальные социально-бытовые условия. Другими словами, обеспечить их жильем, питанием и медицинской страховкой. Для этого планируется построить сеть специализированных гостиниц с упрощенной системой регистрации. Как показывают соцопросы, проблемы с жильем испытывают почти все мигранты. Сегодня живут там же, где и работают, 27 процентов опрошенных работяг, снимают жилье с другими мигрантами - 19 процентов, живут у друзей и родственников 15 процентов, в общежитиях - 13 процентов, в вагончиках - 12 процентов. Отдельное жилье снимают лишь 11 процентов гастарбайтеров.
Дальше. Городские власти хотят создать пункты регистрации всех приезжих на автобусных станциях, вокзалах, в аэропортах и на автотрассах при въезде в город. Ужесточить контроль за выплатой заработной платы мигрантам - она должна быть не ниже прожиточного минимума. Сделать свободным доступ иностранных рабочих в поликлиники. И самое главное - разработать и ввести специальную трудовую карту, с помощью которой мигрант сможет на законных основаниях работать в столице. Этот документ иностранный гражданин сможет сам купить в банке по направлению фирмы, в которой он работает. Кстати, это давнишняя идея нынешнего главы ФМС, которую на ура воспринимают и многие экономисты, и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ.
Однако все эти замечательные планы могут осуществиться только тогда, когда будут внесены поправки практически во все законы, регулирующие сегодня миграцию, в Бюджетный кодекс РФ и другие акты. Возможно, осторожность московских властей, не спешащих обнародовать свои грандиозные миграционные планы, обусловлена как раз этим. И еще тем, что это ведь не первая попытка Москвы навести в столице порядок по своему разумению. Прежние попытки заканчивались неудачно: Москве указывали ее место - место одного из регионов. На сей раз столица подстраховалась Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой предусмотрено, что должны разрабатываться региональные миграционные программы с учетом конкретной миграционной ситуации в регионе. Поможет ли?

Елена ДОМЧЕВА, Татьяна СМОЛЬЯКОВА. "Российская газета", 18 июля 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.