Rambler's Top100

№ 193 - 194
7 - 20 марта 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Наш человеческий капитал

Ценится ли на российском рынке человеческий капитал?

Россия больше не гипер-
индустриализованная страна

Социальный крен третичного сектора

В России не хватает клерков, но в избытке неквалифицированные рабочие

Соответствуют ли амбиции нашей образованности амуниции нашей экономики?

У опасной черты дипломомании

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Казимир Малевич. Сбор урожая. Kazimir Malevich Taking in the Harvest (1911-1912) Наш человеческий капитал

Над темой номера работал Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ

Соответствуют ли амбиции нашей образованности амуниции нашей экономики?

Трансформационный кризис не смог прервать тенденцию к опережающему росту численности работников с высшим образованием: спрос на него со стороны населения в 1990-е годы продолжал устойчиво повышаться.

В настоящее время почти две трети российских работников (62%) имеют либо высшее, либо среднее специальное образование (табл. 5). На долю выпускников ПТУ сейчас приходится 15,3% всех занятых, на долю выпускников средних школ - 16,2%. В то же время малообразованных работников (окончивших неполную среднюю или начальную школу) насчитывается немногим более 6% (соответственно 5,6% и 0,9%). Фактически можно говорить о почти полном вымывании из российской экономики работников, не пошедших дальше начальной школы. Не удивительно, что по формальным признакам российская рабочая сила предстает сегодня как одна из самых высокообразованных в мире6.

Таблица 5. Образовательная структура занятого населения России по данным переписей 1989 и 2002 годов, %

Группы по уровню образования

1989

2002

высшее профессиональное

14,8

23,3

неполное высшее профессиональное

-

-

среднее профессиональное

25,8**

38,7**

начальное профессиональное

18,0

15,3

среднее (полное) общее

21,0

16,2

основное общее

13,7

5,6

начальное общее, не имеют начального общего

6,8

0,9

Итого

100

100

* Без учета лиц, не указавших уровень образования.
** Неполное высшее и среднее профессиональное.

Данные ОЭСР (рис. 5 и табл. 6) показывают, какая доля населения в возрасте 25-64 года в различных странах мира обладает образованием не ниже вторичного (то есть полным средним или начальным профессиональным) и какая - третичным (то есть высшим или средним профессиональным). Сравним, как оценки по России, рассчитанные с использованием данных переписи населения 2002 года, соотносятся с аналогичными оценками по другим странам мира.

Рисунок 5. Доля лиц с вторичным образованием и выше и с третичным образованием среди населения в возрасте 25-64 года, 2002, %

Таблица 6. Доля лиц с вторичным образованием и выше и с третичным образованием среди населения в возрасте 25-64 года, 2002, %*

Страны

Доля лиц с вторичным образованием (не ниже полного среднего или начального профессионального)

Доля лиц с третичным образованием (высшим или средним профессиональным)**

Канада

83

43 (21)

США

87

38 (29)

Япония

84

36 (20)

Швеция

82

33 (18)

Финляндия

75

33 (16)

Австралия

61

31 (20)

Норвегия

87

31 (28)

Великобритания

84

27 (19)

Южная Корея

70

26 (18)

Испания

42

24 (17)

Франция

65

24 (12)

Германия

83

23 (13)

Венгрия

71

14

Польша

82

12

Чехия

88

12

Словакия

86

11 (10)

Россия

89

57 (21)

* По данным ОЭСР
** В скобках указана доля лиц с высшим образованием

В России доля лиц с образованием не ниже вторичного является самой высокой среди всех вошедших в нашу выборку стран - 89%. Впрочем, практически такие же показатели демонстрируют Чехия, США, Норвегия, Словакия и некоторые другие страны. Гораздо удивительнее, что Россия оказывается лидером и по доле лиц с третичным образованием (57%). Это почти на 15 процентных пунктов больше, чем у следующей за ней Канады - 43%, и в несколько раз выше, чем в других постсоциалистических странах, где данный показатель не выходит за пределы даже 15%. Конечно, в значительной мере "первенство" России обеспечивается сверхвысокой пропорцией лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Однако и по доле лиц с высшим образованием (21%) Россия относится к числу безусловных лидеров, уступая только Норвегии и США. Этот результат нельзя не признать феноменальным - особенно если мы примем во внимание резкое отставание России от включенных в табл. 6 стран по показателям экономического развития.

Однако у этого достижения есть оборотная сторона. Сопоставление распределения российских работников по уровням образования с их распределением по профессиям приводит к выводу, что уже сейчас многие из тех, кто получили высокую формальную подготовку, оказываются вынужденными занимать рабочие места, не требующие высокой квалификации или даже не требующие никакой квалификации вообще.


6 - Впрочем, если измерять накопленный человеческий капитал не в уровнях образования, а в годах обучения, то картина оказывается далеко не столь радужной. Так, в 2002 году среднее ожидаемое количество лет обучения по всем странам мира составляло 15,3 года. Оценка по России была почти на целый год ниже среднемировой - 14,5 года. Еще существеннее было ее отставание от группы наиболее развитых стран, достигавшее 3,1 года.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.