Rambler's Top100

№ 205 - 206
6 - 19 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета", "Комсомольская правда" и "Парламентская газета" о демографических проблемах России
"Русский курьер" и "Ведомости" о демографических и миграционных проблемах России
"Независимая газета" о детях в России
"Новые известия" о подростках и курении
"Berliner Zeitung" о СПИДе и отношении к рекламе презервативов
"RBC daily" о сексуальном здоровье российских мужчин
"Известия науки" о резервах сокращения смертности в России
"Yomiuri" о самоубийствах в Японии
"Медицинский вестник" об "этнической" бомбе
"Новые известия" о национальной и российской идентичности
"Комсомольская правда" о национальной идее и национальной гордости
"Новые известия" об экстремизме и молодежных группировках

"Россiя" о миграции и рынке труда в России
"Le Point" о российской иммиграции в Финляндии
"Парламентская газета" о китайской миграции в России
"Новые известия" о гражданстве и браках с иностранцами
"Мир новостей" о проблемах миграции в России
"Советская Белоруссия" о проблемах миграции в Белоруссии
"Время новостей" о границах в ЕврАзЭС
"Российская газета" об образовании и рынке труда
"Зеркало недели" о домашнем образовании в США и Европе
"Известия" о российской науке
"Новые известия" о потребительских ориентациях россиян
"Бизнес для всех" о беременности и занятости
"Gazeta.kz" о последствиях голода в Казахстане в войну

… о китайской миграции в России

Не бойтесь китайцев, дары привозящих

Необходима сознательная политика государства по адаптации мигрантов, раз уж мы не можем обойтись собственными силами: ведь к середине века российской экономике потребуется дополнительно около 15 миллионов рабочих рук. Поэтому важно уже сейчас создать ясные, понятные, исчерпывающие правила игры для мигрантов, заблаговременно научиться управлять этим процессом.
Каждое утро в Иркутске к вещевому китайскому рынку, именуемому, как водится, "Шанхаем", стекается торговый люд. Толкая тележки, доверху набитые огромными узлами и полосатыми сумками, китайские торговцы спешат доставить груз к прилавкам, которые разделяют узенькие проходы, разложить свои товары и внешне безучастно ожидать первых покупателей.
Место за дощатым прилавком часто становится и примерочной. Здесь же глотают пахучую лапшу под звуки родных мелодий из скрипучих магнитофонов и плееров. Через дорогу напротив располагаются такие же торговые гости, но уже покруче. К их услугам светлые бутики, с сияющими тонированными стеклами и зеркалами в рост, которые без устали натирают миниатюрные китаянки. Не так давно и первый китайский ресторан был в городе в диковинку, сейчас у гурманов уже большой выбор.
Сегодня для более чем трехсотлетнего Иркутска, который еще Антон Павлович Чехов называл "интеллигентным городом", гости из Поднебесной почти так же привычны, как и мигранты из ближнего зарубежья. По статистике, в Иркутской области на один квадратный километр территории приходится чуть более трёх человек. По другую сторону границы счет идет на миллионы, и на квадратные километры распределить их практически нереально.
В управлении миграции ГУВД Иркутской области об этом тоже наслышаны, но больше привыкли оперировать цифрами и фактами. Китайские мигранты, как рассказал начальник управления Юрий Гартнер, прибывают к нам воздушным и железнодорожным транспортом. В аэропорту они проходят через пункт миграционного контроля, а те, кто добирается на поезде, не избегают еще и пограничного контроля на станции Забайкальск Читинской области. В Сибирь китайцы едут в основном работать, разворачивать свой бизнес, а не любоваться красотами Байкала. В прошлом году, например, было зарегистрировано пребывание более 20 тысяч граждан КНР. За четыре минувших месяца только через аэропорт прибыли 1328 человек.
По мнению начальника управления миграции, сейчас поток китайских мигрантов в целом стабилизировался. И вместе с тем граждане этой страны все чаще мелькают в милицейских сводках. Фиксируются не только банальные грабежи, жертвами которых становятся все без разбору, но и более громкие истории с международным резонансом.
Недавно в Иркутске произошла массовая драка китайских рабочих с милиционерами. В вечернем столкновении приняли участие около 120 граждан Поднебесной, строивших жилой дом, и наряды вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы, ОМОНа. Поводом для драки послужило намерение милиционеров проверить документы у одного из рабочих. Тот сразу бросился бежать. В результате столкновения четверо сотрудников милиции получили телесные повреждения, более двух десятков китайских рабочих обратились в медицинские учреждения. Двое из них были госпитализированы. После переговоров генерального консула КНР в Хабаровске г-на Фань Сяньчжуна и руководства правоохранительных органов Иркутска ситуацию тогда удалось урегулировать.
С другой стороны, китайские мигранты привнесли в жизнь сибиряков новые реалии. Во-первых, это уже далеко не те первые "челноки" начала девяностых годов - робкие и забитые. За прошедшие годы в Иркутске выстроена целая система, завязанная на приеме прибывающих китайцев. Они знают, где остановиться и поселиться, где торговать, что покупать. Многие научились говорить по-русски. К их услугам подпольные банки, свои адвокаты, свои знакомцы в правоохранительных структурах. Есть и официальные каналы связи с государственными органами. В одном только областном центре зарегистрировано несколько национальных обществ, представляющих перед властью интересы китайских мигрантов. В Иркутске издается многостраничная газета на китайском языке.
Как считает профессор Иркутского государственного университета Виктор Дятлов, бороться со злом недобросовестной миграции можно двумя путями. Задерживать нелегалов и выдворять их из России - первый из них. Более или менее успешно, но этим занимаются. По словам начальника миграционного управления ГУВД Иркутской области Юрия Гартнера, только за четыре месяца этого года в Китай депортированы 256 нарушителей миграционного законодательства.
Но есть и другой путь: выводить нелегальных работяг "из тени", возвращать их в правовое поле, упрощать процедуру рабочих разрешений. Или, как заявил Виктор Дятлов, применять миграционную амнистию и не только по отношению к китайским мигрантам, но и к гражданам ближнего зарубежья, более адаптированным к российской действительности: "Вообще нужно отходить от разрешительного принципа к принципу регистрационному. Приехал, заключил договор, отметился в налоговой инспекции, в других местах - и работай спокойно".
Впрочем, как сказал корреспонденту "Парламентской газеты" заместитель начальника иркутского управления по делам миграции Игорь Непомнящих, поток мигрантов в ближайшее время станет более прозрачным. По его словам, в тринадцати регионах страны с наиболее плотными миграционными потоками, в том числе и в Иркутской области, разворачиваются программно-аппаратные комплексы, завязанные на единый федеральный банк данных учета иностранных граждан: "Этот ресурс позволит отслеживать въезд каждого человека, пересекающего границу и контролировать убытие. Система будет работать в режиме реального времени".
Кстати, отсутствие достоверной и точной статистики о миграционных процессах, о чем говорил и Президент России на одном из заседаний Совета безопасности по миграционной политике, также способствует появлению слухов. В том числе и о китайской экспансии. Так есть ли она на самом деле?
По мнению Виктора Дятлова, смотря что понимать под словом "экспансия". Государственная политика Китая по отношению к собственным гражданам-мигрантам, безусловно, есть. "Но используется ли миграция в качестве захвата и освоения, сказать сложно, поскольку значительная часть внешней политики Китая закрыта и непрозрачна, - замечает профессор. - С большей долей уверенности можно говорить об экономической экспансии. Китай стремительно индустриализуется, как и Россия в тридцатые годы прошлого столетия. Эта стадия развития неизбежно предполагает потребление огромного количества ресурсов".
Все, однако, сходятся в одном: нельзя допустить компактных поселений китайских мигрантов, особенно в приграничных районах. Хорошо бы добиться, чтобы мигранты жили дисперсно. Тогда они быстрее интегрируются в наше общество, быстрее освоят язык, нормы поведения, культуру. Ведь важен не цвет кожи, не разрез глаз, а чтобы мигрант хорошо работал, платил налоги, уважал законы государства.
Кроме того, необходима сознательная политика государства по адаптации мигрантов, раз уж мы не можем обойтись собственными силами: ведь к середине века российской экономике потребуется дополнительно около 15 миллионов рабочих рук. Поэтому важно уже сейчас создать ясные, понятные, исчерпывающие правила игры для мигрантов, заблаговременно научиться управлять этим процессом.

Элеонора КЕЗ. "Парламентская газета", 9 июня 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.