Rambler's Top100

№ 183 - 184
20 декабря 2004 - 9 января 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета" о демографической политике в России
"Политический журнал" и "Российская газета" о миграционной политике
"Время новостей" о трудовой миграции в России
"Известия" о регистрации россиян и украинцев
"Известия" о "приемниках" для нелегалов в Москве
"Новая газета" о судебном процессе по регистрации
"The Times" об ограничении еврейской иммиграции в Германии
"Росбалт", "Известия", "Hamburger Abendblatt" и "Новые известия" о мусульманском вопросе в Германии, Франции и Голландии
"Le Monde" об исламофобии и экстремизме в Европе
"Труд" о ксенофобии
"Новые известия" о будущем английского языка
"Gazeta.kz" о безработице в Казахстане
"Российская газета" об уровне жизни сейчас и в перспективе
"RBC daily" о минимальной зарплате
"Профиль" о бедности

"Московские новости" о пробуксовке пенсионной реформы в России
"Российская газета" о наркомании глазами главы МВД
"Труд" об алкоголизме и алкогольных психозах
"Молодежь Эстонии" о молодежной наркомании и алкоголизме в Эстонии
"Российская газета" об оказании бесплатной медицинской помощи в рамках пакета "социальных услуг"
"Время новостей" о "пиаре" реформы здравоохранения
"Новые известия" об онкозаболеваемости в Чечне
"Деловая неделя" о СПИДе и экономике ЮАР
"Gazeta.kz" о СПИДе в Узбекистане
"Независимая газета" о продолжительности жизни
"Известия" об эликсире молодости
"Новые известия" о возможной отмене армейских отсрочек
"Независимая газета" о "женских квотах" в Узбекистане
"The New York Times" об иске эскимосов по поводу регионального потепления климата

… о мусульманском вопросе в Германии, Франции и Голландии

"Мусульманский вопрос" раскалывает Германию

Ставшие почти привычными поджоги мечетей и церквей, столкновения между молодежными группировками турок и немцев, жаркая полемика политиков по "мусульманскому вопросу" - всё это неуклонно накаляет общественную атмосферу в Германии, еще недавно считавшейся образцом политкорректности.
Главные причины обострения этого вопроса у всех на виду: в стране, коренное население которой сокращается и стареет, проживает более 3 миллионов мусульман, семьи которых, как правило, многодетны, и которые выстроили в ФРГ "параллельный мир" - со своими жилыми районами, предприятиями, клубами, мечетями... Ислам стал второй по численности паствы религией в стране, где церкви традиционных конфессий посещают всё меньше прихожан; в целом же число мусульман в Германии за последние двадцать лет удвоилось.
Те немцы, которые считают опасным такое положение дел, сейчас высказываются решительно против вступления Турции в ЕС, не без оснований полагая, что это откроет шлагбаум для новой волны миграции турок в Германию. Сторонники этой точки зрения выступают за проведение референдума по этому вопросу, ссылаясь на пример Франции и Австрии. Для страны, которая является локомотивом Европейского Союза, взяв на себя львиную долю взносов в бюджет ЕС, это намерение немецких налогоплательщиков кажется вполне логичным.
Проводником этих настроений стала Немецкая партия (DR), принявшая решение выступить с общественной инициативой по сбору подписей граждан Германии против принятия Турции в Европейский Союз. Примечательно, что данную позицию поддерживает и Конвент российских немцев, также обращающий внимание на реальную опасность "исламизации" страны. Эта организация задается резонным вопросом: почему при постоянном наступлении на права российских немцев в ФРГ открываются новые возможности для иностранцев другого вероисповедания?
Пресс-служба Конвента российских немцев напоминает, что население Турции выросло за полвека втрое, причем коэффициент рождаемости в этой стране возрастает. "Если народу с таким уровнем рождаемости открыть ворота в ЕС, то он в течение полувека станет здесь преобладающим и сможет радикально изменить в нем всё, причем на законных основаниях, по правилам и принципам самого Европейского Союза, - предостерегает Конвент. - С учетом того, что христианская и мусульманская культуры и религии радикально различаются, и основанные на этом противоречия уже широко используются мусульманскими террористами во многих христианских странах, надеяться на гармоничное сосуществование бок о бок этих двух антагонистических начал не приходится. Вхождение Турции в ЕС, скорее всего, может привести к ситуации очень схожей с бывшей Югославией".
Трагедия косовских сербов, изгнанных со своих исконных земель албанцами, в свете происходящих в Германии событий поминается также в другой примечательной публикации - "Троянский конь скачет в Евросоюз" в русскоязычной газете "Ost-west-Panorama". Говоря о политиках ФРГ, автор публикации задается вопросом: "Почему они ведут себя так робко? Они ведь тоже граждане нашей страны, и им должно быть небезразлично ее будущее. Нельзя оставлять нашим потомкам такое наследство, какое оставил своим Тито. Им это будет стоить гораздо дороже".
Тревогу "аусзидлеров" - российских немцев, интересы которых в первую очередь отражает названная газета, - можно понять: на их глазах бездарные политики и авантюристы развалили великую державу, и переселенцы не желают, чтобы их новая родина, Германия, со временем повторила печальную участь Югославии или Советского Союза.
По мере приближения к парламентским выборам, "мусульманскую карту" начинают активно разыгрывать все политические партии ФРГ, которые подчас непредумышленно или же намеренно добавляют поленьев в разгорающийся костер. При этом единства подходов к этой проблеме в рядах германской политической элиты пока не наблюдается.
Так, сторонники решительных мер (оппозиционные ХДС и ХСС) предлагают ввести специальные квоты на количество "граждан немецкой национальности" - в школах, детсадах и даже городских кварталах. "Квотирование", по их мнению, значительно ускорит процесс интеграции иностранцев. Предлагается также обязать последних при получении немецкого паспорта давать клятву на Конституции ФРГ и поднять на должную высоту вопрос о необходимости признания и уважения "неофитами" господствующей системы ценностей страны, в которой они живут.
Эти подходы определились на недавнем партийном съезде христианских демократов, на котором прошли дебаты по всем болезненным для Германии темам - патриотизма, интеграции, противостояния вер... На съезде с критических позиций осмысливался и расхожий термин "мультикультура", прочно вошедший в политический лексикон, говорилось о необходимости защиты традиционных религиозных и культурных ценностей Германии, немецкого языка, конституции ФРГ, о целесообразности поддержки разумных альтернатив исламскому экстремизму в "немецком" и "европейском" исламе...
В противовес христианским демократам лидеры немецких "зеленых" считают, что без культурного многообразия современное общество не имеет свободы, настаивая на мирном диалоге с исламом, основанном на демократических принципах правового государства...
Много шума здесь наделала фраза известной "правозащитницы", председателя партии "зеленых" Клаудии Рот: "Разве это не хорошо, если в стране будет больше турок?!"... Эта фраза прозвучала как вызов для многих даже вполне политкорректных немцев.
Еще дальше пошел другой лидер "зеленых" и видная фигура в правительстве ФРГ, министр охраны окружающей среды Юрге Бриттен, предложивший отменить один из христианских праздников страны и вместо него ввести мусульманский. И это в то время, когда его коллега по кабинету министров, глава МВД Отто Шили предлагает выдворять из страны имамов, призывающих к джихаду против "неверных".
Таким образом, разногласия по "мусульманскому вопросу" внутри правящей в Германии коалиции - налицо. Но этот вопрос раскалывает даже саму "партию зеленых". Например, лидер парламентской фракции "зеленых" Катрин Геринг-Эккарт потребовала от иностранцев жить не по собственным законам, а по законам Германии, в которой они нашли работу, кров, в которой учатся их дети, а семьи получают финансовую помощь от государства.
...Происходящее ныне в Европе позволяет иначе взглянуть на политическую ретроспективу России. Ведь еще недавно любое выступление со стороны национальных меньшинств бывшего СССР и РФ воспринималось Западом как справедливый ответ на великодержавные амбиции русских. Но если принять в расчет то, что удельный вес мусульманского населения в России значительно выше, чем в странах Европы, возникает вопрос: может быть, пока не поздно, Европе следует поучиться у русских умению мирно жить рядом с мусульманами?

Георгий САДОВНИКОВ. "Росбалт", 20 декабря 2004 года

Французские власти взялись за имамов

Правительство Франции всерьез занялось образованием живущих в стране мусульман, точнее, их духовных лидеров - имамов. Крупнейший в Европе 5-миллионный мусульманский "анклав" - огромная проблема, если не беда для республики. Многие из этих людей агрессивно отвергают местные светские традиции, но подобно губке впитывают идеи воинствующего исламизма, которые проповедуют радикальные имамы. И теперь Париж предлагает имамам "уроки светскости". То есть университетские курсы, раскрывающие основы французского законодательства, истории и культуры.
Курсы стартуют следующей осенью в рамках программы "Французский ислам" в двух колледжах в Париже. По словам министра внутренних дел Доминика де Вильпена, правительство рассчитывает, что к курсам проявят интерес и "опытные" проповедники, и те мусульмане, которые только готовятся к духовной деятельности. "Сегодня из 1200 имамов, отправляющих обряды в нашей стране, 75 процентов не являются французами, а одна треть вообще не знает языка. Это недопустимо!" - возмущается де Вильпен.
МВД информирует, что курсы не будут обязательными, но большинство имамов получат "настоятельные рекомендации" пройти их. Те имамы, которые согласятся посещать занятия, обретут официальный статус студента и разрешение на постоянное проживание в стране. Равно как и возможность получать гранты. Эти меры, по мнению ведомства, должны стать серьезным стимулом для имамов.
Большая часть мусульманской общины Франции - выходцы из Северной Африки. Около 40 процентов имамов родом из Марокко, 24 процента - из Алжира, 6 процентов - из Туниса и 16 процентов - из Турции. В основном они придерживаются фундаменталистских принципов, которые противоречат светским устоям Франции.
Напомним, что пропагандой "умеренного ислама" с помощью государственного образования занялись многие правительства в Европе. Особое внимание ей стали уделять с ноября, когда от рук исламского фанатика погиб голландский режиссер Тео ван Гог, раскритиковавший в своем последнем фильме отношение мусульман к женщинам.
"Большинство имамов, которые проповедуют во Франции, не имеют ни полноценного религиозного, ни современного светского образования, - признает имам из Страсбурга Абдалла Боуссаф. - Мы нуждаемся как в одном, так и в другом. Только так мы сможем получить гарантию мирного сосуществования в пределах современного светского государства".
Кроме всего прочего, в начале января 2005 года в городах с наибольшей концентрацией мусульман - Париже, Лилле, Лионе и Марселе - для имамов откроются интенсивные языковые курсы. А в апреле будет создан фонд, отвечающий за сбор и распределение спонсорской помощи (в том числе и пожертвований от мусульманских государств). Привлеченные фондом средства пойдут на обеспечение этой программы.
Между тем, как заметил де Вильпен, французские мусульмане уже сегодня "более толерантны и миролюбивы, чем мы могли бы представить". По его словам, только 50 из 1686 учреждений, относящихся к этой конфессии, подходят под определение "рассадники исламского радикализма". В то же время, сообщил министр, скоро во всех 22 регионах страны заработают спецотделения полиции, в задачу которых войдет надзор не только над радикальными проповедниками и их паствой, но и над мусульманскими ресторанами, книжными магазинами и халяльными (не торгующими свининой) мясными лавками.
Первое такое отделение в Париже уже провело более сотни проверок, опросило более тысячи человек и в результате депортировало из страны 14 фундаменталистов, в том числе 7 имамов. Эти меры принесли плоды: за год количество мечетей с "одиозной репутацией" сократилось в столичном регионе с 32 до 20.

Артем КОБЗЕВ, Георгий СТЕПАНОВ. "Известия", 18 декабря 2004 года

Во Франции нельзя зваться Фатимой

Только тогда, когда она стала называться именем Катрин, попытка француженки алжирского происхождения устроиться на работу увенчалась успехом...
Имя - это больше, чем просто слово: это - работа или, по меньшей мере, первый шаг, чтобы ее получить, говорит Фатима Талби. Родители молодой француженки эмигрировали из Алжира. Из-за ее мусульманского имени 33-летней женщине уже больше десяти раз открывали в работе. В качестве эксперимента она послала резюме под французским именем Катрин Леконт - и ее пригласили на собеседование.
Приглашение поступило от той фирмы, в которую она уже дважды безуспешно обращалась под своим настоящим именем. Но дискриминация существует не только при приеме на работу. Если француз арабского, африканского или азиатского происхождения хочет снять квартиру, происходит нечто похожее - многие получают отказ прямо от швейцара.
Во Франции уже разработан проект закона, который должен положить конец дискриминации на рынке труда. Он предусматривает, что предприятия, где работает более 250 сотрудников, имеют право принимать только те резюме, в которых не указаны ни имя, ни пол, ни возраст, ни почтовый адрес претендента. Национальное рекрутинговое агентство ANPE с конца января проведет на юго-востоке Франции эксперимент, в ходе которого оно будет передавать работодателю исключительно анонимные резюме.
Численность мусульман во Франции составляет около 5 миллионов, это больше, чем в любой другой западноевропейской стране. По представлению правительства, фактором интеграции должны служить школы, однако попытки вовлечения иммигрантов в западную культуру, очевидно, потерпели неудачу. Например, в школах с этой осени запрещено ношение хиджабов.
Школы могли бы сделать "из маленьких иммигрантов маленьких французов", говорит социолог Филипп Батай. "Но если перед ними встает цель найти работу, то с этими французами обращаются как с их отцами". Найти работу, по словам представителя ANPE Паскаля Отегю, для людей из семей иммигрантов в четыре-пять раз труднее, чем для коренных французов.
Проблемы рынка труда касаются всей экономики: В течение ближайших десяти лет на пенсию уйдет около 40% ныне работающих - то есть возникнет спрос на рабочую силу. "Мы пытаемся использовать это экономическое обстоятельство для борьбы с дискриминацией", - говорит Отегю.
Однако дискриминация процветает. Проблемы иммигрантов, их детей и внуков зачастую начинаются уже при поиске квартиры, а закончиться могут во время вечерней прогулки. В сентябре суд в Гренобле приговорил одну женщину к наказанию в виде штрафа в 10 тыс. евро и четырех месяцев заключения условно, так как она отказалась продать земельный участок французу алжирского происхождения. В Лионе перед судом предстали 11 швейцаров одного ночного клуба, которые отказались впустить в клуб пару из Северной Африки.
Но анонимные резюме в случаях, подобных случаю Талби, не помогают. Пусть тебя даже пригласят на собеседование, но, когда ты придешь, работодатель увидит перед собой человека с темным цветом кожи и именем, например, Мухаммед, говорит Мулуд Аунит, руководитель Движения против расизма и за дружбу между народами (MRAP).
Фатима Талби пришла на назначенное не с первой попытки собеседование как Катрин Леконт. Как только она назвала свое настоящее имя, ей немедленно отказали в приеме на работу. Теперь Фатима перебивается случайными заработками. Она не захотела оставаться Катрин Леконт и не жалеет об этом: "Я убеждена, что создана для этой работы. Я там была бы на месте, - говорит она. - Но свою национальность я на рабочее место не променяю".

Элейн ГАНЛИ. "Hamburger Abendblatt", 17 декабря 2004 года
Перевод с сайта: Inopressa.ru

Страна марихуаны и хиджаба

Что стоит за конфликтом коренных жителей Голландии со своими мусульманскими согражданами

Свободная продажа наркотиков, гомосексуальные браки, узаконенная проституция… Голландия до такой степени упивалась своей толерантностью, что и не заметила, как сама стала ее жертвой.
Судьбоносное решение о начале переговоров о приеме в Евросоюз первой мусульманской страны - Турции - обставлено в лучших традициях политических парадоксов. И дело не только в том, что саммит 25 глав государств, на котором это решение принимается, проводится под председательством Голландии - страны, погруженной в шоковое состояние после убийства в начале ноября мусульманским фанатиком кинорежиссера Тео Ван Гога. Ксенофобия и нетерпимость, выплеснувшиеся в поджоги мечетей и исламских школ, проявились именно в тех странах, которые считались наиболее терпимыми в Евросоюзе.
Сегодняшний Амстердам - пожалуй, один из самых поразительных городов, которые когда-либо видела наша многое повидавшая планета. Я живу здесь всего два месяца, и не было за эти два месяца ни единого дня, чтобы я чему-нибудь не удивилась.
Мой дом стоит не так далеко от центра, всего в каких-нибудь 15 минутах езды на лениво бегущем трамвае. А между тем, выходя утром из подъезда, я могу встретить самую настоящую цаплю, которая будет стоять прямо на тротуаре и, наклонив носатую голову, лениво, без тени страха разглядывать меня. В другой раз мимо прошмыгнет толстый серый заяц, прошуршит по траве еж или закружатся два зеленых попугая, один из которых любит опускаться мне на плечо.
И вместе с тем, бродя по этим пронизанным каким-то первобытным спокойствием улицам, я ни минуты не сомневаюсь в том, что шеф местной полиции говорил на днях правду, утверждая, что Амстердам в последние годы превратился в криминальную столицу Европы, куда слетаются на тайные вечери короли теневой экономики со всего континента. Я верю ему, потому что в моем районе, том самом, по которому гуляют цапли и носятся зайцы, средь бела дня убили знаменитого режиссера Тео Ван Гога. Убили зверски - расстреляли в упор, затем перерезали горло. А убийцу после перестрелки взяли в парке, где я часто гуляю с ребенком.
Для города и страны, где сняты почти все запреты, которых придерживаются большинство человеческих обществ, где разрешены гомосексуальные браки, где проституция внесена в государственный реестр профессий, где свободно продаются наркотики и т.п. - это событие стало шоком. Голландия вдруг заметила, что главный амстердамский парадокс вовсе не во всем этом. Он в том, что среди верующих здесь давно и уверенно преобладают мусульмане.
Мечетей - сколько дней в году
До какого-то момента эти взаимоисключающие миры - христианство и ислам - просто не пересекались. Мусульмане торговали зеленью и овощами, ходили разве что в магазин да в мечеть, жили своими "кишлаками", растили многочисленных детей и на голландском не умели даже здороваться. Чувствовалось, что их немало, но оперировать точными цифрами было как-то не принято. Помню, в одной из местных газет меня поразила цифра - оказывается, в начале прошлого века в Амстердаме местными властями был официально зарегистрирован один (1) мусульманин. В начале нынешнего века картина в корне иная - это видно даже на глаз. Крупные мусульманские общины есть в Гааге, Амстердаме, Роттердаме, Утрехте. Непосредственно в Амстердаме с его 600-тысячным населением 88 тысяч, по данным социологических опросов, исповедуют ислам. Уже сейчас каждый четвертый младенец, рождающийся в Нидерландах, появляется на свет в мусульманской семье. Это означает, что через двадцать лет в поколении 18-летних исповедующих ислам будет ровно половина. На Голландию медленно, но верно надевают хиджаб...
Мессии или шайтаны?
Нельзя сказать, что здесь до убийства Ван Гога этого никто не замечал. Но говорили об этом мало. Знакомые вспомнили только одну пожилую голландку, чьими последними словами перед смертью были: "У нас в стране мечетей, сколько дней в году! Ущипните меня, мне все кажется, что я в бреду!"
В основном же Амстердам декадентствовал с кальяном в зубах, упивался своей толерантностью и отказывался считать на улицах хиджабы. Это сделали Теодор Ван Гог и его единомышленница - бывшая мусульманка Айаан Хирси Али, которая отреклась от своей веры и в унисон с Ван Гогом кричала, что "инцест, насилие и аборты - норма жизни многих мусульманских семей" и что 60% абортов в Голландии делаются именно мусульманками. Причина, по которой эта маленькая, хрупкая женщина решила изменить Аллаху, кроется в ее прошлом. В детстве учитель Корана проломил ей на уроке голову, пытаясь таким способом что-то втолковать. Когда Айаан была уже студенткой и училась в Берлине, отец собрался выдать ее замуж за дальнего родственника из Канады, которого его дочь ни разу в жизни не видела. Хирси Али в ответ купила билет до Амстердама и навсегда порвала и с семьей, и с верой. Она приняла голландское гражданство и даже прошла в гаагский парламент от партии либералов.
Что же касается Ван Гога, то этот гений эпатажа, прежде совершавший подвиги вроде пробежки в трусах перед Королевским дворцом с громкими матами в адрес королевы, взялся за ислам не на шутку. Правда, роль этой пары до конца не ясна. И трудно понять, чего они принесли Голландии больше - вреда или пользы. Как сказал мне в приватном разговоре священник одной из весьма далеких от ислама конфессий: "Лично я не удивляюсь тому, что произошло. Тео Ван Гог сделал все, чтобы его убили. Скорее, я поражен долготерпением мусульман. Они столько раз его предупреждали...". Кстати, тот же священник заметил и еще одну довольно интересную и важную, на мой взгляд, вещь. Что голландское общество было взорвано, возможно, не убийцами Ван Гога, а... самим Ван Гогом, потому что его оскорбительные выходки заставили многих молодых людей, родившихся в турецких или марокканских семьях, но уже на голландской земле и зачастую даже не говоривших на языке предков, начать читать Коран. Просто из чувства протеста.
"Но как же получилось, что ислам стал в Голландии главенствующей религией?" - спросила я святого отца.
"Да очень просто, - ответил он. - Потому что церковь, как католическая, так и протестантская, играет в жизни голландцев очень слабую роль. Другие религии не борются за своих прихожан так неистово, как мусульманская. Я знаю немало случаев, когда голландцы, которые вообще-то по жизни в основном атеисты, принимали ислам. Все это происходит постепенно... Сначала им дают почитать Коран, и это чтение их увлекает. Может быть, если бы им дали Библию, они читали бы Библию. Человеку необходим жизненный стержень. Не случайно, 70% жителей западных стран, казалось бы, таких сытых и благополучных, страдают острой клинической формой депрессии. В современном мире у людей нет опоры под ногами, которую их предкам давала вера".
Как приручить имама
После убийства Ван Гога Голландия уже никогда не станет прежней.
Ван Гог убит... Его накрытое простыней тело и теперь иногда показывают видеоэкраны в трамваях. Айаан Хирси Али, и прежде не выходившая из дому без телохранителей, ни разу после того, что случилось с ее другом-режиссером, не появилась в общественном месте. На телевидении и в прессе не стихают политические дискуссии, лейтмотив которых: "После этой кровавой расправы Голландия никогда не станет прежней". То и дело вспыхивают мечети, к домам мусульман подбрасываются свиные головы. Так что же, эта маленькая европейская страна, которая столько лет дивившая белый свет своими чудачествами и вольнодумством, стоит на пороге серьезного политического катаклизма?
Об этом говорят сейчас многие. Но говорить можно все что угодно. Главный вопрос - что же теперь делать? Вряд ли Голландия, даже после Норд-Оста и Беслана осуждающая Россию за войну в Чечне, решится вскрыть свои собственные язвы хирургическим скальпелем и для начала выслать хотя бы нелегалов, число которых не поддается подсчету. А для "бархатной" революции путь, в общем-то, один. Ужесточать иммиграционные меры и добиваться ассимиляции уже осевших тут мусульман.
Кое-что, впрочем, власти пытались предпринять и до убийства Тео Ван Гога. Например, в марте прошлого года министр по иммиграции и натурализации Хилбранд Навийн, понимая, какую огромную роль в жизни малограмотных в массе своей исламистов играют их священники, трактующие Коран и объясняющие, как жить, изготовил занятный законопроект. Он предусматривал, что имамы, желающие практиковать в Голландии, должны сесть за парты и прослушать курс лекций по терпимости к другим религиям, женщинам и гомосексуалистам, марихуане и эвтаназии. По итогам этого своеобразного курса, который именовался курсом по голландскому языку и культуре, имамы должны были сдавать экзамен. И лишь на таких условиях им будет выдаваться въездная виза.
Очевидно, в этой идее есть здравое зерно - не случайно о чем-то подобном думают и соседи Голландии по ЕС. Хотя, честно говоря, я, например, не представляю, как можно "приручить" неистового имама амстердамской мечети аль-Тауида. Имама, вдохновенно читающего своим прихожанам вместо проповедей отрывки из запрещенной книги "Путь мусульман", согласно которой, в частности, с гомосексуалистами (которых здесь гораздо больше, чем дней в году и, стало быть, чем мечетей) следует поступать однозначно. А именно - сбрасывать с крыш домов и, если они после этого остались в живых, добивать камнями...

Инесса РАССКАЗОВА. "Новые известия", 17 декабря 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)