Rambler's Top100

№ 187 - 188
24 января - 6 февраля 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Что мы знаем о лисе?..

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

Удачный пример воспитания толерантного сознания

Светлана Константиновна Бондырева и Дмитрий Васильевич Колесов, авторы книги "Миграция (сущность и явление)" знают, что:

"миграция - это пространственная активность индивида или популяции, направленная на овладение ресурсами новой территории… Существенной проблемой различий между аборигенным населением и мигрантами является преимущественное размножение одного из этносов. Если два различных этноса живут вместе и один из них имеет значительное преобладание в интенсивности размножения, то это уже экспансия, и других мнений на этот счет быть не должно!"

С. БОНДЫРЕВА и Д. КОЛЕСОВ. Миграция (сущность и явление). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004, с. 283-284.
Книга подготовлена в рамках программы Минобразования РФ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что, не должно быть других мнений и по всем остальным вопросам, затронутым в этой замечательной книге, тем более что она рекомендована Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия. Следовало бы только указать, кому именно она может служить пособием. Не разобравшись, могут подумать, что книга рассчитана на одних лишь студентов, а на самом деле она призвана воспитывать толерантное сознание абсолютно у всех, у кого оно пока еще развито меньше, чем у авторов книги.

Поскольку книга посвящена миграции, то, само собой, особо авторы озабочены воспитанием терпимости по отношению к мигрантам. Характерный пример - параграф под названием "Осторожно: миграция". Он прямо сочится терпимостью.

"В современном мире территориальная экспансия обрела ползучий характер и осуществляется с использованием миграции" (стр. 278). А ведь "экспансионистский потенциал во многих регионах мира сохраняется, и убедительным примером этого является современная Турция… Географическая экспансия турок была остановлена…, и сейчас идеи экспансии ищут себе дорогу различными путями, если уж не магистральными, то даже и тропинками" (стр. 280). Куда же ведут эти тропинки?

"Ползучий характер современной территориальной экспансии проявляется в том, что государство поддерживает родственные себе находящиеся на чужой территории этнически-религиозные группы, всячески способствуя увеличению их численности и расширению занимаемой ими территории - это тенденция к захвату части территории другой страны изнутри этой страны. Применительно к туркам-месхетинцам расчет делается на занятие ими наиболее стратегически важных участков территории Краснодарского края (возле дорог, мостов, водохранилища), а также на значительно более высокие темпы их размножения, чем у местного населения" (стр. 280-281).

В чем должна проявляться толерантность в данном случае? В том, чтобы разоблачить живущих в Краснодарском крае турок как пятую колонну Османской империи. В самом деле, по переписи 2003 года население Краснодарского края составило всего 5 миллионов 125 тысяч человек. А одних только турок в крае было больше 13 тысяч, и они еще размножались. Конечно, пока они еще не составляют большинства, но к тому идет.

Да и что такое "большинство"? Это понятие философское, вы не думайте. "Надо четко различать понятия: "большинство" и "быть в большинстве". Ведь "большинство" - это нередко "вообще", а "быть в большинстве" - это всегда "здесь и теперь", а это важно, если учесть, что все дела конкретны, а понятие "вообще" только виртуальность". Во как! А что же в результате? "В результате, будучи в месте своего проживания в меньшинстве, в сравнении с аборигенным населением, в наиболее важных точках жизнедеятельности диаспоранты нередко оказываются в большинстве, а следовательно, пользуются преимуществами большинства" (стр. 58).

Вы чувствуете, как растет ваша толерантность по отношению к меньшинствам, которые находятся в большинстве? Вы уже понимаете, что "использование миграции и усиленного размножения мигрантов становится особым приемом в "тихом" переделе территории и сфер влияния" (стр. 281). Но пока еще ваша толерантность не окрепла, и вас могут смутить не разгадавшие османского замысла либералы. Они "исходя из абстрактного понимания "свободы", критикуют местную региональную политику, проводимую властями Краснодарского края и направленную на ограничение экспансии турок-месхетинцев" (ср. 281). Поэтому книга - это ведь учебное пособие как-никак - делает все, чтобы закрепить вашу терпимость. Она показывает, что если пойти за либералами, то Краснодарский край может стать чем-то вроде Антверпена - "четвертого по величине порта мира, самого богатого города Бельгии. И именно здесь находится самая большая, бедная и наглая арабская община этой страны… Необразованным, не очень работящим марокканцам не нашлось работы в Антверпене. Они превратились в иждивенцев социальных программ и потихоньку накапливали раздражение и злость против страны, которая непонятно для чего приняла их свое лоно" (стр. 282). Курсив везде принадлежит авторам и подчеркивает их наиболее важные, с точки зрения воспитания толерантности, мысли.

Впрочем, все это примеры, а есть ведь и общая теория. Авторы - не какие-нибудь аспиранты. Бондырева Светлана Константиновна - член-корреспондент Российской академии образования, а Колесов Дмитрий Васильевич и вовсе полный академик той же академии. Они вносят большой научный вклад в типологию миграций, пополняя ее новыми, доселе не известными науке видами. Таковы, в частности, "миграция из зависти" и "миграция из-за комплекса неполноценности".

"Миграция из зависти к жителям более благополучных мест. Это - миграция без гуманитарных или политических причин, Пример - … чешские цыгане. Видимо, их взволновали сообщения … о том, какие пособия получают выходцы из Индии и других стран бывшей Британской империи. И они захотели того же, хотя всем известный характер традиций этого этноса заставляет предполагать, что вряд ли они станут там работать в традиционном понимании этого слова … Как видим, зависть может быть и фактором миграции, причем миграции некачественной. Материальные блага распространены по земному шару неравномерно, и некоторые индивиды никак с этим примириться не могут. И все потому, что свое их интересует меньше, чем чужое" (стр. 48-49).

"Миграция из-за комплекса неполноценности. Некоторые индивиды не способны находить себя в повседневной жизни: таковые есть в любом обществе. Для них миграция - выход из положения, отдушина в их стесненном психическом состоянии... Следовательно, тяга к перемене мест, "зуд перемен", в данном случае географического характера, может быть проявлением комплекса неполноценности, энергия которого реализуется именно в сфере миграционных явлений" (с. 49).

Очень важно для толерантного мышления понять связь между миграцией и патриотизмом. Патриотизм - это святое! Авторы заступаются за известное выражение "патриотизм - последнее прибежище негодяя". "Представителями антисистемы, - разъясняют они, - навязывается окружающим мнение о том, что смысл этого выражения в осуждении патриотизма". На самом же деле это не так. "Автор этого утверждения считал, видимо, что патриотами должны быть все, и даже негодяи порою этого чувства не лишены". "Подлинный смысл его [выражения] в том, что даже и у негодяя могут сохраняться остатки положительных качеств и что в роли таких остатков столь ценное явление, как патриотизм" (стр. 69-70).

Это о патриотизме. Теперь о миграции.

"Конечно, многие мигранты - чаще из числа беженцев - должны вызывать сочувствие. Но все же, имея дело с миграцией, прежде чем сочувствовать, следует выяснить ее мотивы" (стр. 50). Дело в том, что "миграция - это проблема неудовлетворенных потребностей, энергия которых преобразуется в энергию перемещения" (стр. 51). А "одна и та же потребность может реализоваться как патриотическими мотивами, так и мотивами иного характера: что сильнее?" (там же). "Противоположными мотивам миграции могут быть только мотивы патриотизма, мотивы усилий на благо родных мест, стремление улучшать свою жизнь, направляя свои усилия именно на это, а не на перемещение" (там же).

Таким образом, из теории, родившейся в недрах Российской академии образования, вытекает, что у мигрантов, направляющих свои усилия на перемещение, нет никаких мотивов патриотизма, они начисто лишены этого святого чувства.

Ergo: мигрант - хуже негодяя, что и требовалось доказать.

Хотя уже из сказанного видно, как далеко можно продвинуться в формировании установок толерантного сознания, читая правильную учебно-методическую литературу, Демоскоп не исключает, что еще вернется к оказавшейся у него в руках сокровищнице социально-психологической мысли. Такие книги появляются не каждый день, это уж точно!

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)