Rambler's Top100

№ 185 - 186
10 - 23 января 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Время новостей" о регистрации в России
"Телеграф (Латвия)" о регистрации в Латвии
"Российская газета" о новых миграционных строгостях
"Новые известия" о депортационных лагерях в Краснодаре
"Московский комсомолец" о нелегальной миграции в России и ущербе от нее
"Российская газета" о браках и гражданстве в Словакии
"New York Times" о "пособии" по иммиграции в США для мексиканцев
"Итоги" о российской визовой политике
"Зеркало (Баку)" о тюркофобии в России
"Le Temps" о парадоксах и перегибах политкорректности
"The Independent" о знании иностранных языков в Европе
"Молодежь Эстонии" о политике России в отношении зарубежных соотечественников
"Le Figaro" о недостатке женщин в Китае
"Gazeta.kz" о демографической ситуации в Казахстане и мире

"Вечерний Минск" о демографической ситуации в Белоруссии
"Молодежь Эстонии" о демографической ситуации в Эстонии, Европе и мире
"Газета" об армейских отсрочках
"Новые известия" о протестах против монетизации льгот
"Российская газета" об инвалидах в России
"Молодежь Эстонии" о социальной помощи в Финляндии
"Зеркало (Баку)" об уровне жизни в Азербайджане
"Новая газета" о проблемах россиян в ушедшем году
"Российская газета" о доходах, расходах и других итогах 2004 года для россиян
"Известия" о жертвах цунами в южной Азии
"Independent" о гуманитарной помощи жертвам цунами
"Tageszeitung" о цунами и трафике детей
"Suddeutsche Zeitung" об алкоголизме в России
"Итоги" о влиянии магнитных бурь на пол будущего ребенка

… о российской визовой политике

Не въезжаю...

В Госдуме придумали, как оградить Россию от подозрительных иностранцев и прочих подрывных элементов

Дебютом Госдумы в 2005 году станет внесение изменений в федеральный закон о порядке выезда и въезда. Задумка сводится к тому, чтобы, с одной стороны, максимально расширить возможности поездок за рубеж для россиян, приблизив наше безвизовое завтра, а с другой - максимально оградить российские пределы от нежелательных гостей. И похоже, что решение второй задачи может свести на нет перспективы первой.
Несвобода передвижения
Шагом к Европе без границ, безусловно, выглядит поправка о возможности расширения срока действия российских деловых и гуманитарных виз до 5 лет (сегодня эти визы могут выдаваться на 3 месяца или на один год). Нововведение предполагается принять на основе взаимности с зарубежными странами, которые также продлят сроки действия своих въездных виз для россиян. Собственно, российская дипломатия уже договорилась о такой возможности с рядом европейских стран, в том числе с Италией, Германией и Францией. Однако для претворения этих договоренностей в жизнь у российского правительства не было соответствующих полномочий, поскольку сроки виз у нас устанавливаются законом. Словом, соответствующая поправка успешно догнала вчерашний день. Внесены также некоторые изменения, облегчающие выдачу виз членам экипажей и прочим лицам, обслуживающим транспортные средства при выполнении международных перевозок.
Список поправок, ограничивающих въезд в Россию, гораздо обширнее. Ужесточаются некоторые юридические и технические правила получения российских виз. Логика многих из этих нововведений тоже вполне понятна. Например, въезд в Россию иностранцу может быть не разрешен, если он предъявил удостоверяющие личность документы, срок действия которых оканчивается до истечения срока визы. Отказано во въезде может быть и по причине расторжения брака, послужившего основанием для получения визы. Наконец, предлагается законодательно оформить отказ во въезде больным наркоманией и носителям инфекционных заболеваний, представляющих опасность для здоровья россиян.
Вместе с тем весьма неоднозначным выглядит предложение отменить безвизовый круизный туризм для стран, которые не ввели аналогичную меру в отношении россиян. Обидно, конечно, что российским туристам приходится получать визы почти во все страны круизных маршрутов (за исключением Кубы и Доминиканской Республики), тогда как турист из любой страны, приплывший в Россию на круизном судне, может три дня находиться у нас без визы. Между тем отмена безвизового въезда морских путешественников способна обернуться огромными потерями для российских турфирм и бюджета - не исключено, что подавляющее большинство туристов откажутся от поездок в Россию из-за сложностей с российской визой. Ведь до 80 процентов пассажиров круизных судов составляют американцы, которым для въезда почти во все страны виза не нужна.
Самое же примечательное, что в категорию невъездных планируется включить и потенциальных носителей "оранжевой чумы". Во всяком случае, такое стремление просматривается в предложении законодательно закрепить и расширить перечень оснований для отказа иностранцам в гостеприимстве, в том числе по причинам идеологического свойства. Так, кандидатами в черный список, который, кстати, предлагается сделать достоянием общественности, становятся иностранные граждане, уличенные в действиях "явно неуважительного характера по отношению к федеральным органам госвласти или госсимволам, а также к исторически сложившимся и общепринятым духовным, культурным или общественным ценностям". Путь в Россию будет заказан и для тех, кто причинил ей существенный материальный ущерб, и для тех, кто нанес урон ее международному престижу, а также для всех, кто совершил иные неуважительные или недружественные действия в отношении РФ. В общем, авторы поправок из числа представителей думского большинства в прямом смысле этого слова предлагают держать границу на замке от разного рода тлетворного влияния.
Ты меня уважаешь?
Ясно, что любую критику в адрес политики России можно легко квалифицировать как неуважение к ней, втиснув в список недружественных иностранцев львиную долю западных политиков, журналистов и правозащитников. А с учетом того, что визовые ограничения, как правило, оперативно "отзеркаливаются", перспектива Европы без границ в случае принятия поправки об идеологически вредных иностранцах выглядит почти утопией. Впрочем, инициаторы "неуважительной" поправки благоразумно оставили путь для отступления.
Как уточнил в интервью "Итогам" один из разработчиков законопроекта, глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, закон будет содержать лишь общий критерий неуважительного отношения к стране, ее символам, властям и ценностям. Решения же о запрете на въезд конкретных "клеветников России" предполагается принимать отдельными актами президента, Совета Федерации, Госдумы или правительства. Кроме того, ограничения на въезд в Россию вводятся в случаях, если факт совершения неуважительных по отношению к ней действий установлен вступившим в законную силу приговором суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Прецедентов такого рода до сих пор не было. Также нет уверенности в том, что российские президент или правительство решатся вызвать громкий дипломатический скандал, официально объявив персонами нон грата кого-нибудь из известных западных политиков, бизнесменов или общественных деятелей.
Депутаты у нас, конечно, люди более эмоциональные и могут не обратить внимания на внешнеполитические последствия своих действий, запретив въезд какому-нибудь особо раздражающему их иностранцу. Формально под будущую букву закона о въезде-выезде можно подвести, скажем, немало американских конгрессменов, евродепутатов, финансиста Джорджа Сороса, критикующих российские власти, или актрису Ванессу Редгрейв, опекающую объявленного российской Генпрокуратурой в международный розыск Ахмеда Закаева. Страны, чьи граждане попадут в такой черный список, предпримут адекватные меры в отношении российских политиков - и пошло-поехало...
Остается надеяться, что, поскольку парламентское большинство у нас прислушивается к мнению Кремля, подобных эксцессов удастся избежать. Однако само по себе упоминание о невъездных "клеветниках" в законе способно спровоцировать громкий скандал и осложнить отношения России с рядом ее ключевых зарубежных партнеров. Тем не менее, по мнению Владимира Плигина, поправки такого рода являются серьезной попыткой перевести в правовую форму существующую в мире практику, когда гражданам иностранных государств отказывают в выдаче визы, часто не мотивируя это какими-либо основаниями. Представители "Единой России" усматривают в случаях отказа в выдаче виз россиянам в том числе и политическую составляющую.
Действительно, практика так называемых стоп-листов для нежелательных гостей распространена повсеместно, включая Запад. Причины тут могут быть самые разные - от подозрений в нелегальной иммиграции до причастности к подрывной деятельности, терроризму и шпионажу. Случается, что западные страны отказывают во въезде и иностранным политикам, в том числе российским. Но делается это, как правило, либо под любым формальным предлогом, либо вообще без объяснения причин. Дело-то деликатное, и доводить его до громкого скандала, попав под огонь критики правозащитников, никому не хочется.
Россия не исключение. Так, по данным Центра общественных связей ФСБ, в 2004 году по линии борьбы с разведывательной и иной деятельностью иностранных спецслужб был закрыт въезд в Россию 32 иностранцам, а также 238 лицам, "обоснованно подозреваемым в причастности к террористической деятельности". Все это - без "шума и пыли". Тут, правда, возникает другой вопрос: почему этих самых иностранцев не впустили с последующим отслеживанием и пресечением всей шпионско-террористической цепочки?
Что касается отказов во въезде политикам, журналистам и правозащитникам, то дело до огласки доходило нечасто. Известно, например, что в ноябре 2002 года было отказано во въезде в Россию французскому журналисту, в 2003 году - корреспонденту датской "Политикен". Показательна тут и история, произошедшая в январе 2003 года: у паспортного контроля в Шереметьево "завернули" создателя гуманитарной неправительственной организации "Кап Анамур" Руперта Нойдека, бывшего министра труда в правительстве Гельмута Коля, популярного христианско-демократического политика Норберта Блюма и известного публициста Гюнтера Вальрафа - несмотря на то что у всех троих были въездные визы. (Блюм, Вальраф и Нойдек намеревались встретиться в Москве с Ахматом Кадыровым, а потом отправиться в Ингушетию и, возможно, в Чечню.) Все это - без объяснения причин. Официальные представители российского МИДа потом сообщили, что во въезде отказали только Вальрафу - за то, что он хотел поехать в Чечню по туристической визе, а это противозаконно. А двое остальных, мол, отказались пересекать границу из солидарности. Так или иначе, но историю быстро замяли.
В случае принятия идеологических визовых ограничений шквал громких скандалов, а значит, и появление дополнительных раздражителей в отношениях между Россией и Западом неизбежны. Обнародование же черного списка знаковых фигур, которым будет запрещен въезд в Россию, к чему призывают авторы поправок, по сути, означает введение политических санкций против той или иной страны. Примеры такого рода существуют. Один из самых ярких - Белоруссия, большинству высших чиновников которой, включая президента Александра Лукашенко, запрещен въезд на территорию Евросоюза, США и ряда других государств Запада. Однако такие меры всегда носят временный и адресный характер. Парламентариям ни одной цивилизованной страны не приходило в голову прописывать в законе норму об "идеологических диверсантах".

Елена ПЕТРОВА. "Итоги", 11 января 2005 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)