Rambler's Top100

№ 205 - 206
6 - 19 июня 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета", "Комсомольская правда" и "Парламентская газета" о демографических проблемах России
"Русский курьер" и "Ведомости" о демографических и миграционных проблемах России
"Независимая газета" о детях в России
"Новые известия" о подростках и курении
"Berliner Zeitung" о СПИДе и отношении к рекламе презервативов
"RBC daily" о сексуальном здоровье российских мужчин
"Известия науки" о резервах сокращения смертности в России
"Yomiuri" о самоубийствах в Японии
"Медицинский вестник" об "этнической" бомбе
"Новые известия" о национальной и российской идентичности
"Комсомольская правда" о национальной идее и национальной гордости
"Новые известия" об экстремизме и молодежных группировках

"Россiя" о миграции и рынке труда в России
"Le Point" о российской иммиграции в Финляндии
"Парламентская газета" о китайской миграции в России
"Новые известия" о гражданстве и браках с иностранцами
"Мир новостей" о проблемах миграции в России
"Советская Белоруссия" о проблемах миграции в Белоруссии
"Время новостей" о границах в ЕврАзЭС
"Российская газета" об образовании и рынке труда
"Зеркало недели" о домашнем образовании в США и Европе
"Известия" о российской науке
"Новые известия" о потребительских ориентациях россиян
"Бизнес для всех" о беременности и занятости
"Gazeta.kz" о последствиях голода в Казахстане в войну

… о национальной идее и национальной гордости

Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков: Мы завели моду отрицать Россию

22 апреля "Комсомольская правда" объявила конкурс "Ищем национальную идею России"
У каждой страны есть своя формула счастья. Своя идея. Идеология. Только приняв ее всем народом, нации движутся вперед.
У нынешней России, к великому сожалению, идеи пока нет. Потому мы попросили читателей присылать нам свои "формулы российского счастья". Наиболее интересные мы обещали опубликовать и положить на стол президенту.
Cам Владимир Путин, побывав на прошлой неделе в стенах "Комсомолки", тоже включился в дискуссию о национальной идее: "Это должны быть не громкие проекты, вроде полета на Марс, не приносящие реальной отдачи. Идея должна быть направлена на улучшение жизни людей, как, например, рост экономики".
Cегодня мы печатаем первые идеи, поступившие от наших читателей, и интервью с историком-антропологом о том, почему мы никак не научимся любить Россию.
Кукиш в кармане
- Валерий Александрович, объясните, почему в стране вроде и власть укрепляется, и экономика растет, а чувства глубокого удовлетворения нет?
- Мы сегодня действительно живем в едва ли не самом благополучном периоде за всю историю страны. Но, как ни удивительно, именно во время подъема у нас расцвела философия отрицания самой России. Молодые политики, ученые, журналисты, умеющие давать всему талантливые и хлесткие оценки, только за счет этого и самоутверждаются. Куют всеобщий кукиш в кармане.
И заражает их этим стебом старшее поколение. К примеру, писатель Даниил Гранин недавно выдал прибаутку: "Если в России ничего не делать, тогда, может, у нас что-нибудь и получится". А с каким наслаждением мы повторяем фразу Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось - как всегда!"
- То есть у нас уже такой пораженческий фольклор сложился?
- Именно. Мы твердим, что мы в кризисе, все разрушили, что мы впереди всех по бедности, СПИДу и прочей гадости.
Мы сами нарисовали вокруг себя этот заколдованный круг, из которого не можем выбраться. Каждый журналист начинает свою статью или телепрограмму с присказки "в наше трудное время". Телеведущий Владимир Соловьев уже на автопилоте выдает: "Ну разве может быть у вас все так хорошо, когда в стране все так плохо?"
- Может, и вправду плохо? Есть же опросы общественного мнения...
- Есть. Но, когда людей опрашивают, они тоже на автопилоте отвечают словами, которые накануне в их головы заколотили газетами и телевидением.
- Ну например?
- Например, прошел Парад Победы на Красной площади. Спрашивают ветерана, живущего в Сибири и никогда не бывавшего в Москве: "Как вам Парад?" А он: "Я недоволен! Не всех пустили цветы возложить к Вечному огню у Кремля". Хочется крикнуть: "Да откуда ты знаешь? Замечательный праздник был!" Но он уже газет начитался, которые тонны бумаги извели, чтобы обработать нас, будто все было плохо.
И человек уже считает, что ему лично праздник отравили. А кто отравил? Мы сами своим отрицанием и отравили.
Россия абсолютно нормальная страна. Но выдавать ее за ненормальную стало вдруг очень модно.
Большой враг под пиратским флагом
- Но есть же еще и взгляд со стороны. Допустим, с Запада. И он с удовольствием нашу "моду" разделяет.
- Запад всегда был заинтересован в двух вещах - позитивном образе себя, и в том, чтобы на другом от него полюсе был Большой враг. И с России пока эту почетную миссию - быть Большим врагом - никто не снял. Никакой бен Ладен на эту роль не тянет. По крайней мере пока не обзавелся ядерным оружием.
- Что же нам мешает отплатить той же монетой Западу?
- Нам жалко ста миллионов долларов в год, чтобы создать в Америке негативный образ самой Америки. А американцам денег не жалко. И они наоткрывали в России десятки своих фондов, через которые и ведут политику Большого врага. Хотя работают в этих фондах российские граждане.
- И этим гражданам, конечно, дают установку очернять Россию?
- У них не установка, а понимание - кто им платит деньги и что за эти деньги от них хотят. Там не готовят диверсий. Но оппозиционность России сквозит оттуда из всех дыр.
Заказчиков на очернение России сегодня неудачно много. И внутренняя оппозиция. И внешний мир. И братья наши бывшие - "медвежата" по Советскому Союзу - не могут себя приподнять ничем, кроме как унижением России.
- Что ж нам делать-то теперь?
- Начать с того, что не разрушать самих себя. Не кричать, что мы "построили криминальное государство под пиратским флагом", как это объявил Солженицын. Не ныть, что мы самые грязные, холодные и обездоленные.
Мне один американец недавно сказал: "Слушай, а чего я буду за вас утверждать позитивный образ России, если вы сами себя очерняете. Вот ваш Явлинский приехал к нам в Америку на конференцию и такого про Россию нарассказывал... Ну чего я-то должен доказывать, что у вас все хорошо? За вас делать эту работу?"
И он прав. У нас у самих в теленовостях - если репортаж из России, то старушка с протянутой рукой у собеса. А если карнавал или выставка цветов - это репортаж из Европы или Америки.
- Но если журналисты чернуху показывают, значит, народу она нравится?
- Потому, что народу привили мнение, что жаловаться выгодно. Тех, кто жалуется, жалеют, дают им в долг. Но таких не уважают, с ними не считаются. Жалоба разрушает личность и государство. Мы уже нажаловались: "Ах, мы голодные, дай нам, Всемирный банк, взаймы два миллиарда". А теперь возвращаем с процентами четыре. За жалобу приходится платить вдвойне.
Нас тут пригласил на прием французский посол. Поднял бокал и говорит: "Выпьем за то, чтобы Россия поскорее преодолела все трудности". А один мой знакомый ему: "Я только из Парижа приехал. И мне французы так нажаловались: и население вымирает, и цены растут, и безработица. Так давайте уж вместе за преодоление трудностей ваших и наших выпьем".
Посол страшно обиделся.
Кто сочиняет некролог стране
- Что же нам на трудности глаза закрывать? У нас вот рождаемость в стране падает. И об этом надо молчать?
- Не молчать, а объяснять. Мы же все с ног на голову переставили. Мы снижение рождаемости выдаем за результат кризиса. Обнищание. Только самая низкая рождаемость у нас почему-то в благополучной Москве. А самая высокая - в Дагестане и Чечне.
Рождаемость у нас если и сокращается, то из-за панического настроения. Каждая упадническая телепередача - это десятки и сотни неродившихся детей. Люди насмотрятся страшилок Караулова и боятся детей заводить в бесперспективной стране. Психологическая нищета - вот самое страшное.
- Да как же рожать, если социологи кричат, что в России пять миллионов беспризорных детей. Или тоже врут?
- Я прекрасно знаю, откуда эта цифра - из одного детского фонда, живущего как раз на западные деньги. А политики вроде Зюганова за нее схватились, как будто не понимают, что она нарисована как раз для "некролога России".
Ну откуда у нас пять миллионов беспризорных, если в стране всего 25 миллионов детей? Каждый пятый ребенок у нас, что ли, беспризорный?
В таком случае в одной Москве должно быть 500 тысяч бездомных пацанов. Где они? Выйдите на улицу - ну нет их там столько. В школы загляните - там полные классы! Уровень среднего образования в России - 97 процентов. А не 50 - 70 процентов, как в Мексике или Бразилии, которых мы, если верить Западу, обогнали по беспризорности.
Одна моя знакомая фильм снимает для заказчика из Лос-Анджелеса. Говорит мне: "Покажите, где в Москве беспризорные? Я уже искать устала". Отвечаю: "А может, о хорошем чем-то кино снимешь?" "Нет, - вздыхает, - это Америке неинтересно". Да в самих США беспризорных больше! Зайдите там в любом городе в негритянские районы.
- Что же не мы американских детей усыновляем, а, наоборот, американцы - российских?
- Да просто американцы хотят усыновлять белых детей. Чтобы они не выделялись от приемных родителей. К нам же черные американцы за детьми не приезжают.
Мы не убогие
- Значит, "некролог России" сочиняют на Западе, а мы ему подпеваем "фольклором"?
- Если бы только так. Вот открываем крупную общероссийскую газету, там две новости - хорошая и плохая. Хорошая - немножко у нас выросла экономика. Плохая - пересказ доклада нашей видной ученой Римашевской о том, что зарплаты в России дотянули всего до 42 процентов от уровня 1989 года. И вывод - мы живем в 2 раза хуже, чем в СССР.
Ну, надо оглянуться просто, чтобы сказать, что такого быть не может. Ну нельзя не видеть огромных автомобильных пробок во всех наших больших городах и гипермаркетов, в которых толпы покупателей. Кто в этих машинах и толпах? Мафия? Олигархи? Нет, обычные граждане.
"Про то, что жить стало лучше, мы писать не будем, - сказал мне редактор этой газеты. - Чтобы не оторваться от масс". А рядом со статьей о том, как мы плохо живем, та же газета разместила рекламу иностранных автомобилей, коттеджей, турпутевок. И в рекламе получается больше реальной жизни, чем в статье. Ведь никто бы это все не рекламировал, если бы это никто не покупал.
- Боюсь, простые врачи, учителя, живущие на одну зарплату, вас не поймут.
- Я был прошлым летом на Урале, где родился. Встретил меня на станции племянник. Школьный учитель физкультуры. Вез до дома и жаловался - отправили его в отпуск и не выдали зарплату. Я ему говорю: "Ты меня на машине на новой встретил. Откуда она у тебя?" "Да это ерунда, у нас уже у всех машины".
А у меня отец проработал всю жизнь в той же школе тоже учителем физкультуры. И зарплату получал регулярно. Но о машине-то и мечтать не мог.
Мы смакуем бедность. Купил человек "Жигули", сделал в квартире ремонт и увидел, что у соседа - иномарка и ремонт дороже. Задумался. А ему уже доходчиво объясняют: "Посмотри - тебя же ограбили! Другой-то вон футбольный клуб купил, а у тебя только квартира, машина и дача". "Да, - соглашается человек. - Я бедный, меня обобрали!"
Может, лучше смаковать не бедность, а свое достоинство, гордость за страну?
- Чем же сегодня России гордиться-то?
- Многим. От Кижей с Золотым кольцом и до Байкала. Почему мы не раскручиваем свой брэнд красивой страны? Крутим рекламу туров в какие-нибудь Турцию и Тунис. Ну смотреть же там нечего по сравнению с Россией!
Можно гордиться нашей культурой. Не только Толстым и Чайковским, но и мощнейшей культурой последних 15 лет. У нас же не закрылся ни один театр, музеев стало еще больше. Фильмов выходит сотни, книг и журналов - тысячи!
А преображение городов у нас какое? Нам режиссер Кончаловский и депутат Драпеко с экрана заявляют, что "за пределами Москвы средневековая Русь". Неправда. У нас полсотни городов расцвели, а не только Москва. Но даже и одной Москвой можно гордиться! Разве это не достижение - очистить 10-миллионный город, открыть в нем 5 тысяч ресторанов! И все они переполнены.
Вы посмотрите: за последние 10 лет в Россию завезли 300 новых кирпичных заводов. Мы уже второе место по производству кирпича в мире занимаем. Его же не складывают в стороне. Из него строят! Люди в 10 раз больше стали электричества потреблять. Промышленность пока меньше, но люди - больше. За год за рубеж выезжают 10 миллионов Россиян. Это на 35 миллионов семей! Да столько путешествовать могут только граждане очень богатых стран. Почему мы об этом молчим?
А если считать, что Россия от рождения убогая, лучше бежать из нее и не мешать жить и гордиться страной всем в ней оставшимся. Так честнее.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Тишков Валерий Александрович родился в 1941 года в городе Нижние Серги Свердловской области. Окончил исторический факультет МГУ. С 1989 года - директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В 1992 году был председателем Госкомитета по национальной политике - министром РФ. Доктор исторических наук.

Александр ГАМОВ, Лариса КАФТАН, Андрей СЕДОВ. "Комсомольская правда", 31 мая 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.