Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Thе Guardian" о прогнозах мирового населения
"Время новостей" о рецептах ФАО по противодействию голоду в Африке
"Профиль", "RBC daily" и "Труд" о демографических проблемах России
"Профиль" о проблемах демографии и рынка труда в России
"RBC daily" о перспективах рынка труда в России
"Российская газета" о пенсионном возрасте в России
"Телеграф" о пенсиях в странах ЕС
"The Washington Post" о мужской сверхсмертности в России
"Российская газета" о производственном травматизме
"Новые Известия" о самоубийствах в СНГ
"Новые Известия" о смертности от денатуратов
"Известия" и "Труд" об ограничении потребления пива
"RBC daily" о СПИДе
"Новые Известия" о человеческом потенциале в России
"Новые Известия" о детских пособиях

"Новое время" о рождаемости и материальном благосостоянии
"Зеркало недели" о репродуктивном здоровье мужчин
"The Times" о донорстве спермы
"The Times" и "Московский комсомолец" об усыновлении российских детей иностранцами
"Молодежь Эстонии" о браках в Эстонии
"Российская газета" о браках и безбрачии в Японии
"RBC daily" об отношении к мусульманам в Европе
"Время новостей" о национализме и пользе занятий бегом
"Новые Известия" о двойном гражданстве
"Независимая газета" о двойном гражданстве и призыве в российскую армию
"Известия" об украинцах и новациях в системе регистрации в Москве
"Время новостей" о бушизме и миграции США-Канада
"Новые Известия" о потеплении в Арктике

… об усыновлении российских детей иностранцами

Россия выступает против "продажи" детей-сирот

Предлагается ужесточить политику в отношении незаконного усыновления российских детей иностранцами

Российские власти начали кампанию по борьбе с незаконным усыновлением детей после того, как количество российских детей, взятых в семьи иностранцами, в прошлом году превысило количество усыновлений российскими гражданами.
Государственная дума сообщила, что иностранцы усыновили более 45 тысяч российских детей за последние 10 лет, из них 9 тысяч - в 2003 году.
В последние 10 лет количество случаев усыновления детей российскими семьями снизилось в два раза, в то время как иностранцы усыновили в пять раз больше российских детей, чем за предыдущие 10 лет, сообщила председатель комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова. Многие россияне с одобрением относятся к усыновлению российских детей иностранцами. Иностранцев, со своей стороны, привлекает отсутствие большого количества бюрократических формальностей в России при процедуре усыновления. В настоящее время в российских детских учреждениях находятся 710 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Очень скоро наша страна станет огромной безлюдной территорией", - сказала заместитель председателя комитета по делам женщин, семьи и молодежи Нина Останина в интервью The Times. Вместе с группой других депутатов она предлагает упростить процедуру усыновления для российских семей и ужесточить наказание в отношении людей, которые делают бизнес на незаконном усыновлении.
Депутаты также хотят, чтобы российское правительство создало банк данных в отношении усыновленных детей и заключило двусторонние соглашения со странами, граждане которых усыновляют российских детей.
"Мы должны принять новые законы об усыновлении детей-сирот, - говорит Останина. - Прежде всего, мы должны максимально использовать потенциал российских семей. Нельзя превращать детей в товар, который выставляется на продажу".
На эту проблему обратила внимание пресса после того, как канцлер Германии Герхард Шредер удочерил трехлетнюю девочку Викторию из Санкт-Петербурга, а кинозвезда Анджелина Джоли усыновила семимесячного мальчика Глеба.
Утверждается, что Анджелина Джоли не соблюдала официальные правила усыновления, так как она посетила несколько детских домов и лишь потом остановила свой выбор на Глебе. Между тем иностранные граждане должны сделать свой выбор на основе списка детей-сирот, к которому прилагаются фотографии детей и их медицинские карты. Только потом им разрешается увидеть ребенка.
Заместитель генерального прокурора России, генерал Владимир Колесников сообщили депутатам Государственной думы, что иностранцы часто платят до 27 тысяч долларов за усыновление российского ребенка, хотя по закону плата за усыновление не должна взиматься.
Заплатив, иностранцы получают доступ к последним данным о детях, которых можно усыновить. "Таким образом, усыновление превратилось в доходный бизнес. Это отвратительно", - заявил генерал Колесников.
В прошлом году в России разразился скандал после того, как бывшая российская гражданка Надежда Фратти, проживающая в Италии, была осуждена за дачу взяток чиновникам и подделку документов, на которые она шла, оформляя усыновление российских детей итальянскими семьями. В период с 1993 по 2001 годы Надежда Фратти "продала" 558 детей, написала российская пресса.
Публика была также шокирована историей семилетнего Виктора, приемные американские родители которого запирали его в темный холодный подвал и использовали телесные наказания. Виктор умер от переохлаждения в 2000 году.
Проблемы, связанные с усыновлением детей, приобретают особый смысл еще и потому, что большинство детей, взятых в семьи иностранцами, проживают в Соединенных Штатах - стране, которая была противником Москвы в холодной войне.
Между тем после распада Советского Союза население России уменьшилось на три миллиона человек.
Критики предложения изменить законы об усыновлении считают, что на самом деле проблема заключается в другом: многие российские семьи находятся в сложном финансовом положении и не могут себе позволить взять приемного ребенка. Сказался кризис экономики, а также переоценка моральных ценностей, которая произошла после распада Советского Союза.
Число детей в российских детских домах за последние 10 лет выросло в два раза. Причем большинство из 710 тысяч этих детей не являются сиротами, а попросту брошены своими родителями.

Джереми ПЕЙДЖ. "The Times", 18 ноября 2004 года
Перевод с сайта: Inopressa.ru

Мифы про деток из клеток

Усыновить ребенка россиянам мешают стереотипы

Они страшно хитрые. Когда-то кто-то из них придумал эту беспроигрышную форму шантажа, и уже много лет подряд они ею пользуются. Не знаю, как обстоят дела в иных интернатских учреждениях, а весь персонал коломенского дома ребенка воспитанники именуют мамами. Так же они называют любую женщину, которая рискует заглянуть к ним в гости. И пока не догадаешься, что они обращаются к тебе, не получишь ни общения, ни фотографий. Они бескомпромиссны. И они имеют на это право.
За последние лет пятьдесят в домах ребенка (детишки здесь живут от грудничкового возраста и до 4 лет) мало что изменилось. Разве что их крошечные тарелочки теперь моют не с содой, а с "Фэри", появились игрушки подороже и ходунки цветные турецкие. Не изменилось в их жизни главное - у здешней малышни нет дома. Через этот безапелляционный окрик "Мама!" проступает самая главная их мечта. Не изменился и сам факт наличия в нашей стране огромного количества детских интернатов.
В коломенском доме ребенка на редкость уютно и душевно. И тем не менее это детдом. Чтобы изменить жизнь маленьких шантажистов к лучшему, наверное, нужно избавиться от нескольких устойчивых стереотипов.
Миф 1. У нас в стране огромная очередь за маленькими детьми. Усыновители ждут своего родительского счастья годами.
- Мне сложно говорить в масштабах всей страны, но как главный врач дома ребенка могу судить о нашей ситуации, - начинает разговор главврач коломенского дома ребенка Марина Подвойская. - Огромных очередей за детьми, о которых почему-то принято говорить, я не вижу. Фиксируют желающих усыновить малыша органы опеки и попечительства, и у них часто случаются периоды, когда очереди нет вообще. Никакой. Есть отдельные обращения. Люди долго ждут разве что в том случае, если они ищут какого-то конкретного ребенка. "Заказывают" возраст, пол, цвет глаз, волос и т.д. Им по нескольку раз предлагают малышей, но они отказываются. За весь период своей работы главным врачом (а это 10 лет. - Авт.) не припомню такой ситуации, чтобы кто-то сказал: "Я хочу взять ребенка, стучусь во все двери, а меня отовсюду отфутболивают".
Постоянный состав воспитанников коломенского дома ребенка - это сотня ребятишек, как говорится, на любой вкус и цвет - в смысле возраста, разреза глаз и любимых композиторов. И я тоже что-то не заметила, как потенциальные усыновители толкаются в здешних коридорах.
Миф 2. И чтоб никто не догадался. Мы более добры и гуманны к приемным детям, чем прагматичные иностранцы.
Отечественные усыновители чаще всего берут малышей в возрасте до 1-1,5 года, причем в своих пожеланиях наши мамули-папули могут написать и такое: "Мальчик от 0 и до 3 месяцев, без физических и умственных изъянов, голубоглазый, русский, не склонный к полноте". Скажите на милость, каким образом можно понять, склонен к полноте недельный малыш или нет? Впрочем, разгадка не в излишней привередливости.
- Не знаю, в чем причина, но наши люди хранят тайну усыновления, как самое дорогое. То, что она охраняется законом, - мудро, но то, что родители скрывают от детей их происхождение, я считаю ошибкой. В Америке или в Европе из усыновления страшной тайны не делают. Мне нравится версия, очень распространенная за границей: "Ребенок появляется в семье разными путями, - говорят родители своему малышу. - Кто-то ребенка рожает, а кто-то усыновляет - берет из детского дома". То есть чаду объясняется, что такой вариант обретения семьи так же естественен, как и рождение.
Иностранцы с ярко выраженной европейской внешностью не боятся брать детишек-азиатов. И не падают в обмороки от слов "его папа грузин". Чем во многом спасают ситуацию. Среди персонала интернатских учреждений бытует такой термин - "рыночные дети". То есть случилась любовь у трудяг подмосковного рынка - украинки с армянином, - они взяли да и слиняли на исторические родины, а продукт любви остался в Московской области. Сейчас появился новый негласный термин - "дитя строек". В коломенском доме ребенка постоянно живут представители славной Средней Азии, Украины и Кавказа. Словом, кто Подмосковье строит, на того и дети похожи. И детей таких немало.
Нашим усыновителям ребенок с выраженными национальными признаками, как правило, не подходит, потому что отечественные мамы хотят, чтобы дите было "полностью их". Имитируют беременность, переезжают в другие города, даже берут декретный отпуск.
К главврачу Подвойской не так давно приходил 29-летний мужчина, который узнал о том, что родители в свое время взяли его из дома малютки. Он испытал по этому поводу настоящий шок. Жизнь его поломана, потому что, забыв о людях, которые его любили, он носится с навязчивой идеей разыскать настоящую мать. Он ходит по инстанциям, выпрашивает справки, чем доводит до истерики и себя, и приемную маму. Свое иррациональное желание он объясняет так: хочу посмотреть той в глаза - вот посмотрю и успокоюсь.
Кстати, у зарубежных приемышей тоже возникает желание встретиться с российской родней. Усыновители обычно идут навстречу таким желаниям, оплачивают тур в Россию, помогают установить местонахождение родственников. И не боятся. Как правило, одного взгляда на "родню" хватает, чтобы не захотеть смотреть на нее во второй раз.
Иностранцы изводят сотрудников дома ребенка вопросами о первых месяцах жизни малыша: с кем дружит, что любит кушать, какие игрушки ему нравятся. Они делают массу фотографий - Коломны, дома ребенка, персонала. Считают, что каждый человек должен знать свои корни. И, конечно, никто не будет скрывать от ребенка то, что он русский.
И это мудро, потому как практика показывает, что все равно догадаются и будет только хуже.
Миф 3. Иностранцы нарочно портят наш генофонд, забирая детей из детдомов. Почему они ездят за малышами к нам? Они берут их, чтобы издеваться или продать на органы.
- Одна испанская пара жаловалась, что 8 лет они ждут, когда им разрешат усыновить ребенка, - говорит Подвойская. - У французов на это тоже уходит не меньше года. Проверки иностранных усыновителей очень серьезные. Отечественным в плане сбора необходимых документов проще, но и нашим надо собирать справки о доходах, жилищных условиях, состоянии здоровья и так далее - отсюда убеждение, что получить право на усыновление практически невозможно.
В тот день, когда я приехала в дом ребенка, здесь была молодая испанская пара, подыскивающая себе малыша. Потенциальные родители, завидев диктофон, как по команде заулыбались. Они охотно пояснили, почему приехали за малышом так далеко - в подмосковную Коломну:
- Мы знаем, что в России большое количество детей, оставшихся без родителей, поэтому и приехали сюда. По испанским законам усыновить ребенка нельзя, возможна только опека. Например, если мать малыша, десять лет употребляющая наркотики и жестоко обращающаяся со своим ребенком, заявляет о намерении начать новую жизнь, малыша, отданного в другую семью, ей вернут. В Испании много людей, которые любили взятых детей, а у них потом их забирали. Никто не застрахован. В Испании можно навсегда взять малыша только в том случае, если он полный сирота, что встречается крайне редко.
Сходные законодательные постулаты действуют и в ряде других стран Европы, а также в США. Так что потоки иностранных усыновителей объяснить легко.
Кроме того, в соответствии с постановлением правительства от 2000 года, усыновление российских детей иностранцами допускается, только если для них не нашлось приемных родителей с российским гражданством. Именно поэтому иностранцам чаще достаются больные дети - наши их брать не хотят.
Миф 4. Дети в домах ребенка безнадежно больны - посмотрите на их лица!
Все самое страшное внешне совсем не ужасно по сути. Полуторагодовалый Стасик - живое подтверждение тому, что никто ни от чего не застрахован. Его появления на свет родители, люди обеспеченные и здоровые, ждали весной. Врачебная тайна покрывает момент истерики матери и нежелания взглянуть в глаза собственному сыну. Кстати, они синие и очень даже умненькие. Врачи пишут "множественные физические пороки". И выглядит он действительно немного необычно. Левая ступня деформирована, сильно напоминает очертаниями клешню. Нос тоже подкачал, из-за него у мальчика почти марсианский взгляд. Папа Стасика полностью разделил мнение жены, что их необычного младенца следует оставить государству.
Но, что пару веков назад могло быть показано на выставке анатомических редкостей, абсолютно поправимо сейчас. Число пластических хирургов растет с каждым днем. И, к счастью, не все из них зациклены на улучшении экстерьера отечественных звезд. Первый цикл операций малыш перенесет в ближайшее время. Как говорят доктора, перспективы исправления левой ножки хорошие. Откорректировать лицо будет еще проще. В доме ребенка он числится в любимчиках. Улыбается всем, кто улыбнется ему. Пытается говорить и ходить на странной своей ноге. Не хватает Стасу разве что мелочи - семьи и дома.
- Марина Вячеславовна, а потенциальных родителей предупреждают, чем болен ребенок и какие наследственные заболевания у него могут проявиться в будущем?
- Усыновителям дают информацию, полученную во время обследования. А что касается наследственности... Усыновление, равно как и рождение, - это большой риск. И на этот риск нужно идти с открытыми глазами. Кстати, если усыновитель захочет провести независимую врачебную экспертизу, ему никто в этом не откажет.

* * *

Так почему же у нас есть дома ребенка и почему их много? Потому что в основном в них оседают не очень здоровые крохи. А отношение в России к инвалидам чаще всего выливается в истерическую доброжелательность или в брезгливое отчуждение. Государство никак не поощряет людей, взваливших на себя обязанности по уходу за больным малышом. Деньги, которые выделяются опекунам, невелики (в среднем 2,5-3 тысячи рублей ежемесячно), а наши льготы - слишком хлипкое финансовое подспорье. В тех же Штатах родители, взявшие в семью приемыша, освобождаются от львиной доли налогов и получают солидные ежемесячные выплаты. Кроме того, в США, Канаде, Италии, Испании, Германии и Франции государственных детдомов осталось столько, что по пальцам пересчитать можно. За границей широкое распространение получили более выгодные для детей формы - патронатная семья, семейный детдом и т.п., дающие малышу ощущение не госучреждения, а всамделишной семьи. Мы пока живем по старинке.
Может быть, и нам пора менять мозги, налоговое законодательство и политику в отношении брошенных детей? Чего-чего, а слез-соплей им хватает. Хотелось бы чего-то более осязаемого.
Справка "МК"
5,5 миллиона российских супружеских пар не могут иметь детей.
Около 93% детей, оставшихся без попечения родителей, - социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Круглых сирот в разные годы в нашей стране 5-8% от общего числа воспитанников интернатных учреждений.
В прошлом году было 209 фактов усыновления детей-инвалидов. 196 из них (94%) теперь иностранные подданные.
Число отечественных и зарубежных усыновителей здоровых малышей в целом по стране приблизительно одинаковое.

Елена МИХАЙЛИНА. "Московский комсомолец", 17 ноября 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)