Rambler's Top100

№ 185 - 186
10 - 23 января 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Время новостей" о регистрации в России
"Телеграф (Латвия)" о регистрации в Латвии
"Российская газета" о новых миграционных строгостях
"Новые известия" о депортационных лагерях в Краснодаре
"Московский комсомолец" о нелегальной миграции в России и ущербе от нее
"Российская газета" о браках и гражданстве в Словакии
"New York Times" о "пособии" по иммиграции в США для мексиканцев
"Итоги" о российской визовой политике
"Зеркало (Баку)" о тюркофобии в России
"Le Temps" о парадоксах и перегибах политкорректности
"The Independent" о знании иностранных языков в Европе
"Молодежь Эстонии" о политике России в отношении зарубежных соотечественников
"Le Figaro" о недостатке женщин в Китае
"Gazeta.kz" о демографической ситуации в Казахстане и мире

"Вечерний Минск" о демографической ситуации в Белоруссии
"Молодежь Эстонии" о демографической ситуации в Эстонии, Европе и мире
"Газета" об армейских отсрочках
"Новые известия" о протестах против монетизации льгот
"Российская газета" об инвалидах в России
"Молодежь Эстонии" о социальной помощи в Финляндии
"Зеркало (Баку)" об уровне жизни в Азербайджане
"Новая газета" о проблемах россиян в ушедшем году
"Российская газета" о доходах, расходах и других итогах 2004 года для россиян
"Известия" о жертвах цунами в южной Азии
"Independent" о гуманитарной помощи жертвам цунами
"Tageszeitung" о цунами и трафике детей
"Suddeutsche Zeitung" об алкоголизме в России
"Итоги" о влиянии магнитных бурь на пол будущего ребенка

… об уровне жизни в Азербайджане

Создан фундамент для институционального долгостроя

Впрочем, даже и этой базы пришлось ждать очень долго

Итак, закон Азербайджанской Республики "О прожиточном минимуме" окончательно и бесповоротно вступил в силу после состоявшегося в последних числах прошлого года подписания президентом страны соответствующего Указа о применении нового документа.
Напомним, что прожиточный минимум во всем мире регулярно определяется статистиками, с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот важнейший макроэкономический показатель при определении государственной стратегии на рынке труда и в области социальной защиты граждан страны. Периодичность фиксации активного (то есть действительного на текущий отрезок времени) прожиточного минимума зависит в первую очередь от состояния экономики государства и темпов инфляции. Однако в нашем случае ожидается, что активный прожиточный минимум будет пересматриваться по основным социально-демографическим группам населения правительством (с привлечением научных социально направленных институтов и неправительственных организаций) не реже одного раза в год. Это означает, что более частый пересмотр данного показателя будет производиться только в экстремальных ситуациях, таких, как заметное и значительно превышающее прогнозы государственных экспертов ускорение темпов инфляции, финансовый или экономический кризис, либо в других форс-мажорных ситуациях. Согласно требованиям нового закона, прожиточный минимум будет утверждаться одновременно с государственным бюджетом на очередной год.
По существу, прожиточный минимум фактически является границей между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения. Он выявляется на основании средних рыночных цен на продукты, товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины. Интересно, что при составлении ассортимента корзины должны привлекаться физиологи, медики, эксперты по социальным вопросам и маркетологи, точно определяющие, в каких товарах или услугах нуждается человек на протяжении определенного отрезка своей жизни. Например, в ряде экономически состоятельных государств в состав корзины в обязательном порядке входят твердый сыр, вино, расходы на регулярный отдых, то есть компоненты, нехватка которых отрицательно влияет на физическое или моральное состояние человека. Все необходимые компоненты в потребном на месяц количестве суммируются, и в результате мы имеем объем минимальных жизненно необходимых затрат.
Для примера: на данный момент прожиточный минимум в Азербайджане составляет свыше 360 тысяч манатов. Расходы одного работающего человека вырастают соответственно его энергетическим, транспортным и имиджевым (например, существует практика, когда чиновник госведомства или серьезной организации не имеет права прийти на службу не в костюме с галстуком, а в джинсах; добавьте сюда еще необходимость обедать в кафетериях или ресторанах - разница между стоимостью расходов здесь и на домашний обед очевидна) затратам и составляют свыше 440 тысяч манатов. Но уже на работающего гражданина, содержащего еще одного члена семьи (сухим официальным языком последнего принято называть иждивенцем, но мы от этого слова воздержимся), минимальные затраты вырастают до 660 тысяч манатов.
Соответственно, именно на основании этих цифр необходимо устанавливать размеры заработных плат, социальных пособий и пенсий - по крайней мере, так следует по логике вещей. А теперь сравните сумму минимальных ежемесячных расходов с величиной заработных плат, или, Боже упаси, с минимальными зарплатами и пенсиями.
Отсюда принятие законодательной базы, регламентирующей механизм исчисления размеров минимальной оплаты труда и пенсий, и требующей в дальнейшем приведения их в соответствие с прожиточным минимумом, представляется самым кардинальным мероприятием в государственной стратегии борьбы с бедностью. К тому же гибкость, то есть регулярная корректировка этого макроэкономического показателя, является реальным способом противодействия растущему индексу потребительских цен. Фактически закон "О прожиточном минимуме", вступивший в действие с 4 января 2005 года, создает правовое поле для поддержания обоснованного баланса между ростом доходов населения и темпами инфляции.
Итак, прожиточный минимум берется за основу при установлении размера минимальной заработной платы, пенсий, пособий и адресных социальных выплат. Кроме того, согласно законодательству, прожиточный минимум необходим для обоснования предела не облагаемых налогами и другими обязательными выплатами доходов физических лиц, для индексации доходов и вкладов граждан, формирования госбюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов, а также определения регулируемых законодательством цен и тарифов.
Однако на приведение всех этих показателей во взаимное соответствие потребуется не один год. В настоящее время величина пособия для стоящих на учете в качестве безработных лиц, размер заработной платы работников предприятий бюджетной сферы и частных компаний, пенсии и прочие социальные пособия находятся бесконечно далеко от минимального прожиточного уровня затрат.
Однако, по мнению правительственных экспертов, новый закон полностью отвечает требованиям, выставляемым сегодня социальной сферой и рынком труда. Документ предписывает поэтапное увеличение минимального уровня зарплат и пенсий до уровня прожиточного минимума. При этом заработная плата неквалифицированных работников предприятий и организаций, вне зависимости от формы собственности, не может быть меньше уровня минимальной заработной платы.
Не сильно преувеличивая, можно заявить, что действие нового правового документа по существу будет отсрочено - до тех пор, пока требуемый баланс не будет создан. Однако с этого момента от воплощения закона "О прожиточном минимуме" будет реальная отдача, по крайней мере, в тех областях, где государство окажется в состоянии контролировать соответствие размера заработной платы и прожиточного минимума. Можно предположить, что коммерческие структуры найдут способ назначать оклады, не соответствующие затраченным работником интеллектуальным и физическим усилиям, как это наблюдается сейчас повсеместно (кроме руководящих должностей), однако государство на то и государство, чтобы требовать выполнения поставленных собой условий.
До окончательного применения нового законодательного акта госведомствам осталось только подготовить собственные предложения по приведению существующего законодательства в соответствие к закону "О прожиточном минимуме", представить главе государства предложения по составу минимальной потребительской корзины (в этой работе примут участие, как уже говорилось выше, НПО, научно-исследовательские институты, министерства экономического развития, финансов, труда и социальной защиты, а также здравоохранения). Это предварительные мероприятия. Что касается текущих обязанностей, то со вступлением в силу нового закона Кабинету министров поручается подготавливать и ежегодно представлять главе государства свои рекомендации по прожиточному минимуму по основным социально-демографическим группам населения страны, предложения по установлению соотношения прожиточного минимума к минимальной заработной плате и социальных пособий, а также адресной государственной социальной помощи.
Все эти работы займут определенное время, и никто сразу хорошей жизни не обещает. Но если вспомнить, что тринадцать лет национальной независимости мы просуществовали без базового документа, определяющего социальную стратегию государства, ждать осталось не так уж и долго.

Е. СТАРОСТИНА. "Зеркало (Баку)", 6 января 2005 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)