Rambler's Top100

№ 177 - 178
8 - 21 ноября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Итоги" и "Родная газета" о демографической ситуации в России
"Время новостей", Российская газета" и "Газета" о форуме "Настоящее и будущее народонаселения России"
"Коммерсантъ" и "Российская газета" о социальных инициативах российского правительства
"RBC daily" о рождаемости в России
"Российская газета" об абортах в России
"Gazeta.kz" о беременностях и абортах
"Время новостей" и "Российская газета" о регистрации украинцев в России
"Известия" о российско-украинском двойном гражданстве
"Новые Известия" о призывниках-иностранцах в российской армии
"Новые известия" об избирательной активности иностранцев в России

"Газета.Ru" о жертвах депортации на российско-грузинской границе
"RBC daily" о трудовой миграции в России
"Эксперт" о китайской экспансии
"Белорусская деловая газета" об эмиграции из Белоруссии
"Известия" об иностранных студентах и ксенофобии в России
"Зеркало недели" о расовых различиях
"RBC daily", "ИА "Росбалт" и "Еврейский камертон" (Израиль) о числе евреев в России
"The Times" о потерях среди мирного населения в Ираке
"La Reppublica" о смертной казни в Китае
"Российская газета" о генах и СПИДе
"Газета.Ru" о принудительном лечении несовершеннолетних наркоманов
"Новая газета" о планах по созданию "трудармии" в России
"Nature" о росте американцев

… о евреях в России

Евреи сделают Россию своей штаб-квартирой

Постсоветское пространство становится для евреев "запасным аэродромом" на случай "больших неприятностей" в странах Запада

Число евреев, возвращающихся в Россию из Израиля и других стран, растет. Об этом на прошлой неделе сообщил журналистам руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин. По его оценкам, с 1998 года из Израиля в Россию прибыли 50 тысяч человек, в то время как в еврейское государство репатриировались всего 40 тысяч. Примечательно, что тенденции, связанные с переездом евреев в Россию, идут параллельно с активизацией деятельности российских еврейских общин. Результатом этой деятельности должно стать создание разветвленной общинной инфраструктуры в России. По мнению опрошенных RBC daily экспертов, укреплению еврейства в России и превращению РФ в один из мировых еврейских центров будут способствовать крайне неблагоприятные для евреев изменения во внутренней и внешней политике США. Как республиканская, так и демократическая элиты США сделали стратегическую ставку на сближение с арабским миром. Изменение вектора американской внешней политики в отношении ближневосточного конфликта сопровождается постепенным ухудшением положения евреев в самих США, которое эксперты связывают с "глубинными социально-экономическими процессами, идущими в американском обществе". По мнению собеседников RBC daily, одним из немногих безопасных и комфортных мест для евреев и еврейского капитала станет Россия. В результате этих метаморфоз Москва может заменить Вашингтон и стать основным внешнеполитическим партнером Израиля, как это было в конце 40-х годов прошлого века во время создания еврейского государства.
То, что многие уехавшие в Израиль в итоге по разным причинам переезжают обратно в Россию, ни для кого не секрет. Более того, в Москву и другие крупные российские города приехало относительно много и не говорящих по-русски израильтян. Иврит в московских супермаркетах можно услышать довольно часто. Причем большинство "русских евреев", приехавших в Россию, продолжают считать себя израильтянами и говорят, что находятся здесь временно. "Они считают себя не вернувшимися, а временно выехавшими из Израиля", - сказал RBC daily руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. Однако живут эти люди в России многие годы и обратно в Израиль пока не собираются. Возвращение евреев на постсоветское пространство (еще едут в Белоруссию и Казахстан) связано с целым рядом факторов. "Во-первых, в России сейчас безопаснее, во-вторых, здесь налаживается еврейская общинная жизнь, что немаловажно для многих, и, в-третьих, основной фактор - экономический. В Израиле, особенно после начала интифады, стало очень тяжело делать бизнес. В России работать легче и можно заработать больше", - говорит Борух Горин. Психологи добавляют к этому списку еще один фактор. "В Россию возвращаются, потому что эта страна для них ближе и понятнее", - отметил в беседе с RBC daily один из московских психологов.
Вывод о том, что еврейские общины собираются обустраиваться в России всерьез и надолго, можно сделать, изучив материалы третьего съезда ФЕОР в России. "Еврейская религиозная и культурная жизнь в Российской Федерации переживает в настоящее время период подъема", - говорится в принятой во вторник на закрытии съезда резолюции "О состоянии еврейской жизни в России и перспективных направлениях работы ФЕОР в 2005-2010 годах". Свидетельством подъема, по мнению делегатов съезда, является "количество переданных общине и восстановленных синагог, заново построенных учреждений религиозного культа, общинных центров, открытых школ и детских садов с национальным этнокультурным компонентом". В добавление ко всему ФЕОР хочет организовать собственную перепись еврейского населения России, поскольку, по словам г-на Горина, официальные данные (230 тыс. человек) представляются явно заниженными. По его оценкам, в России проживает около миллиона евреев. Примечательно, что в переписи Федерации еврейских общин России будут учитываться не только галахические евреи, но и люди, у которых еврейские корни по отцовской линии. Понятно, что такая активность еврейских общин в России не может сильно радовать израильтян, поскольку не соответствует сионистским идеалам, согласно которым евреи должны жить в Израиле, а не в странах рассеяния. Однако, как отмечает Борух Горин, Израиль все-таки поддерживает развитие общин в диаспорах, потому что их деятельность препятствует ассимиляции, способствует сохранению еврейской традиции и самоидентификации, а следовательно, и увеличивает количество потенциальных репатриантов.
Рост потенциала еврейских общин в России вполне может сделать РФ привлекательной для еврейских иммигрантов из других стран, в первую очередь из США. "Для американских евреев наступают тяжелые времена. Очевидно, что США однозначно и полностью отказались от поддержки Израиля и взяли курс на сближение с радикальными мусульманскими группами. Это связано с нефтегазовыми интересами Вашингтона и снижением роли еврейского финансового капитала в американской экономике. На первый план в США выходят сырьевые и промышленные группы", - сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. Схожего мнения придерживается и президент консалтинговой компании "Неокон", эксперт-американист Михаил Хазин. "В США республиканская администрация, решившая поддерживать исламский мир, пытается "задушить" демократическую партию, наиболее консолидированную часть которой составляет еврейская финансовая элита. В итоге в США может сложиться такая ситуация, что евреи начнут выводить свои капиталы из страны. Вслед за капиталом поедут и люди", - считает он. Демократы, ставшие на позиции, близкие европейским левым, уже сейчас солидаризируются не с израильскими поселенцами, борющимися за сохранение еврейских земель, а с палестинскими "борцами за свободу" (так в духе политкорректности называют террористов). Все эти процессы могут привести к тому, что значительная часть американских евреев устремится на постсоветское пространство, где уже будет создана к тому времени разветвленная еврейская инфраструктура.
Что самое интересное, в результате таких метаморфоз Россия может заменить США и стать основным внешнеполитическим партнером Израиля. Исторических и культурных оснований для такого развития событий более чем достаточно. В конце 40-х годов прошлого века СССР сделал ставку на поддержку Израиля в противовес контролировавшим регион британцам и французам. Примечательно, несмотря на то что с середины 50-х годов СССР полностью переключился на поддержку арабского мира, Израиль до середины 70-х не проводил антисоветской политики. Сейчас же для такого тандема может быть выстроена еще более крепкая база. Вне зависимости от внутриполитических колебаний в Израиле российское еврейство (особенно религиозная его часть) занимает однозначную позицию в отношении ближневосточного урегулирования, выступая против "передачи земли врагу". Руководство России в своей политике не сможет не учитывать мнения большой и влиятельной еврейской общины.

Михаил ЧЕРНОВ. "RBC daily", 1 ноября 2004 года

Российских евреев сосчитать непросто

Если верить известной русско-еврейской шутке, на двух евреев приходится три мнения и четыре партии. Именно Россия до сих пор помогает евреям соответствовать этой шутке. Как известно, на одно российское еврейство по сей день приходятся два главных раввина (Берл Лазар от Федерации еврейских общин России и Адольф Шаевич от Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России). А недавно российское еврейство обзавелось еще и несколькими разными мнениями на счет своей собственной численности.
Помимо еврейских версий ответа на вопрос о численности существует и официальная - она-то и стала главной виновницей торжества плюрализма мнений. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в России проживает почти 230 тысяч евреев. Если учесть, что почти 80 тысяч из них - москвичи, и около 37 тысяч - петербуржцы, то выходит, что во всей остальной большой стране проживает менее половины от общего числа - лишь около 113 тысяч евреев. Но у самих евреев, как выяснилось, есть на этот счет другие цифры...
Например, согласно данным, полученным Российским еврейским конгрессом от общин 51-го города страны, во всей России (не считая Петербурга и Москвы, не вошедших в этот список) проживает более 225 тысяч евреев. Если учесть, что еврейское население двух столиц явно превышает численность провинциальных сограждан-соплеменников, получается, что еще примерно 230-250 тысяч евреев проживают в Петербурге и Москве, а еврейство всей России, в этом случае, исчисляется примерно полумиллионом человек.
Если бы на этом плюрализм мнений закачивался, евреи не были бы евреями. Главный раввин России, признанный Кремлем, хасид Берл Лазар заявляет, что полумиллионом на самом деле исчисляются лишь евреи-москвичи! По оценкам возглавляемой Лазаром Федерации еврейских общин России, численность еврейского населения страны может колебаться от миллиона до полутора миллионов - таким образом, более чем в два раза превышая данные "конкурирующий фирмы", Российского еврейского конгресса.
Откуда же такая разница в оценках? Напрашивается элементарный вывод - одних и тех же людей где-то считают русскими, а где-то - евреями. По мнению Берла Лазара, в России принадлежность к еврейству из этнически-религиозной превратилась в просто религиозную. По его словам, иудеи записываются русскими. И на самом деле многие люди, уважая и временами вспоминая некоторые традиции предков-иудеев и не будучи православными христианами, тем не менее, искренне считают себя представителями русского народа.
Строго говоря, раввинам вообще не должна быть интересна национальная принадлежность прихожан. Священнослужители заняты религиозной общиной, а не национальной. Для них еврей - тот, кто исповедует иудаизм. Что касается переписчиков Госкомстата, то они, фиксируя национальный состав населения, как раз обращались к этничности человека, а не к его религиозной принадлежности.
Этничность же, согласно современным нормам этнографии, в первую очередь определяется национальным самосознанием индивида. По этому же принципу, было бы грубым искажением действительности записать всех евреев в иудеи. Нередко люди, осознающие себя этническими евреями, являются убежденными атеистами; есть и те, кто исповедует иную религию вместо иудаизма.
Кроме того, имеет важное значение то, по каким критериям руководство еврейской общины исчисляет соплеменников у себя в городе. Если учитывать только тех, кто официально состоит в общине, то цифра будет отнюдь невысокой. Если считать евреями лишь тех, кто может проследить свое еврейское происхождение по материнской линии, - явно не получится насчитать по всей России миллион евреев.
Община также может судить о числе соплеменников в том или ином городе по количеству людей, обратившихся к ней за помощью. Но в еврейские общины, распределяющие благотворительные посылки и устраивающие поездки в санатории, обращаются не только те, кто осознанно считает себя евреем, но и те, кто просто обладает правом на помощь, имея еврейские корни, а зачастую - и члены их семей.
Ситуация здесь близка к той, что складывается вокруг эмиграции в Израиль. "Репатриантом" может стать человек, не являющийся евреем ни с точки зрения религиозных норм, ни со своей собственной точки зрения. Им может стать тот, кто имеет "право на возвращение", то есть и сын еврея, и даже внук по отцовской линии. При этом "репатриантами" будут и все члены его семьи. Таким образом, при желании, как в самой России, так и в Израиле можно засчитать в качестве евреев множество людей, даже не спросив у них, кем они считают себя.
Но у такого подхода есть историческое объяснение. Дело в том, что Израиль и еврейские общины в других странах готовы считать евреями всех тех, кого преследовал бы гитлеровский нацизм. Гитлер же говорил, что евреем считается любой, кого он им назовет. Фактически же нацисты уничтожали евреев до третьего колена, а вместе с ними в концлагеря попадали и члены их семей - люди других национальностей.
В связи с неоднозначной оценкой численности российских евреев, Федерация еврейских общин России (ФЕОР) обратила внимание на то, что за последний год из РФ в Израиль уехали 10 тысяч человек, а вернулись, в силу соображений безопасности и экономических причин, 50 тысяч. Учитывая, что туда и обратно можно переехать, фактически не являясь евреем и даже не пытаясь таковым казаться, записывать в "расход" (вернее, "исход") российского еврейства всех эмигрантов, а в "приход" - всех реэмигрантов, было бы не вполне справедливо - по крайней мере, не спросив их собственного мнения.
Однако то, что приезжающих с исторической родины обратно сейчас больше, чем отбывающих на нее - достоверный факт! И на этот случай есть другая известная русско-еврейская шутка. Для тех, кто до сих пор не знал, чем евреи отличаются от англичан: англичане уходят, не прощаясь, а евреи прощаются - и не уходят.

Максим ВАСИЛЕНКО. "ИА "Росбалт"", 5 ноября 2004 года

Сколько на Руси евреев?

Израильский демограф разоблачил трюки российских "официальных евреев"

Как уже знают читатели "ЕК", время от времени российские и украинские "функционеры от еврейства" публикуют явно завышенные цифры численности евреев в государствах бывшего СССР. Используя отсутствие демографических данных и соответствующего кругозора у некоторых обладающих деньгами людей и инстанций, эти функционеры рассчитывают таким образом получить дополнительные или хотя бы сохранить прежнее финансирование "на нужды еврейских общин".
К усилиям по установлению истины и разоблачению тех, кто подменяет ее ложью, присоединилось ведущее российское демографическое издание - интернет-бюллетень "Демоскоп", наладившее контакт с одним из ведущих израильских специалистов по народонаселению - доктором Марком Тольцем из Еврейского университета.
Предлагаем вашему вниманию одну из последних публикаций бюллетеня (http://demoscope.ru/weekly/2004/0175/lisa02.php), посвященную этой теме.
"Руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин знает что, "по разным подсчетам, в России проживают сегодня от 230 тысяч до 10 миллионов евреев. Наиболее вероятной представляется цифра в 1 миллион человек. Причем из них 500 тысяч (половина) - жители Москвы". По словам Горина, данные последней переписи населения, согласно которым в стране проживают 230 тысяч евреев (из них 130 тысяч - москвичи), не соответствуют действительности.
"Мы предполагаем, что евреев в России как минимум раз в шесть больше, чем указано при переписи", - сказал Горин. Поэтому ФЕОР планирует провести собственную перепись населения в сотрудничестве с генеалогическими обществами и с составлением родословных, а также специальных общинных книг. "Без этого мы не можем представить себе, как должна развиваться еврейская община страны, сколько еще нам нужно синагог, раввинов", - пояснил представитель ФЕОР ("РИА Новости", 25 октября).
Нам кажется, что что-то тут не так, но что именно, мы сказать не можем. "Демоскоп", который знает очень много, на этот раз оказался в тупике. Он также затрудняется сказать, сколько России нужно синагог и сколько раввинов. Поэтому он обратился за консультацией к израильскому коллеге. И вот, что мы узнали.
По оценке Института современного еврейского Иерусалимского университета, на начало 2004 года ядро еврейского населения России составило 244 тысячи, т.е. немногим больше, чем по переписи 2002 года. Наша оценка основана на анализе данных переписи 1989 года и микропереписи 1994 года. В ней учтены массовая эмиграция 1990 годов, а также беспрецедентное превышение числа смертей над количеством рождений. При анализе итогов новой переписи надо не упускать из виду, что в ее результатах впервые появилась категория лиц, не ответивших на вопрос о национальной принадлежности. Поэтому представляется, что данные российской переписи 2002 года достаточно хорошо соответствуют приведенной оценке. Принимая во внимание прошлую переписную динамику, указанное число евреев с учетом совместно проживающих членов домохозяйств, возможно, в два раза больше - 488 тысяч. Встречающиеся в отдельных публикациях другие намного более высокие цифры явно не являются результатом научного анализа.
Можно только догадываться о побудительных мотивах их авторов. Но ясно, что мы здесь имеем дело с попыткой вторжения в сферу демографии лиц, весьма от нее далеких (Марк Тольц, Иерусалим, специально для "Демоскопа")".
Кстати, как уточнил д-р Тольц, на самом деле перепись насчитала в Москве не 130, а только около 80 тысяч евреев, включая тех, кто назвал себя горскими, грузинскими, среднеазиатскими евреями и крымчаками.

Шломо ГРОМАН. "Еврейский камертон", 11 ноября 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - http://www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)