Rambler's Top100

№ 199 - 200
18 апреля - 1 мая 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Бизнес & Балтия" о демографической ситуации в Европе
"Литературная газета" о глобальных демографических проблемах
"Эксперт" о демократии, экономике и человеческом потенциале
"Парламентская газета" о миграционной политике
"Российские вести" о демографической и миграционной политике России
"Московская среда" о миграции и рынке труда в России
"Труд", "Комсомольская правда" и "Новая газета" о российской миграционной политике
"Итоги" о безвизовом режиме на Украине и последствиях для России
"Ведомости" о гастарбайтерах в Москве
"Российская газета" о ЦБД по иностранцам
"Газета" об аризонских Карацупах
"Коммерсантъ-Plus" о румынской иммиграции и ксенофобии в Испании
"Казахстанская правда" о легальной и нелегальной миграции в Казахстане
"Новые известия" о депортациях россиян из Южной Кореи
"Ведомости" о внутренней миграции и экономике
"The Washington Times" о российской бедности

"Новые известия" об уровне жизни в России на фоне других стран
"Труд" о продовольственной корзине
"Газета" о начальном образовании
"Российская газета" о масштабах бесплатного профобразования в России
"Первое сентября" об образовании и рынке труда
"Российская газета" о телеворкерах - современных "надомниках"
"Молодежь Эстонии" о безработице в Эстонии
"RBC daily" о смертности от побочных эффектов лекарств в США
"Фармацевтический вестник" о контрацепции и абортах
"Sueddeutsche Zeitung" о материнской смертности
"The Observer" о криминале на абортивных продуктах
"La Stampa" об абортах и правах женщин в Иране
"Известия" о целибате
"Московские новости" об истории Холокоста
"Газета" о 90-й годовщине геноцида армян
"Время новостей" о гуннах

… о телеворкерах - современных "надомниках"

На работу - домой

В мире уже 50 миллионов работников трудятся в виртуальных офисах

Почти два века назад произошло важное событие, о котором редко вспоминают историки - "работа" отделилась от "дома". Если до промышленной революции ремесленники буквально трудились у себя в доме, то с приходом эпохи фабрик и заводов огромное количество людей начало "ходить на работу".
Но вот прошло двести лет, и работа возвращается домой. Виртуальный офис для десятков миллионов европейцев и американцев стал вполне привычным явлением. С каждым годом количество "телеворкеров" по всему миру растет на 20-30 процентов.
В России такая статистика отсутствует, но, судя по тому, как быстро у нас распространяются новые веяния, она скоро появится. Уже сейчас некоторые фирмы, ограниченные в средствах на аренду все дорожающих офисов, предпочитают, чтобы их сотрудники работали дома в режиме онлайн. Тем более что современные средства массовых коммуникаций позволяют это делать без особых затрат.
Телеворк - термин сравнительно новый, он обозначает работу, выполняемую на расстоянии от офиса с помощью различных средств телекоммуникации. На рубеже прошлого и нынешнего веков "телеворком" в США и странах Евросоюза занимались приблизительно 30 миллионов человек. По некоторым прогнозам, к 2005 году число "телеворкеров" составит 50 миллионов. Лидерами здесь считаются США, Канада, Финляндия, Дания и Швеция. Например, в Финляндии количество "телеворкеров" составляет примерно треть всего работающего населения.
Не все происходит так гладко, как кажется, широкое внедрение виртуальных офисов породило ряд специфических проблем как социального, так и юридического характера. Вот, например, одна из них: кто виноват, если "телеворкер" получил травму, упав со стула при попытке дотянуться до полки с телефонным справочником, который был ему необходим для выполнения задачи, поставленной руководством?
Как показывают социологические исследования, среди нынешних "телеворкеров" таких всего 4-5 процентов выбрали такую форму труда, потому что устали от постоянных передвижений по городу из дома на работу и обратно. Остальные выбирают "телеворк" по другим причинам - кто-то таким образом может присматривать за детьми, а кто-то просто физически лишен возможности передвигаться. Однако большинство - это люди, которым просто психологически комфортнее работать дома: в собственном ритме, когда хочется и в какой угодно обстановке. В Америке, например, такими "лентяями" оказались люди с высшим образованием, которым за 30 и которые имеют ежегодный доход около 45 тысяч долларов.
На первый взгляд "телеработа" выглядит решением огромного количества проблем для всех. Работник получает право выбирать, как распределять свое время, и возможность больше уделять внимания своей семье, а работодатель фактически на пустом месте получает самые настоящие бонусы: как показывают исследования, обычные "телеворкеры" обладают более высокой производительностью, чем их "присутствующие" коллеги, они реже "прогуливают" или уходят на больничные, с ними проще решать проблемы о сверхурочных и т.д. Более того, переход на "надомную работу" уменьшает загруженность дорог и стоянок, а также сокращает площадь необходимого под настоящие офисы пространства и количество "планерок", съедающих огромное количество рабочего времени.
"Телеворк" снимает и проблему перевода сотрудников из одного города в другой: по некоторым подсчетам, для того чтобы переселить одного работника, средней американской компании приходится тратить до 40 тысяч долларов. Особое значение это имеет для стран с большой территорией, где экономические центры отстоят друг от друга на тысячи километров, таких как Канада, Австралия и Россия.
Но есть и минусы, которые сдерживают распространение виртуальных офисов. Так, "телеворкеры" оказываются особенно чувствительны к способностям их руководителей внятно объяснять задания. В обычном офисе, при контактах "лицом к лицу" каждый сотрудник имеет возможность бесконечно "утрясать" и "уточнять", что от него хотят, в то время как "телеработник" имеет ограниченные возможности взаимодействия с начальством, поэтому эффективность его работы напрямую зависит от того, насколько его работодатель способен ясно выражать свои мысли. Кроме того, руководя отсутствующими сотрудниками, многие менеджеры среднего звена психологически оказываются лишенными средств своей пусть маленькой, но власти - контролировать, как идет рабочий процесс.
"Телеработа" моментально выявляет все ошибки в структуре любой организации: "надомник" первым почувствует бюрократический пресс, если для принятия простейшего решения необходимы визы трех человек, а не одного, только потому, что они сидят в соседних кабинетах. Естественно, далеко не все руководители согласны и могут принять подобный рост требований к качеству их собственной работы.
Кроме того, "телеворкер" становится бельмом в глазу для обычных сотрудников компании. Его 24-часовая "готовность к бою" иногда приводит к тому, что и от обычных сотрудников руководство ожидает подобной самоотдачи, а это создает дополнительное напряжение в самом коллективе.
Еще один психологический минус - уменьшение социальных связей, грозящее при определенных обстоятельствах (например, если "телеворкер" - инвалид) перерасти в настоящую изоляцию. Все это часто приводит к возвратам в обычную схему - традиционным рабочим дням в офисе.
И все же, по мнению большинства аналитиков, "телеворкеру" принадлежит будущее.
Идя на виртуализацию труда, фирмы экономят ресурсы, которые были бы затрачены на оплату энергии, офисных зданий, парковок и т. д. Общество также экономит, инвестируя меньше в инфраструктуру, снижая энергозатраты, сохраняя окружающую среду.
Что же нужно для того, чтобы устроить виртуальный офис? Прежде всего нужны профессионалы, обладающие средним уровнем знаний о виртуальной среде.
Виртуальный офис основан на полной кооперации всех пользователей системы, действующих как динамичная и гибкая команда. От каждого отдельного пользователя требуется поддерживать максимальный уровень взаимодействия. Руководство должно полностью доверять сотрудникам и стать равноправным участником системы.
Виртуальный офис должен использовать для достижения своих целей передовые технологии всех видов. В странах, где "телеворк" распространен, руководство и ИС (информационная система) постоянно исследуют и испытывают новое программное и аппаратное обеспечение, а также инновационные идеи.
Свято место, как говорится, пусто не бывает. Сегодня на российском рынке предлагаются специальные комплексы оборудования для виртуальных офисов, но на первых порах можно обойтись и тем, что продается в обычных магазинах, надо только, чтобы системный администратор имел специальную подготовку и хорошо себе представлял, что нужно для того чтобы обеспечить эффективную работу всех звеньев системы.

Елизавета ЕВПЛАНОВА. "Российская газета", 19 апреля 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.