Rambler's Top100

№ 183 - 184
20 декабря 2004 - 9 января 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета" о демографической политике в России
"Политический журнал" и "Российская газета" о миграционной политике
"Время новостей" о трудовой миграции в России
"Известия" о регистрации россиян и украинцев
"Известия" о "приемниках" для нелегалов в Москве
"Новая газета" о судебном процессе по регистрации
"The Times" об ограничении еврейской иммиграции в Германии
"Росбалт", "Известия", "Hamburger Abendblatt" и "Новые известия" о мусульманском вопросе в Германии, Франции и Голландии
"Le Monde" об исламофобии и экстремизме в Европе
"Труд" о ксенофобии
"Новые известия" о будущем английского языка
"Gazeta.kz" о безработице в Казахстане
"Российская газета" об уровне жизни сейчас и в перспективе
"RBC daily" о минимальной зарплате
"Профиль" о бедности

"Московские новости" о пробуксовке пенсионной реформы в России
"Российская газета" о наркомании глазами главы МВД
"Труд" об алкоголизме и алкогольных психозах
"Молодежь Эстонии" о молодежной наркомании и алкоголизме в Эстонии
"Российская газета" об оказании бесплатной медицинской помощи в рамках пакета "социальных услуг"
"Время новостей" о "пиаре" реформы здравоохранения
"Новые известия" об онкозаболеваемости в Чечне
"Деловая неделя" о СПИДе и экономике ЮАР
"Gazeta.kz" о СПИДе в Узбекистане
"Независимая газета" о продолжительности жизни
"Известия" об эликсире молодости
"Новые известия" о возможной отмене армейских отсрочек
"Независимая газета" о "женских квотах" в Узбекистане
"The New York Times" об иске эскимосов по поводу регионального потепления климата

… о пробуксовке пенсионной реформы в России

До пенсии не доработал

Разработчик пенсионной реформы поставил на ней крест. Таков итог его четырехлетнего сотрудничества с правительством
Два года своей жизни я потратил на разработку пенсионной реформы и на проталкивание пенсионных законов, потом два года объяснял всем, кто готов был меня слушать, как эти законы работают. Хватит, больше не хочу этим заниматься.
Очень заинтересованная сторона
Существовавшая до конца ХХ века пенсионная система в России называлась распределительной. Суть ее заключалась в том, что у работающих удерживались налоги, а из них выплачивалась пенсия. Но со временем количество пенсионеров по отношению к количеству работающих стало возрастать. Если раньше за счет налогов трех работающих одному пенсионеру выплачивалась пенсия, то сейчас на одного пенсионера приходится уже два работающих. Ближе к 2050 году будет приходиться один работающий на одного пенсионера. Поэтому в пенсионной системе надо было что-то менять.
Что же было придумано? На каждого работающего гражданина моложе определенного возраста заводится отдельный именной счет, на который направляется часть единого социального налога. На этом счете накапливаются деньги, которые инвестируются с тем, чтобы получался доход. Он вместе с инвестициями составит прибавку к государственной пенсии, которая остается хотя бы в минимальном размере. При этом каждый год размер отчислений должен увеличиваться, а накопленный доход давать сложные проценты. В результате за 10 - 15 лет, которые оставались работать самым пожилым людям, участвующим в реформе, им удавалось бы скопить определенную прибавку к пенсии. А новые участники этой системы должны были зарабатывать на себя сами.
За два года путем титанических усилий удалось принять пять законов. А когда их наконец приняли, началась межведомственная борьба, кто что будет контролировать. Все прекрасно понимали, что к 2010 году 2 накопительных процента превратятся в 50 миллиардов долларов: по размерам это почти государственный бюджет. На контроль претендовало несколько ведомств: Министерство труда, Минфин, Федеральная комиссия по ценным бумагам. Заинтересованной стороной был и Центральный банк. В результате те самые 26 постановлений правительства, которые должны были быть приняты к 1 мая 2003 года, чтобы пенсионная реформа началась, просто не были приняты. Когда все устали ждать, Михаил Дмитриев, замминистра экономического развития, не выдержал и открыто сказал о том, что Пенсионный фонд России (ПФР) саботирует пенсионную реформу. И получил за это выговор.
В результате какие-то решения были приняты. На скорую руку был проведен конкурс по отбору управляющих компаний. 55 претендентов, которые подали заявления об участии в конкурсе, были тут же признаны его победителями. Но к тому моменту, когда конкурс завершили и объявили его результаты, уже прошли сроки рассылки уведомлений о состоянии пенсионных счетов (рассылать их должен был ПФР). Но и на этом все не закончилось.
Стакан наполовину пуст
Рассылка уведомлений все более задерживалась. Нужно было отпечатать почти 40 миллионов извещений, каждое - именное и номерное. Это сложный технологический процесс, который не выполняла ни одна страна мира. Пенсионный фонд взялся и инвестировал большие деньги. Причину задержки не разглашали. Может, бумага была не той влажности, может, конверты не того размера. Дальше - больше. Вдруг выяснилось, что почта в России бесплатно не работает. А в бюджете Пенсионного фонда России, который утверждается Государственной думой, денег на это не предусмотрено. Два года готовились к пенсионной реформе, а деньги на марки предусмотреть забыли.
Пока решали этот вопрос, ушло время. Письма надо было разослать к 1 августа, а разослали их к концу октября. Причем в письме было черным по белому написано: заявления, поданные после 15 октября, не принимаются. Как поступали нормальные люди? Разумеется, выкидывали письмо в ведро. В это время проходит заседание правительства, которое принимает историческое решение: продлить срок приема заявок до 15 декабря. Информация об этом была опубликована лишь в "Российской газете". Но тот, кто ее не читает, оказался не в курсе.
В результате только 2 процента людей, участвующих в пенсионной реформе, выбрали частные управляющие компании. Они раскопали информацию, нашли бланк заявления, который был только на сайте ПФР или Минфина (частным управляющим компаниям запретили вывешивать текст заявления, сочтя это неправомерной рекламой). А потом надо было еще заполнить это заявление, сходить к нотариусу, заверить его и отправить. Кто-то считает такой процент провалом, а мне кажется, это большая удача. Целых 700 тысяч человек смогли преодолеть все барьеры, которые им расставило государство.
Срок имеет значение
В этом году ситуация повторилась почти полностью. Напоминаю, что до 1 июля ПФР должен был разослать всем письма, а до 1 октября по закону люди должны были определиться с выбором управляющих компаний. И до 15 декабря управляющие компании в соответствии с поручениями граждан должны были получить деньги.
Но весной в России случилась реорганизация правительства. В ходе которой главное действующее лицо, глава ПФР Михаил Зурабов перешел на другую работу. Кроме того, инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда попала под руководство Федеральной службы по финансовым рынкам. Постановление правительства о ее формировании было подписано в конце лета. У Минфина функции контроля за пенсионной реформой в рамках реорганизации правительства изъяли и никому другому не передали. Вот никто ничего и не делал. И тут вспомнили, что до 1 июля должны все письма разослать. А кто за это ответственный? Нет такого: реорганизация правительства идет! Наконец нашли крайнего - Пенсионный фонд России. Сроки снова решили перенести. Я робко пытался возразить. В прошлом году сроки устанавливались постановлением правительства. А начиная с 2004 года - законом. Чтобы поменять сроки, нужно изменить закон. И чиновники вплоть до 15 сентября с неиссякаемым оптимизмом утверждали, что сроки будут изменены.
Напомню, что установленный законом срок завершения подачи заявок - 1 октября. В конце сентября председатель ПФР констатировал, что никто не будет менять сроки. Потом он вспомнил, что должен заключить договор с компаниями, которые, в свою очередь, должны принимать эти самые заявления от граждан. Организовать прием заявлений для 40 миллионов человек - титаническая работа. В результате на нее осталось два рабочих дня.
И тогда я решил: хватит заниматься этим цирком. Пенсионная реформа не нужна чиновникам. Правда, она нужна мне и еще 40 миллионам, которые могли бы с ее помощью увеличить свои пенсии, но это мало кому интересно.

Досье МН
Павел Теплухин - президент управляющей компании "Тройка Диалог". Родился в 1964 году, выпускник экономфака МГУ им. Ломоносова. Имеет ученые степени магистра экономики (Лондонская школа экономики) и кандидата экономических наук (МГУ).
В 1989 - 1990 годах работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР под руководством Евгения Ясина.
В 1990 - 1991 годах являлся исполнительным директором первой в СССР частной консультационной фирмы АО "Академия" и участвовал в первых приватизационных проектах во многих республиках бывшего СССР.
В 1991 - 1993 годах - работал в Институте экономической политики под руководством Егора Гайдара.
С 1993 года активно работал с Министерством финансов и Министерством экономики, сначала в качестве экономического советника под руководством Джеффри Сакса, а затем в качестве эксперта Российско-европейского центра экономической политики.
С 1994 года возглавлял московский офис Лондонской школы экономики.
В 2004 году занял второе место в списке 100 самых профессиональных менеджеров России (составляется ИД "Коммерсант" и Ассоциацией менеджеров).

Павел ТЕПЛУХИН. "Московские новости", 17 декабря 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)