Rambler's Top100

№ 183 - 184
20 декабря 2004 - 9 января 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

О некоторых тенденциях на рынке труда в странах с переходной экономикой

Казахстанский путь модернизации: этнодемографический аспект

Региональные тенденции демографического развития Республики Казахстан за 1990-2002 годы

Русскоговорящие в Германии

Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)

О социальной структуре монгольского общества

Алматы или Алма-Ата?

О социальной структуре монгольского общества

С. Гомбо1, О. Монкбот2
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования" №6, 2006. Перевод М.Н. МУХАНОВОЙ)

Монгольские исследователи Х. Нямбуу, Ц. Уртнасан, Х. Гундсамбуу, С. Дашдаваа, Ц. Пурэв и др. в числе первых в нашей стране проанализировали социальную структуру современного монгольского общества, сложившуюся в результате коренного преобразования и переориентации дальнейшего развития Монголии. Ее динамические изменения по скорости, глубине и остроте социальных противоречий могут быть сравнимы лишь с социальной революцией. В условиях трансформирующегося общества прежняя марксистская парадигма перестала быть методологической основой исследования новых реальностей. Такой основой исследования социальной структуры общества в Монголии в настоящее время является многомерный, иерархический подход. В качестве определителей используются следующие социально-значимые реалии: доход, образование, профессия, должность, опираясь на которые описана/раскрыта реальная картина социальной структуры нашего общества.

В течение четырех лет кафедра социологии МонГУ проводила выборочные исследования по всем регионам страны. Исходя из размеров дохода и богатства, соотношения доходов и затрат на потребление, а также опираясь на материалы официальной статистики, мы выявили экономическую стратификацию населения страны, которая базируется в зависимости от доходов на пятиуровневой иерархии материальной обеспеченности. Первый из них составили "богатые" - покупают то, что хотят, ни в чем себе не отказывают - наиболее малочисленная группа (около 4%). Второй уровень занимают "достаточно обеспеченные" - имеют все необходимое, позволяют покупки недвижимости и драгоценностей (19-20%); самая большая группа (свыше 50%) "среднеобеспеченные" - ограничиваются только необходимым продовольствием, а для покупки одежды пользуются кредитом; почти 22% в группе "бедные", которые не обеспечивают даже повседневные потребности, а 3% - "нищие" - испытывают постоянную нужду, хронически голодают. Доходом мы считали любую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Таким образом, почти 76% от общего числа населения находятся по мировым стандартам за чертой бедности. Все резче верхние слои, составляющие около 4% населения, отдаляются от массовых категорий населения, концентрирующихся на полюсе бедности, образуют гипертрофированные формы социального неравенства.

В социалистический период, до 1990-х гг., образование являлось важным фактором социального статуса личности. С вступлением в рыночную экономику, значение образования в общественном мнении начало падать. Во время всеобщей лихорадки "ганзгын найма" (челноки) укреплялось мнение, что если будут деньги, то независимо от уровня образования можно жить не хуже других, но оно оказалось ошибочным. По мере развития рыночных отношений пришло понимание, что без серьезного образования, невозможно достичь каких-либо успехов в жизни. Исследования показывают, что чем выше уровень образования, тем больше гарантий достичь высокого социального статуса и материальной обеспеченности. Прагматическая цель образования личности направлена на овладение конкретной профессией, по возможности более престижной. Престиж профессии человека во многом определяет его социальный статус и место в социальной стратификации. На основе исследований мы провели ранжирование профессий по их престижности, определив место каждой из них в общем перечне. Наиболее престижными профессиями сегодня являются бизнесмены, экономисты, юристы, соответственно занимающие 1, 2, 3 места. Самые непрестижные профессии в современной Монголии - пастухи (араты), занявшие предпоследнее 10-е место, и рабочие, оказавшиеся на последнем 11-м месте, т.е. производители материальных благ. Не высок престиж военного (9); учителя (8); журналиста (7). Престижно быть инженером (4); врачом (5). Специалисты (химик, биолог) стоят на 6-м месте.

Существует сложная иерархия должностей, которая отражает систему власти разных степеней и уровней. Чем выше должность, занимаемая человеком в этой системе, тем выше его социальный статус. Власть становится социально значимой тогда, когда воля и решение субъекта определяют поведение и действия других людей, социальных групп. Мы рассматриваем социально-значимую власть на трех уровнях: на уровне всей общественной системы; конкретной социальной группы; микрогруппы, например, семьи. В большинстве случаев власть на уровне микрогруппы, носит неформальный социально-значимый характер. Опираясь на эмпирические данные, мы определили иерархию должностей и профессий в зависимости от "объема" власти.

В иерархической системе власти из названных 17-и должностей и профессий первые три места занимают: высшие государственные должностные лица (1); директора, президенты больших государственных предприятий и компаний (2); директора и президенты частных компаний (3). Вторую тройку составляют: налоговые таможенные работники (4); юристы (5); судьи и полиция (6). Далее идут финансисты и банкиры (7); государственные административные должностные лица (8) и инженерно-технические работники. Последние места и здесь заняли пастухи (араты - 16) и рабочие вновь оказавшиеся на самом последнем 17-м месте. Учителя на 14 месте, военные на 11-м, работники СМИ - на 13-м.

Исследования социальной структуры монгольского общества, проведенные в последние годы, свидетельствуют о крайней ее неустойчивости, аморфности, стихийности и неопределенности. В социальном пространстве формируются новые системы отношений равенства-неравенства, интеграции-дезинтеграции и т.д. Меняются соотношение форм собственности, институты власти, происходит исчезновение одних групп, слоев, возникновение других, дробление третьих, изменение социальной роли и статуса четвертых и т.д. На данный момент отсутствуют сложившиеся социальные классы со своими осознанными интересами, политико-идеологическими ориентациями. Устойчивые социальные группы общества находятся на этапе формирования, не определились общепринятые правила и стандарты их поведения; заметно интенсифицируется вертикальная и горизонтальная мобильность. Особое значение приобретает маргинальность, неопределенное состояние при происходящем по необходимости переходе человека из одной социальной группы в другую, что влечет изменение его статуса, других характеристик общественного положения.

В дальнейшем трансформация социальной структуры в монгольском обществе во многом будет зависеть от динамики политико-экономических процессов, от социокультурных особенностей и специфики страны.


1 - ГОМБО С. - кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии Монгольского Государственного университета.
2 - МОНКБОТ О. - кандидат философских наук, профессор кафедры социологии Монгольского Государственного университета

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)