Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российские дискурсы о миграции

Об одном на разных языках

Красное словцо журналиста

Ненадежное слово чиновника

Глазами политиков: светлое будущее и темное настоящее

Интеллектуалы «широкого профиля» о миграции

Академический дискурс: pro et contra

Будут ли в России «чайна-тауны»?

Миграция и 11 сентября – мировой контекст

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Питер Брейгель. Вавилонская башня. Bruegel, Pieter. The Tower of Babel (1563) Российские дискурсы о миграции

Над темой номера работал
Владимир МУКОМЕЛЬ

Глазами политиков: светлое будущее и темное настоящее

Миграция и мигранты не вдруг оказались в центре внимания политиков. Еще в середине 1990-х стало ясно, что это не только идеологический, но и вполне осязаемый политический ресурс, в первую очередь, - электоральный, задействованный уже на выборах 1995 года. Сегодня спектр взглядов публичных политиков на миграционные процессы четко структурирован: зная, к какому политическому крылу относятся взгляды политика, можно предсказать его точку зрения на миграционные процессы.

Правые, либеральные политики занимают позицию с акцентом на соблюдении прав мигрантов, активной миграционной политики по привлечению иммигрантов исходя из долгосрочных экономических и демографических интересов России, необходимости повышения социальной и территориальной мобильности населения.

Их основные аргументы:

  1. Иммиграция - единственный путь избежать демографической катастрофы и дефицита трудовых ресурсов в ближайшем будущем. (А. Чубайс: "… Иммиграция в Россию имеет глубинные экономические корни... у нас в стране сплошь и рядом просто не хватает рабочих рук…"22).
  2. Иммиграция - путь решения геополитических проблем, сохранения стабильности приграничных регионов, укрепления обороноспособности России. (Г. Явлинский: "государственный подход к миграционной политике должен быть основан … на понимании огромной роли переселенцев в … обеспечении безопасности ее границ на южном и юго-восточном направлении"23. Б. Немцов: "…те, кто считает, что лучше мы все вымрем, но никого к себе не пустим - психология тупого оперуполномоченного. Мы говорим генералам: … останетесь без армии…"24).
  3. Массовые миграции становятся неотъемлемой компонентой глобализации. Иммиграция в контексте стоящих перед Россией вызовов не имеет альтернативы. (А. Чубайс: "У нас уже нет выбора - будет иммиграция или нет, а есть лишь выбор - будет ли она управляемой, легальной, с приоритетом для русских и знающих русский язык, имеющих образование, способных и умеющих работать, - либо она будет неуправляемой, нелегальной, криминальной и криминогенной, порождающей коррупцию и ненависть к приезжающим у коренного российского населения". И. Хакамада: "Топорное ограничение потока иммиграции приводит к тому, что мы не можем конкурировать с другими странами в глобализирующемся мире"25).
  4. Иммигранты, предприимчивые и энергичные, могут сослужить неоценимую службу России. (Б. Немцов: "Я был губернатором почти 6 лет. Если бы не русские беженцы из Средней Азии, у меня бы сельские школы все закрылись. Если бы не они - не было построено 2 тысячи километров дорог. Если бы не эмигранты из Украины - в Москве бы был парализован транспорт ").
  5. Основное внимание должно быть уделено стимулированию иммиграции из стран ближнего зарубежья. (А. Чубайс: "У нас есть уникальное преимущество - 25 миллионов русских за рубежом. Ничто не мешает сказать им громко и ясно - русские всех стран, возвращайтесь на родину, вас ждут дома").
  6. Миграционная политика должна базироваться на принципах уважения и соблюдения прав человека и гражданина (Г. Явлинский: "государственный подход к миграционной политике должен быть основан… на принципах уважения прав и свобод человека").

Левые, коммунисты и "национал-патриоты", более озабоченные социальными последствиями миграции, являются сторонниками жесткой линии в области миграционной политики, рассматриваемой в контексте ориентации на изоляционизм. Однако имеются нюансы в его трактовке между коммунистами и "национал-патриотами": если последние упирают на негативные последствия притока иноэтничных мигрантов ("глобальный изоляционизм"), то первые не могут открыто отказаться от родового наследия интернационализма, их позиция - упор на позитивные последствия притока русских иммигрантов из ближнего зарубежья ("селективный изоляционизм").

В отличие от "национал-патриотов", коммунисты не педалируют "национальный воспрос". Руководство КПРФ более тонко строит тактику - не ругая "иных", а апелируя к русскому народу. Г. Зюганов свое обращение к русскому народу (подзаголовок статьи) начинает фразой "Русские! Нас в России 120 миллионов. Мы - огромная сила. Вот почему нас сейчас стараются разъединить и, следовательно, уничтожить как нацию. Если нет соборного единения - нет Святой Руси, нет будущего у русского народа…", а завершает призывом: "Отечество в опасности! Русские, соединяйтесь!"26.

Идейно солидаризируясь с национал-патриотами, коммунисты избегают артикулировать свою позицию по вопросам миграционной и национальной политики, способную отторгнуть пожилой электорат. Лидеры КПРФ практически не высказываются на эту тему, зато сайт КПРФ пестрит ссылками на родственные "национал-патриотические" сайты, где рамки дискуссии не ограничены условностями.

Основные тезизы коммунистов и национал-патриотов:

  1. Россия стала проходным двором для незваных иммигрантов, чрезмерные масштабы миграций приобрели неуправляемый характер. (Д. Рогозин: "…созрело понимание необходимости пресечь свободное перемещение по стране орд незваных переселенцев"27. Г. Райков: "Россия - это не проходной двор"28).
  2. Незаконные и неконтролируемые миграции угрожают национальной безопасности. Особую опасность представляет изменение этнического состава территорий. (Д. Рогозин: "Особенно опасна миграция больших групп лиц одной этнической принадлежности, которые на территории России, граничащей с их родиной, начинают создавать закрытые сепаратистские анклавы"29. В. Илюхин: "если не взять под контроль этот миграционный поток, то можем получить ситуацию, аналогичную косовской: коренное население постепенно превратится в меньшинство, а мигранты, почувствовав свое численное превосходство, поставят вопрос о независимом государстве"30).
  3. Нелегальная миграция, терроризм и распространение наркотиков взаимосвязаны. (Д. Рогозин: "Россия не должна быть трамплином для нелегальной миграции, терроризма и распространения наркотиков"31).
  4. Незаконные мигранты - представители иных этнических групп. (А. Ткачев: "Определять законный мигрант, или незаконный можно по фамилии, точнее, по ее окончанию. Фамилии, оканчивающиеся на "ян", "дзе", "швили" и "оглы" - незаконные, так же, как и их носители"32).
  5. Иммигранты контролируют отдельные сектора экономики, вытесняют коренное население на рынке труда. (Д. Рогозин: иммигранты ведут "себя как захватчики, оккупируя целые сектора экономики, и отбирая у коренного населения наиболее выгодные виды деятельности"33).
  6. Миграционная политика должна исходить из приоритета приема русских из ближнего зарубежья. (Г. Селезнев: несправедливо, когда "любой гражданин с африканского или американского континента и россиянин, живущий на Украине или в Казахстане, полностью уравнены в правах". Такой же точки зрения придерживаются и Г. Зюганов, В. Алкснис34).

Особенностью дискурса левых политиков и национал-патриотических лидеров является с трудом сдерживаемая у левых и не сдерживаемая у национал-патриотов эмоциональность. Вероятно, определенную роль играет кардинальное и не решенное политиками данного фланга противоречие между изоляционистской ориентацией на русское/православное культурное ядро и пониманием, что данная политика может отвечать долгосрочным целям России только в случае масштабной репатриации русских из ближнего зарубежья - что достаточно сложно сделать по техническим и финансовым причинам.

Особняком стоит В. Жириновский - уж он-то готов противодействовать иммигрантам, артикулируя дискурс подворотни - "…я обещаю выгнать всех китайцев и среднеазиатов..."35. Обоснование: "русский человек - это герой, ему в космос летать хочется, а купечество и коробейничество у нас никогда в почете не были... В малый бизнес устремятся, прежде всего, азербайджанцы, армяне, китайцы и вьетнамцы, которые окончательно подорвут российскую экономику"36.

Рассматривая особенности левого и правового политических дискурсов, было бы нелогично игнорировать и центристский дискурс, выразителем которого у нас, по-видимому является президент России. Однако существует опасность неадекватного прочтения и интерпретации его позиции, ибо она проявляется в довольно противоречивых действиях.

Когда она выражена адекватно: когда В.В. Путин призывает соотечественников приезжать в Россию или когда неделей позже раскассирует компетентное ведомство, отвечающее за национальную и миграционную политику? Когда он недвусмысленно выражает озабоченность демографическими проблемами России и встречается с наиболее компетентными демографами, или когда акцентирует внимание на незаконной миграции, передавая вопросы миграционной политики в МФД России?

Создается впечатление, что левые и правые публичные политики живут в разных мирах и говорят на разных языках, а президент балансирует между ними. Единственная точка соприкосновения - взгляды на иммиграцию русскоязычного населения из новых независимых государств.

Особо бросается в глаза различие в обосновании позиций: лейтмотивом правых является апелляция к позитивным стратегическим проекциям, ("будет лучше, если…"), повышенное внимание к социально-экономическому контексту; при этом они избегают оценок, особенно фактографических, относительно современной ситуации. Левые и "национал-патриоты", чувствительные к социально-культурному контексту, напротив, апеллируют к сегодняшним вызовам и угрозам, их лейтмотив - "плохо, потому что…". При этом игнорируются всякие поползновения ответить на вопрос - а дальше то что, каковы последствия реализации их подходов к миграционной политике?


22 - Чубайс А.Б. Миссия России в XXI веке // "Независимая газета", 2003, 1 октября.
23 - http://www.yavlinsky.ru/said/documents/print.phtml?id=391
24 - "Газета", 2002, 2 июля.
25 - Человеческий ресурс и конкурентоспособность России в XXI веке. Вып. 21, Клуб "Открытый форум" и Ассоциация менеджеров. М.: июнь 2004, с.17.
26 - Геннадий Зюганов. Спасемся и выйдем на верную дорогу. Обращение к русскому народу //"Завтра", 2003, 3 сентября.
27 - Из книги "Мы вернем себе Россию" http://www.rogozin.ru/library/386/#_Toc49922066
28 - http://www.nikkolom.ru/article/news_plv68.htm
29 - http://www.rogozin.ru/library/386/#_Toc49922066
30 - "7 дней", 2001, 11 января.
31 - http://www.akdi.ru/gd/pl_sl/K26/101202.htm
32 - И. Бедеров. Незаконная фамилия // "Новая газета", 2002, 11 июля.
33 - Из книги "Мы вернем себе Россию" http://www.rogozin.ru/library/386/#_Toc49922066
34 - Партии. Лидеры. Власть. № 68, 22.02.2002 г. http://www.nikkolom.ru/article/news_plv68.htm
35 - http://www.uzland.uz/2003/december/13/04.htm
36 - http://politics.pravda.ru/politics/2003/1/5/398/14737_Zhirinovsky.html?1

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)