Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Социально-политический и культурный смысл антимиграционизма

Способствует ли миграция росту этнофобий?

О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы)

Контент-анализ прессы Московского мегаполиса об азербайджанской общине

Миграция и средства массовой информации: реальные и мнимые угрозы

Нерусское сельское хозяйство

Кого и в чем подозревают россияне

Миграция и средства массовой информации: реальные и мнимые угрозы

Никита Мкртчян
(Опубликовано в журнале "Космополис" №3 (5), осень 2003. С. 108-115)

"А вот когда все они уберутся в свой Израиль,
как бы он ни назывался - Казахстан, Узбекистан, Чучмекистан, -
тут-то земля и потечет млеком и медом, а русский народ
ощутит небывалую солидарность,
которую сейчас ему ощутить не дают ну никак".

Дмитрий Быков, "Чем въехавших считать трудиться…"
"Консерватор", 21 февраля 2003 г.

Последние два-три года миграция в России превратилась в одну из основных угроз ее безопасности. Такое впечатление складывается у каждого, кто хотя бы время от времени заглядывает в газеты и слушает новостные программы. Используя возможности, которые дают нам современные средства массовой информации, известные политики и журналисты эксплуатируют в общем естественное в нынешних условиях чувство незащищенности обывателя перед лицом новых угроз, исходящих от современного мира. В обыденном сознании рождается мигрантофобия, густо замешанная на национализме и нетерпимости.

Странным (а может быть и нет) образом обострение мигрантофобии в нашем обществе совпало с началом новой чеченской войны, точнее, ее затяжной фазы. "Кавказцы" очень быстро заняли лидирующие позиции в рейтинге антипатий широких слоев российского населения. Появился сочный образ мигранта: молодой "кавказец" - нувориш и бандит.

При формировании этого образа не обошлось без нашей возрождающейся киноиндустрии. Если раньше, в "сталинские" времена, мало какой отечественный фильм обходился без участия наивно-простодушного и "своего в доску" грузина ("Трактористы", "Высота", "Карьера Димы Горина" и др.), то теперь мы видим "кавказцев" "держателями" рынка и обидчиками троллейбусных контролеров ("Брат-1"), террористами и их пособниками ("Убойная сила"), криминальными бизнесменами ("Сестры"), мелкими торгашами ("Ворошиловский стрелок"). Что уж говорить о фильмах, посвященных чеченской войне! Причем это - картины знаковые, призванные поднять дух населения России, престиж ее правоохранительных органов, своего рода ответ на "чернуху" и безысходность.

Каким образом средства массовой информации могут (при желании или чаще всего по элементарному незнанию) подать миграционную проблематику, не раз убеждались многие. Например, идет пресс-конференция - ставятся проблемы, ведется конструктивный разговор. Позднее в передаче узнаешь обрывки фраз, которые служат звуковым фоном живым картинам (попрошайки на улицах занимаются своим древним, как мир, ремеслом и пр.). Здесь же задается вопрос прохожему: "Вы за то, чтобы в Вашем городе размещали мигрантов?" - "Нет, нет…". Потом упитанные юноши с рынка режут арбузы. Мораль: вот к чему приведет миграционная политика.

Многие уже привыкли и даже не реагируют на высказывания губернатора Краснодарского края А. Ткачева, призывающего выселять представителей незаконных мигрантов: "Определять, законный мигрант или незаконный, можно по фамилии, точнее по ее окончанию. Фамилии, оканчивающиеся на "ян", "дзе", "швили", "оглы", - незаконные, так же как и их носители" (из выступления А. Ткачева на краевом совещании в Абинске 18 марта 2002 г.1).

Ранее не замеченный в этом А. Тулеев (в прошлом - кандидат в президенты России и министр по делам СНГ) обозначил свою антииммиграционную позицию так: "Сегодня у нас, по официальным данным, до полутора миллионов нелегальных иностранцев. Подпольная "чужеземная армия", соразмерная регулярной российской. Таков результат миграционной политики последнего десятилетия… В некоторых районах дальневосточного приграничья китайцев уже больше, чем наших граждан. Чем такая ситуация чревата, показывает пример Косово, которое приютившиеся там албанцы оттяпали у сербов… Ужесточение миграционных правил позволит не допустить в дальнейшем такую ситуацию, когда из одной тысячи известных милиции грузинских "воров в законе" 850 смогли получить российское гражданство. Зачем нам чужие отбросы, когда своих хватает?"2. Эту довольно длинную цитату можно считать квинтэссенцией распространенных представлений о миграции и мигрантах.

Почему-то никто не говорит о законности пребывания в Подмосковье в ноябре 1941 г. 28 гвардейцев-панфиловцев, не вспоминает о том, как сотни тысяч москвичей и ленинградцев находились в эвакуации в Фергане и Ташкенте, о бакинской нефти и ее роли в победе в Великой Отечественной войне. О том, как "чужеземная армия" прошла вместе с миллионами русских солдат до Берлина, Вены, Кенигсберга.

Все стали приводить свои оценки масштабов нелегальной (незаконной) миграции, причем они нарастали как снежный ком. Если еще в 2000 г. считалось, что на территории страны пребывает от 700 тыс. до 1,5 млн. нелегальных мигрантов (цифра, запущенная еще в 1996 г.), то через год эти данные увеличились на порядок. В конце 2001 - начале 2002 гг. оценки колебались в пределах от 1,5 до 15 млн. человек. Максимальные цифры были названы представителями МВД и Администрации Президента. Так, по данным заместителя министра внутренних дел А. Чекалина, в России незаконно проживали 10-12 млн. иностранцев3. По словам заместителя главы Администрации Президента РФ, руководителя Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства В. Иванова, общее количество иностранцев на территории нашей страны превысило 10 млн. человек, причем около половины из них - нелегальные иммигранты4. По его мнению, если не принять законодательные меры, к 2010 г. число "нелегалов" может вырасти до 19 млн. (позднее эти меры были приняты - 25 июля 2002 г. был одобрен закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Иванову принадлежит и вовсе парадоксальная оценка численности иностранцев на территории России: "У нас осело примерно 35 миллионов человек. Реально предположить, что новых "соотечественников" у нас гораздо больше, поскольку никто не берется даже приблизительно указать число мигрантов, которые незаконно пересекли наши местами абсолютно прозрачные границы"5.

Продолжает колебаться в оценках и руководство созданной в апреле 2002 г. Федеральной миграционной службы МВД России. Ее тогдашний руководитель А. Черненко поначалу заявлял о 6 млн. незаконных мигрантов, которые работают в стране6. В то же время министр внутренних дел Б. Грызлов утверждал, что в России постоянно проживает до 1,5 млн. нелегальных мигрантов, "а периодически только в Москву приезжают до 5 млн. сезонных рабочих"7. Позднее оценки масштабов нелегальной иммиграции приобрели более сдержанный характер. По сообщению пресс-службы МВД России от 26 августа 2002 г., в настоящее время на территории России находится около 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства с неопределенным правовым статусом, занимающихся незаконной трудовой деятельностью и не платящих налоги.

Не исключено, что масштабы явления намеренно преувеличивались для обеспечения успешного прохождения в Госдуме жесткого по отношению к мигрантам закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Последующее снижение оценок, возможно, связано с его принятием. Какие еще PR-акции будут сопровождать прохождение столь "важных и своевременных" для страны законов, которые, кстати, по словам президента России, "не способствуют решению этих задач (наведению порядка в миграционных потоках. - Авт.), а преимущественно создают серьезные проблемы для большого количества людей"8?

Недоучет действительно сильно искажает реальную картину миграции, причем делается это преднамеренно. С октября 2000 г. в России граждан стран СНГ и Балтии приравняли в плане регистрации к гражданам стран традиционного зарубежья, то есть увязали их фиксирование по месту проживания с получением вида на жительство. Если у человека его нет, он не существует для миграционной статистики. Получение вида на жительство - новая и довольно длительная процедура, занимающая не менее полугода. По независящим от мигрантов причинам (в том числе из-за отсутствия в паспортно-визовых органах четких инструкций по подготовке документов) его получение может затянуться и на больший срок. По признанию работников одного из региональных органов Паспортно-визовой службы, из 900 подавших документы 300 получили вид на жительство за более чем годичный срок. В статистическом смысле остальных просто не существует. В результате, по нашим оценкам, только в четвертом квартале 2000 г. и 2001 г. армию нерегистрируемых мигрантов пополнили более 200 тыс. человек.

По роковому стечению обстоятельств (события 11 сентября 2001 г. в США и последовавшая за ними массовая антитеррористическая истерия) позиции миграционных "консерваторов" и изоляционистов естественным образом укрепились. "Хороший" пример подала и Европа - выстраиванием санитарных кордонов, ростом популярности ультраправых и националистических сил.

Впрочем, Европа дает нам не только такие примеры. Сербское Косово (заселение края этническими албанцами привело к войне и фактическому отторжению этой территории от Сербии) стало в нашей стране "притчей во языцех": контуры его рисуются и в Краснодарском крае, и по российско-казахстанской границе, и, само собой, на Дальнем Востоке. Интервью координатора "Движения против нелегальной иммиграции" А. Белова газете "Консерватор" вышло под заголовком - "Через двадцать лет в России будет Косово".

"Передовой отряд" сепаратистов видится в турках-месхетинцах. По мнению высокопоставленного деятеля Всевеликого войска Донского В. Воронина, "в Азовском районе (место компактного расселения турок-месхетинцев в Ростовской области. - Авт.) уже действуют национальные школы, в которых не только изучают турецкий язык, но и проповедуют идеи возврата Приазовья в состав "великой Турции""9. О какой угрозе мы говорим? Больше всего турок-месхетинцев проживает в Краснодарском крае - 15 тыс. человек. А армян, естественных исторических противников "великой Турции", - раз в 20-30 больше. Не случайно Екатерина Великая еще в конце XVIII в. приглашала последних жить на отвоеванных у Оттоманской империи землях.

"Мигранты должны быть лишены права на проживание вблизи стратегических объектов, к числу которых отнесены АЭС, водохранилища, плотины, воинские части, госграница и аэропорты", - считает Воронин. Но позвольте: служить в российской армии можно и нужно (об этом недавно заявил президент), а жить около воинских частей нельзя? С трудом верится, что для совершения теракта на стратегическом объекте (например, АЭС) злоумышленники будут селиться рядом, делая заложниками свои семьи.

Сильно смущает одно обстоятельство: почему присутствие многомиллионной русской диаспоры во всех бывших республиках не уберегло СССР от распада? Уж какое "Косово" было и остается в Казахстане, Восточной Украине, Прибалтике. Пребывание там русских не только не нарушает территориальную целостность государств, но и не мешает их лидерам открыто выступать против нашей державы.

К одной из мифологем следует отнести утверждение о "заселении" казахами ряда приграничных районов России (будто бы на некоторых территориях их численность почти сравнялась с численностью русских). Данные по миграции говорят о другом: за последние четыре года численность казахов и народов Центральной Азии в 12 приграничных регионах возросла за счет миграции на 21 тыс. человек (0,08% населения принимающих территорий), из которых казахи составили 13 тыс. Это и понятно, им мало своей территории, средняя плотность населения которой почти вдвое ниже российской - 5,4 человека на квадратный километр (в России - почти 9). Более того, в российско-казахстанском приграничье в последнее десятилетие увеличился дисбаланс населения в пользу Российской Федерации: в 1989 г. в соответствующих областях России проживало в 4,1 раза больше людей, чем на таких же землях Казахстана, а в 1999 г. - уже в 4,7 раза больше10.

Ситуация на российском Дальнем Востоке на самом деле складывается неоднозначно. Оценки масштабов китайского присутствия в этом регионе сильно преувеличены11 и доходят до 6 млн. человек (включая Сибирь)12. Появляются утверждения, будто в приграничных районах Приморского края китайцев больше, чем местных жителей. Исследовательские оценки их единовременного проживания составляют 200-400 тыс. человек. Пока наш Дальний Восток не представляет большого интереса для граждан Китая. Исторически они тяготеют к странам Юго-Восточной Азии, а сейчас их наиболее активная иммиграция идет и через океан - в США и Канаду.

Однако положение может измениться. С демографическим гигантом - КНР - конкурировать практически невозможно. Здесь надо проводить взвешенную политику, делая основной упор не на запретительные меры, а на управление ситуацией. Прежде всего, нельзя допускать компактного расселения иммигрантов, их "геттоизации". Китайские кварталы в городах, равно как и негритянские, арабские, - довольно опасный путь создания "государства в государстве". Еще неизвестно, какое из них в перспективе окажется более жизнеспособным.

Нужно позаботиться о том, чтобы иммиграционный поток был как можно более этнически неоднороден, чтобы ни в одном из российских регионов китайцы не составляли, по крайней мере, подавляющего большинства среди иммигрантов. Поэтому нашим интересам больше соответствовало бы дисперсное расселение китайцев по территории страны, а также разбавление их за счет других иммигрантских групп, например, вьетнамцев, корейцев и др.

Если жить в России будет лучше, чем в Китае (в том числе этническим китайцам), вопрос о пересмотре границ не встанет на повестку дня, даже когда в нашей стране будут миллионы китайцев. Конечно, если иммиграция в Россию из Китая (равно как и из других стран традиционного зарубежья) получит дальнейшее развитие, надо будет обязательно инкорпорировать их в российское общество, "насаждать" русский язык и отечественные культурные традиции. Чем раньше такая политика начнет проводиться, тем выше шансы на ее успешное претворение в жизнь.

Пока же мы произносим ритуальные заклинания относительно китайского присутствия на российском Дальнем Востоке. При этом и политики, и ученые призывают поставить заслон расширению этого присутствия за счет сокращения демографического дисбаланса (у нас в Забайкалье проживает 8 млн. человек, а в смежных провинциях Китая - 300 млн.). В частности, предлагается переселять туда людей из "трудоизбыточных" регионов европейской части страны (за исключением ряда республик Северного Кавказа к "трудоизбыточным" не может быть отнесен ни один российский регион) и стран СНГ. Заметим, что, несмотря на эти предложения, численность населения восточных приграничных территорий продолжает сокращаться. По предварительным данным всероссийской переписи 2002 г., за последнее десятилетие оно уменьшилось более чем на миллион человек.

Какие меры будут способствовать массированному притоку людских ресурсов в данный регион? Как это отразится на численности населения других российских регионов? Эти вопросы пока остаются без ответа. Если вспомнить историю освоения Сибири и Дальнего Востока, то оно происходило в условиях аграрной перенаселенности многих губерний европейской части Российской империи. Сегодня ситуация на селе прямо противоположная: все больше и больше заброшенных деревень, в тысячах населенных пунктов нет ни одного трудоспособного жителя. Демографических ресурсов российского (татарского, мордовского, чувашского) села не хватает для самовоспроизводства. Города тоже стагнируют, к тому же в России, по сравнению с другими развитыми странами, их явно не хватает13. Где же взять ресурсы для нового освоения наших восточных просторов?

В общественном сознании распространяется миф о том, что в Россию едут исключительно "нерусские" люди, стремящиеся отторгнуть часть нашей территории, а на остальной стать "хозяевами". О масштабах "нашествия" инородцев и иноверцев можно судить по следующим цифрам: около 60% миграционного прироста России в обмене населением со странами СНГ и Балтии формируется за счет русских. Еще более 10-15% - представители других титульных народов Российской Федерации (башкиры, удмурты, коми, аварцы и др.). У нас оседает много украинцев, но не из самой Украины, а из других бывших республик, где они считаются русскими. Только белорусы выезжают в свою страну, но этот поток незначителен. Конечно, доля народов Закавказья выше, чем их доля в численности российского населения, и селятся они более компактно - чаще всего в крупных городах. Но демографических ресурсов Закавказья просто не хватит для того, чтобы окрасить все наши города в "черный цвет". Население Армении и Грузии скоро начнет сокращаться естественным путем: рождаемость здесь почти на том же уровне, что и в России. Азербайджан же балансирует на грани простого воспроизводства населения.

Еще одна устойчивая дезинформация заключена в утверждении, что Москва перестала быть русским городом. В многотиражном еженедельнике "АиФ-Москва" от 6 ноября 2002 г., в статье "Почему мы не любим "лиц кавказской национальности"", приводятся данные о количественном составе некоторых диаспор столицы, согласно которым здесь проживают около 700 тыс. азербайджанцев, 500-600 тыс. армян, 350 тыс. грузин, 300 тыс. цыган и др. Нередко источником информации служат некие "лидеры национальных диаспор", которые лично заинтересованы в преувеличении численности своих подопечных. Этим определяется степень их влияния и возможности получения каких-то преференций в виде открытия "домов дружбы народов", школ с преподаванием на национальном языке, членства во всякого рода комитетах, комиссиях и пр.

Дальше всех в своих оценках пошло "Движение против нелегальной иммиграции": по их данным, из 10,5 млн. жителей столицы России русскими являются лишь 3,3 млн. человек - всего вдвое больше, чем азербайджанцев. (Заметим, что до объявления предварительных итогов Всероссийской переписи 2002 г. численность населения Москвы, согласно данным Госкомстата России, составляла 8,5 млн. человек, таким образом русских в ней должно было быть 1,3 млн., то есть меньше, чем азербайджанцев.)

В обозримой перспективе миграционные потоки в Россию будут все менее "русскими", поскольку зарубежные диаспоры сокращаются и стареют. Сейчас очень важно всерьез задуматься, как мы будем абсорбировать этот иноэтничный поток, представленный уже даже не столь нелюбимыми "лицами кавказской национальности", а, скорее всего, людьми более восточными? Пока же вместо разработки программ ассимиляции и интеграции российское ведомство, отвечающее за решение миграционных проблем, занимается строительством центров депортации.

По сообщениям многих средств массовой информации, мигранты, наводнив страну наркотиками и прочей мерзостью, получают за это соответствующие барыши и вывозят из России все наличные средства. Много говорят и пишут о цыганской, азербайджанской, нигерийской мафиях, специализирующихся на контрабанде и сбыте наркотиков в нашей стране. Однако, по официальной информации правоохранительных органов, доля иностранных граждан в общем количестве преступлений, связанных с наркотиками, невелика и примерно одинакова в разных странах СНГ14. Так что либо правоохранительные органы покровительствуют этническим криминальным группировкам и наркобаронам, либо пресса раздувает очередной миф.

Одна журналистка, уже примерно десятилетие пишущая на тему миграции, задается поистине риторическим вопросом: "Почему не заселять эту территорию [Россию], снабжая попутно средствами не только собственную семью, но и бюджет по крайней мере двух бывших братских республик - Грузии и Азербайджана?"15. Если вдуматься, не странно ли мы себя ведем? Хотим депортировать "нелегалов", постоянно пугаем их этим, а потом удивляемся, что они переводят средства на родину. Причем оценки вывозимых капиталов сильно расходятся. К примеру, лидер "Движения против нелегальной иммиграции" утверждает, что ежемесячно в Закавказье утекает до 1 млрд. долларов16 "RBC daily", со ссылкой на экономистов, дает более скромную оценку: "Москва ежегодно недосчитывается в своей казне более 100 млн. долларов"17. И это столица, в которой концентрируются основные финансовые потоки. Откуда берутся остальные миллиарды? Видимо, оттуда же, откуда и многомиллионные диаспоры "кавказцев" в Москве.

Почему бы нам не развернуть потоки "черных" и "серых" мигрантских капиталов и не использовать их на благо страны? Определенные успехи здесь уже есть, правда, весьма скромные. Как сообщил председатель правительственной комиссии по миграционной политике, министр РФ В. Зорин, с пошлин за привлечение иностранной рабочей силы в бюджеты субъектов федерации поступило порядка 1 млрд. рублей, часть из которых пойдет на решение социально-экономических проблем мигрантов18. Некоторые СМИ ухитрились и здесь дать промашку: по данным агентства "РИА-Новости", министр говорил об 1 млн.(!) рублей.

В области миграционной политики оформилась еще одна тревожная тенденция - сторонники "охранительной" и "либеральной" стратегий существуют как бы в параллельных мирах, крайне редко соприкасаясь друг с другом. Все это контрпродуктивно и не способствует поиску истины. Пока мы не научимся грамотно и корректно, с фактами в руках обсуждать серьезные проблемы в сферах политики, экономики, экологии, демографии, миграции, в обществе будут рождаться мифы и фобии, плодиться химеры массового сознания.


1 - Бедеров И. Незаконная фамилия // "Новая газета", 11.07.2002
2 - Тулеев А. Что защищают министр и губернатор. И что - их критики // "Труд", 07.05.2002
3 - РИА "Новости", 24 июля 2002 г.
4 - Николай Зятьков. Каких гостей ждет Россия. "Аргументы и Факты", 10 апреля 2002 г.
5 - см. статью В. Иванова на сайте "Русское воскресенье": http://www.voskres.ru/idea/migration.htm
6 - Мария-Луиза Тирмастэ. Миграционная служба отсечет страну от зараз с помощью закона "О гражданстве". "Коммерсантъ-Daily", 4 апреля 2002 г.
7 - Андрей Гришковец. МВД займется трудовыми ресурсами. "Коммерсантъ", 25 апреля 2002
8 - Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации http://www.kremlin.ru/text/appears/2003/05/44623.shtml
9 - Мария Бондаренко. Владимир Воронин: "Мигранты не должны жить возле стратегических объектов". "Независимая газета", 14 апреля 2003 года
10 - Сдыков М.Н. Казахстан и Россия в системе приграничных миграций // Россия-Казахстан: Фронтьерские миграции. Сб. научных трудов / Под ред. Ж.А. Зайончковской и М.Н. Сдыкова. -М.-Уральск, 2002, с. 17
11 - Подробнее см. Население России - 2001. Девятый ежегодный демографический доклад, с. 131-133
12 - Конгресс русских общин Дмитрия Рогозина и Движение Юрия Болдырева. Предвыборная листовка по выборам в Государственную Думу РФ. 1999 г.
13 - Подробнее см. Трейвиш А. Россия: население и пространство. Городов могло бы быть и больше / Демоскоп Weekly №95-96 http://demoscope.ru/weekly/2003/095/tema05.php
14 - Паин Э. Этническое лицо контрабанды наркотиков. Основные распространители наркотиков - мигранты и иностранцы? / Демоскоп Weekly №111-112 http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0111/tema02.php
15 - Наталья Айрапетова. Миграционная война. Литературная газета, 11 июня 2003 г.
16 - Александр Белов: "Через двадцать лет в России будет Косово". "Консерватор", 21 февраля 2003 г.
17 - Наталья Бендина. В Москве работают уже миллион нелегалов. "RBC daily", 26 марта 2003 г.
18 - Миллиард рублей с пошлин. "Газета", 2 июня 2003 г.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)