Rambler's Top100

№ 183 - 184
20 декабря 2004 - 9 января 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Что мы знаем о лисе?..

О создании Общества сеяния иллюзий

Как нам послать наш народ подальше

См. также Архив "Что мы знаем о лисе?"

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер

Как нам послать наш народ подальше

Кандидат исторических наук журналист Ярослав Бутаков знает, что:

Нам надо снова "обращаться к проектам переселенческого освоения русского Востока и Севера". "Пойти на Север или погибнуть", - говорит он.

Я. БУТАКОВ. Пойти на Север или погибнуть.
Русский журнал, 20 октября 2004 года

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что Ярослав Бутаков совершенно прав. Ведь еще когда писал поэт:

Необходимо наше царство
В глухие увести места -
В Сибирь, на Север, на Восток,
Оставив за Москвой заслоны,
Как некогда увел пророк
Народ в предел незаселенный.
Но завершив исход синайский,
Во все концы пресечь пути,
А супротив стены китайской -
Превыше оной возвести.

Но все же есть недоработки и у Ярослава Бутакова, и даже симпатизируя ему, Демоскоп не может удержаться от критических замечаний.

Во-первых, журналист хотя и правильно, но недостаточно сурово осуждает тех авторов, которые еще во время "перестройки" стали "вовсю муссировать тезис о якобы затратном, неэкономичном способе освоения нашего Крайнего Севера. Подчёркивалось, что мы создаём постоянное городское население в полосе экстремального климата и поэтому вынуждены затрачивать много средств на поддержание жизнедеятельности людей и городской инфраструктуры". При этом "у неискушённого читателя создавалось такое впечатление, будто на севере Канады и в Аляске вообще нет постоянного населения, и вся геологическая разведка, добыча руд, нефти и газа ведётся там только летом, а в остальное время, кроме песцов и белых медведей, никто не тревожит белого безмолвия североамериканской тундры".
А к чему это привело? Привело к тому, что "минуло 15 лет, и наш Север сделался подстать только что описанной фантастической картине. Да если бы только Крайний Север! Во всём Дальневосточном федеральном округе (ДВФО), на территории которого в 1989 году проживало 7,9 млн. человек, по данным переписи 2004 года насчитывается всего 6,6 млн.!".

Конечно, 6,6 миллионов человек (точнее, 6,7) для территории в 6,2 миллиона квадратных километра - это никуда не годится! Это выходит 1,1 человека на квадратный километр, в точности как на Аляске - хоть глазами неискушенного читателя, хоть по свидетельству американского Бюро цензов. Картина совершенно фантастическая.

Но главное, что до того, как минули эти 15 лет, у нас в ДВФО было почти 1,3 человека на квадратный километр - это же совсем другое дело! Тут как раз уместно вспомнить, что и делает Я. Бутаков, о "недальновидном, халатном отношении царской бюрократии к проблемам переселения и колонизации", которое "вынудило забросить освоение американских колоний России". А то мы бы и их заселили с такой же огромной плотностью. Беда, однако, в том, что, вспоминая о царской бюрократии, он уводит нас от вопроса о конкретных виновниках того, что сейчас, уже не в царское, казалось бы, время в стране возобладал неискушенный читатель их писаний, и население Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока стало сокращаться, а не расти, как несомненно было бы, если бы история шла не так, как она идет, а по-другому. Это, как мы уже сказали, во-первых.

Во-вторых, недостаточно четко сформулирован конструктив. Что делать? Как будем побуждать к переселенческому освоению Востока и Севера? И кого? Тут либеральное прекраснодушие не подходит, надо действовать по-деловому.

Как бы поступил на месте Я. Бутакова Демоскоп? Первым делом - посчитать. Имеем Дальневосточный Федеральный округ с плотностью населения 1,1 человека на квадратный километр. Ставим задачу: к 2015 удвоить плотность. Ergo: не хватает 7 миллионов человек. Надо завезти их извне.

Но из какого вне?

Разумеется не из внешнего вне. "Кто-то пытается заверить, будто только иммиграция может дать России рабочие руки и т.п. Не буду сейчас приводить никаких аргументов против этой точки зрения, скажу только, что, раз приняв её, мы рискуем в одно прекрасное утро, не выезжая из Москвы, проснуться вне России", - правильно говорит нам Я. Бутаков. Правда, он, обстоятельно рассказывая в назидание нам об успехах заселения Аляски и севера Канады, почему-то не упомянул, что и США и Канада активно завозят иммигрантов. Вот как, например, обстоит дело в Канаде, население которой в пять раз меньше российского.

Иммиграция в Канаду, тысяч человек

 

1996

1997

1998

1999

2000

Всего

225,8

215,9

174,1

189,9

226,8

В том числе

   из Китая

17,5

18,5

19,8

29,1

36,7

   из Индии

21,1

19,6

15,4

17,4

26

   из Пакистана

7,7

11,2

8,1

9,3

14,2

   из Филиппин

13,1

10,9

8,2

9,2

10,1

   из других стран

166,5

155,6

122,7

124,9

139,9

Нам это все, конечно, не подходит. Для нас, говорит Я. Бутаков, "единственное средство в борьбе с опасностью миграции из соседних стран - это поощрение колонизации". Так мы ее всегда и поощряли. У нас еще давным-давно Совет НАРОДНЫХ комиссаров принял довольно-таки секретное для народа постановление, которым предписывалось осужденных обычными судебными органами к лишению свободы на три года и выше передавать для отбытия лишения свободы в исправительно-трудовые лагеря ОГПУ - разумеется, в дополнение к осужденным необычными судебными органами. А этому ОГПУ (Объединенному государственному политическому управлению, хотя некоторые - безусловно, неправильно - расшифровывали эту аббревиатуру как "о, господи, помоги убежать") вменялось в обязанность расширить существующие и организовать новые лагеря в отдаленных районах "в целях колонизации этих районов и эксплуатации их природных богатств путем применения труда лишенных свободы".

И, представьте, помогло. Я. Бутаков, осуждая царскую бюрократию за то, что ей так и не суждено было последовать советам "мудрого холмогора", специально подчеркивает, что "интенсивный рост населения АЧР начался только в годы первых пятилеток. Индустриальная колонизация Сибири оказалась гораздо перспективнее аграрной… Перепись населения 1937 года показала, что в АЧР проживало 16 млн. человек. Это было больше, чем в 1926 году, на 3,7 млн. или на 30%. Всё население РСФСР за этот период увеличилось на 11,7 %. Особенно сильно возросло население Дальневосточного края - на 95%". Еще бы ему не возрасти, если (правда, по переписи 1939 года) только "спецконтингента", прошедшего перепись по линии НКВД (ОГПУ к тому времени плавно перетекло в НКВД), в этом крае было 455 тысяч человек. Всего же в АЧР с ее 16-миллионным населением такого "контингента" было более 1,1 миллиона человек, в том числе чуть не полмиллиона одних только высланных сюда и выживших раскулаченных "трудопоселенцев". Да еще здесь находилось около 150 тысяч военнослужащих. Так что интенсивный рост населения АЧР в годы первых пятилеток достигался разными способами. Америкашкам вон понадобилось 25 лет, чтобы приросло 250 тысяч человек на Аляске, а у нас - р-раз! - и сразу добавилось больше миллиона. Не считая, конечно, усушки и утруски в процессе, - лес рубят, щепки летят.

А нерешительный, прекраснодушный Я. Бутаков именно о способах как-то мало говорит. Народу в России становится все меньше и меньше. И в европейской части России людей не густо по нынешним стандартам - хоть мировым, хоть европейским. Потому она и притягивает часть населения из-за Урала. А нам с Я. Бутаковым надо, чтобы они ехали в противоположном направлении. Как заставить их понять, что мы более правы?

А вот как - и это наше третье замечание. Надо разъяснить нашему доверчивому народу, что Сибирь - это вовсе не Сибирь, а почти курорт. Я. Бутаков разъясняет это, конечно, но как-то не очень уверенно. Глобальное потепление, говорит он, "возможно, открывает для нас благоприятные перспективы". Но тут вся беда в том, что проблемы, связанные с глобальным потеплением у нас неправильно освещаются. "Чаще всего всё в том же стиле всесветной страшилки. Но, воистину, нелепо пугаться потепления в стране, больше половины которой лежит в зоне вечной мерзлоты!"

Глубокая мысль. Разве все мы не знаем, что если в холодной комнате затопить печь, то скоро в ней станет тепло? А чем, скажите, биосфера отличается от нашей комнаты? Да ничем! Всем, кто хочет ехать в Сибирь, и всем, кто не хочет туда ехать, должно быть ясно, что Якутия вот-вот станет чем-то вроде черноморского побережья Кавказа. Пора покупать там дачные участки, а то будет поздно.

И тут вдруг мы читаем у Я. Бутакова: "Строить государственную политику, надеясь исключительно на недоказанный пока природный феномен, было бы, конечно, нелепо". Это нам неприятно слышать. А на что же нам еще надеяться? Нельзя допускать таких непродуманных высказываний.

Нам намного милее заключительный аккорд статьи. "Игнорировать возможность климатических изменений при стратегическом планировании регионального экономического развития не следовало бы. И это снова заставляет обращаться к проектам переселенческого освоения русского Востока и Севера".

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)