Rambler's Top100

№ 201 - 202
2 - 22 мая 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребенка: Доклад о состоянии здравоохранение в мире за 2005 год

Системы здравоохранения: время перемен. Россия

Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма

Сравнительная оценка рисков для здоровья

Население и кризисы: региональные и этнические особенности демографического развития России и СССР

По страницам журналов «Врач», «Человек и труд»

Содержание журнала «International Family Planning Perspectives»

Э. Трагакес, С. Лессоф

СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
РОССИЯ

Европейская обсерватория по системам здравоохранения, 2003, 208 страниц


Затраты на здравоохранение в России в 1994-1999 гг. (стр. 110)

Общие затраты на здравоохранение

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

В текущих ценах (тыс. млрд. руб., с 1998 г. млрд. руб.)

26,9

61,2

88,5

126,6

124,7

207,8

В постоянных ценах (тыс. млрд. руб.)

26,9

21,9

22,6

26,9

24,1

25,1

В постоянных ценах (млрд. долларов США)

29,2

23,8

24,5

29,2

26,2

27,2

Затраты на здравоохранение на душу населения в текущих ценах (доллары США)

197,4

161,1

166,3

198,8

178,8

186,4

Общие затраты на здравоохранение, % ВВП

4,4

4,0

4,1

5,1

4,6

4,6

Доля частных средств в общих затратах на здравоохранение

88,9

81,7

79,2

75,3

67,7

65,5

Госкомстат Российской Федерации; "Экономика здравоохранения", № 7, 2002.

Структура бюджета здравоохранения субъектов Российской Федерации, 1994-1999 гг., % (стр. 116)

С момента вступления в силу закона о медицинском страховании прошло около десяти лет, но система финансирования российского здравоохранения до сих пор не устоялась и испытывает множество трудностей. Предусмотренные законом новые методы финансирования и развитие института покупателей медицинских услуг не развились в полную силу ни в одном регионе, кроме, пожалуй, Самарской области. Сегодня запланированным ожиданиям достаточно полно соответствует только деятельность территориальных фондов ОМС по сбору страховых взносов*. Что касается остальных участников реформ, то они в основном сочетают новые и старые принципы финансирования, а скорость и успешность перехода на новые методы работы чрезвычайно различается в разных областях.
* Однако даже здесь, по оценкам, 12% населения живет в областях, где здравоохранение финансируется в основном за счет бюджета, а медицинские страховые компании и фонды играют лишь незначительную роль.

Стр. 77.

По всей видимости, интересы страховых компаний оказались искажены. С одной стороны, предполагается, что они должны быть частными и коммерческими организациями. Это означает, что они должны нести риск, то есть, наряду с возможностью получать прибыль им должна грозить и опасность убытков. Тем не менее, понеся убытки, страховая компания их не возмещает. В принципе, возмещать убытки страховой компании должен территориальный фонд ОМС, но он может избежать этого, сократив финансирование медицинских учреждений. В конечном счете, финансовый риск ложиться на больного, которому приходится платить за лечение, которое не оплачено государством, из собственного кармана.

Стр. 81.

В первой половине 1990-х годов здоровье населения значительно ухудшилось. В первую очередь, это было обусловлено застарелыми недостатками советского здравоохранения, которое не было подготовлено к изменению эпидемиологической обстановки и не уделило должного внимания неинфекционным заболеваниям, значение которых значительно возросло. После распада СССР на фоне крушения экономики показатели здоровья населения ухудшились еще больше. Безусловно, политические и экономические потрясения отразились на системе медицинского обслуживания, но гораздо важнее их прямое влияние на здоровье человека, которому серьезно повредили и неуверенность в завтрашнем дне, и ухудшение материального положения, и переживания, заглушаемые пьянством. Реформы, делая систему медицинского обслуживания более рациональной, должны были освободить средства, которые позволили бы эффективнее отвечать потребностям населения. тем не менее показатели здоровья все так же удручают, а реформы, которые должны были вызвать переориентацию здравоохранения на первичное медицинское обслуживание и профилактику, чтобы быстрее добиться видимых улучшений в здоровье населения, в этих вопросах не преуспели.

Стр. 189-190.

Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения - время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения в определенной стране и ее реформ - проводимых и разрабатываемых. Обзоры служат основой деятельности Европейской обсерватории по системам здравоохранения.

Обзоры призваны предоставить информацию для сравнения и помочь руководителям и исследователям совершенствовать и преобразовывать здравоохранение в странах Европы и за ее пределами. Обзоры представляют собой составные элементы мозаики, которые позволяют:

  • подробно узнать о различных методах организации, финансирования и предоставления медицинских услуг;
  • описать процесс подготовки реформ здравоохранения, их содержание и результаты;
  • обозначить частые трудности, а также области, которые требуют более глубокого исследования;
  • предоставить руководителям и исследователям разных стран возможность делиться сведениями о здравоохранении и обмениваться опытом его реформ.

В каждой стране над созданием обзора работают местные специалисты вместе с научными руководителями и сотрудниками Европейской обсерватории по системам здравоохранения. Чтобы данные обзоров разных стран были сопоставимы, разработаны и регулярно обновляются стандартные правила и план составления обзора - подробное руководство и перечень вопросов, определений и примеров. Это руководство не является жестким и позволяет авторам учитывать особенности каждой страны.

Обзоры служат источником описательных данных о системах здравоохранения и дают руководителям возможность извлекать уроки из международного опыта. В обзорах также содержатся все данные для глубокого сравнительного анализа разных систем здравоохранения.

Содержание

Предисловие
Благодарности
Введение и история

Введение

История

История России
История российского здравоохранения

Организация здравоохранения и управление им

Организация здравоохранения
Планирование, нормирование и управление
Децентрализация системы здравоохранения

Финансирование здравоохранения и затраты на него

Основная система финансирования и возмещения затрат
Набор медицинских услуг
Дополнительные источники финансирования
Затраты на здравоохранение

Медицинское обслуживание

Структура советского медицинского обслуживания
Первичное медицинское обслуживание и общественное здравоохранение
Специализированное медицинское обслуживание
Удовлетворенность медицинских работников и потребителей
Социальное обслуживание

Медицинские кадры

Лекарственные средства и медицинская техника

Распределение средств

Бюджет здравоохранения и распределение средств
Финансирование больниц
Роль страховых компаний
Влияние ОМС на работу больниц
Оплата труда врачей

Реформы здравоохранения

Цели и задачи
Реформы и законы
Результаты реформ

Заключение
Литература

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.