Rambler's Top100

№ 171 - 172
27 сентября - 10 октября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Новые известия" о докладе ЮНФПА "Народонаселение мира"
"Ytro.Ru" о демографической ситуации в России
"RBC daily" о демографических и миграционных прогнозах
"The Times" о здоровье и смертности в России
"RBC daily" о здоровье населения России
"Известия" о сокращении программ по охране здоровья
"Зеркало Недели" о внутрибольничных инфекциях
"Время новостей" и "Независимая газета" о грядущих новациях в системе регистрации
"Известия" о проблемах с регистрацией в Москве
"RBC daily" о предложениях "закрыть Москву"
"Известия" о борьбе с нелегалами в Москве
"Профиль" о мигрантах в Москве
"Российская газета" о системе регистрации в европейских странах
"Российская газета" о рабочей группе по "иммиграционной амнистии"

"RBC daily" об отношении к мигрантам в Европе
"Коммерсантъ" о биометрическом "наполнении" российских паспортов
"Известия" об осеннем призыве
"Профиль" о кавказо- и русофобии
"United Press International" об исламском факторе в России
"Известия" об отношении российского общества к скинхедам
"Время новостей" о "религиозных свободах" глазами госдепа США
"Новые известия" об интеллектульной миграции
"RBC daily" о рынке образования
"Новые известия" о наказаниях за супружескую измену
"RBC daily" об уровне жизни в послеколониальной Африке
"Российская газета" о доходах и уровне жизни в России
"Bremer Nachrichten" о "бесследно пропавших" в России
"Российская газета" о смертной казни

… о грядущих новациях в системе регистрации

Терроризм по месту жительства

Россиянам могут вернуть прописку

В числе прочих антитеррористических инициатив Госдума готовит закон с рабочим названием "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания, а также правилах регистрации". Этот закон может существенно ограничить свободу передвижения российских граждан и - в нарушение действующей Конституции - фактически возродить институт прописки.
По словам председателя профильного думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, законопроект, "возможно, заменит ряд действующих законов и других нормативных актов, в том числе и закон 1993 года "О праве граждан на свободу передвижения". Подписание этого закона Борисом Ельциным в свое время ознаменовало отмену института прописки. На смену ей пришла регистрация, об уведомительном, а не разрешительном характере которой Конституционный суд впоследствии неоднократно напоминал местным властям. Однако теперь депутаты, видимо, решили, что ельцинский закон устарел и не отвечает новым реалиям.
Новый документ зреет в недрах комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Хотя инициатива комитета пока не оформлена в виде законопроекта, авторы уже получили на нее заключение правового управления Госдумы, состоящее из 11 страниц замечаний технического характера. Теперь комитету предстоит провести юридическую обработку своих предложений, поэтому сроки внесения законопроекта неизвестны.
Депутаты, в частности, предлагают рассмотреть вопрос об ограничении на въезд и регистрацию в регионах со сложной демографической и криминогенной обстановкой. Свою позицию авторы идеи мотивировали существованием подобной меры в законе "О чрезвычайном положении". Таким образом, власть сможет воспользоваться мерами чрезвычайного положения без объявления такового.
Кроме того, появилась идея так называемой "предрегистрации" - а именно "незамедлительного уведомления лицами, ответственными за жилые помещения, участковых уполномоченных органов внутренних дел о вновь прибывших лицах". Еще одна мера, предложенная депутатами, - "досмотр жилых помещений с целью проверки паспортного режима, осуществляемый с санкции суда". За нарушение паспортного режима также предлагается административная ответственность в виде высылки. Депутаты, кроме того, предлагают отказаться от принципа открытости границ, закрепленного в ряде договоров России со странами СНГ. Что касается регистрации, то депутаты обещают не менять уведомительный принцип на разрешительный, однако среди их предложений есть и такое.
"Я считаю, что регистрация должна быть. Но нужно не повышать ответственность за отсутствие регистрации, а создавать условия, чтобы легче было зарегистрироваться", - сказал корреспонденту "Времени новостей" член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Попов.
В то же время на волне борьбы с терроризмом возникают и более радикальные предложения по ужесточению механизма регистрации. Депутат Московской городской Думы Юрий Попов еще весной этого года заговорил о необходимости запрета въезда на территорию Москвы лиц "некоренной национальности", если они уже составляют 10% от населения города. А после последних терактов г-н Попов предложил закрывать регионы от приезжих из Чечни и Ингушетии - территорий, где проводится антитеррористическая операция.
В Госдуме парламентское большинство пока относится к инициативам коллеги Попова неодобрительно. Однако известно, что жесткую позицию в вопросе о регистрации занимает мэр Москвы Юрий Лужков, которого по-прежнему поддерживают депутаты бывшей фракции ОВР. А недавно к нему присоединился и губернатор Московской области Борис Громов, который подчеркнул, что главная проблема его региона - незаконные мигранты с Кавказа. В то же время Владимир Плигин клятвенно обещал, что никаких ограничений на въезд в Россию для определенных национальностей в новом законе не будет.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА. "Время новостей", 21 сентября 2004 года

Террористов будут "мочить" по месту прописки

Законодатели планируют существенно ограничить право россиян на свободу передвижения

Очередной жертвой борьбы российских властей с терроризмом может стать основополагающее право граждан на свободу передвижения. Закон 1993 года, снимающий всякие ограничения на внутреннюю миграцию и устанавливающий уведомительный порядок регистрации граждан по месту их пребывания, думское большинство считает устаревшим. Новый закон, который готовится в комитете по конституционному законодательству и госстроительству, по данным "НГ", призван восстановить советскую практику контроля за миграцией: граждане не смогут менять место жительства без разрешения властей. Правда, по аналогии с новым законом о митингах, прямо о замене уведомительного на разрешительный порядок объявлено, видимо, не будет. Тем не менее, с учетом возможного общественного резонанса от таких мер миграционный проект будет приниматься отдельно от остальных антитеррористических поправок и прорабатываться более тщательно.
Завтра на Совете Думы будет обсуждаться план законодательной работы на осеннюю сессию, в том числе перечень неотложных антитеррористических законов. Пока в этом перечне, состоящем из 36 актов, нового миграционного проекта нет. Однако в минувшую пятницу председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин заявил, что данный список не является закрытым и, без сомнения, будет пополняться. Из уст Плигина впервые прозвучало рабочее название проекта, о подготовке которого наблюдатели давно догадывались, но представители "Единой России" до поры умалчивали. Глава комитета сообщил, что новый закон может называться так: "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также правилах регистрации". По словам Плигина, "это будет отдельный федеральный закон, который, возможно, заменит ряд действующих законов и других нормативных актов, в том числе и Закон 1993 года "О праве граждан на свободу передвижения". Парламентарий сообщил, что текст этого документа будет готов в конце этого - начале следующего месяца.
О конкретном содержании данного акта Плигин пока говорить отказывается. Но немало ограничительных предложений в сфере миграции выдвигалось на заседаниях рабочей группы Госдумы, готовящей антитеррористические меры. К примеру, предлагалось ограничить въезд и пребывание граждан "в регионах со сложной демографической или криминогенной обстановкой", то есть фактически распространить соответствующую норму закона о чрезвычайном положении без формального введения последнего. Было предложение и о более жестком учете прибывающих граждан, то есть установлении своего рода их "предрегистрации" через участковых милиционеров.
Последним также предполагалось дать право досмотра жилых помещений для проверки паспортного режима. Наконец, депутатами была зафиксирована и идея о новом виде административной ответственности нарушителей такого режима - высылке граждан РФ к месту постоянного жительства.
Как стало известно "НГ", одним из авторов жестких миграционных инициатив выступил вице-спикер Владимир Катренко, которому руководством партии было даже рекомендовано поменьше высказываться на этот счет. Корреспонденту "НГ" также удалось узнать, что с подобными же идеями выступили и московские власти, и ряд южных регионов, и Министерство внутренних дел РФ.
Еще весной этого года глава комиссии по законодательству и безопасности Мосгордумы Юрий Попов заговорил о необходимости внесения изменений в закон 1993 года. Депутат предложил регионам закрывать свои административные границы без объявления ЧП. Среди инициатив Попова - запрет въезда на территорию Москвы лиц некоренной национальности, если их в городе уже 10% от населения. Депутат предложил также регистрировать мигрантов по биометрическим параметрам на въезде в столицу. А в свете последних терактов Попов сделал поправку - закрывать регионы прежде всего от приезжих с территорий, где проводится контртеррористическая операция, то есть Чечни и Ингушетии.
Сперва коллеги не поддержали Попова. Председатель МГД Владимир Платонов не раз отзывался о проекте Попова как о "некомпетентном", называл его "грубейшим нарушением Конституции". Но последние события убедили столичных парламентариев вернуться к этому вопросу, тем более что из документа исчезли наиболее одиозные положения о квотах на проживание в городе представителей диаспор.
Недавно губернатор Московской области Борис Громов потребовал от своих подчиненных "срочно навести порядок" и "разобраться с регистрацией всех граждан, проживающих в регионе". Он подчеркнул, что незаконные мигранты, особенно "те, кто прибыл с Кавказа", - главная проблема области. А пресс-секретарь губернатора Андрей Барковский проговорился, что подмосковные власти намерены отправлять нелегалов к месту проживания самолетами за счет областного бюджета.
Препятствием для введения таких чрезвычайных мер, безусловно, является подписанный Борисом Ельциным в июне 1993 года Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". С этого времени выбор ограничивается лишь территориями с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Однако государственная машина еще долго сопротивлялась либеральным "установкам". Конституционный суд был вынужден несколько раз напоминать властям про то, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.
Труднее всего с "пропиской" расставалась Москва, до 2002 года сохранявшая собственные правила регистрации. Более того, в сентябре 1999 года (сразу же после взрывов жилых домов) мэр Москвы издает распоряжение "О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в Москве". Милиции предписывалось провести перерегистрацию всех "мигрантов", выясняя у каждого "цель пребывания". И "принять исчерпывающие меры по недопущению въезда в город, удалению из аэропортов и вокзалов, выдворению граждан, не зарегистрировавших свое временное пребывание в Москве".
Правда, Москву закрыли ненадолго - было так много протестов, что правительство Москвы было вынуждено приостановить исполнение распоряжения. Даже в экспертном заключении Минюста отмечается, что "неотложные меры" противоречат Конституции и Европейской конвенции о защите прав человека.
То, что казалось невозможным пять лет назад, сегодня выглядит вполне реальным. "Что еще нужно нашим деятелям от демократии, чтобы увидеть необходимость особых мер по защите москвичей? - восклицал две недели назад мэр Москвы Юрий Лужков на митинге, проходившем на улице Гурьянова в день годовщины теракта. - Думаю, что сейчас прозрение наступило. Мы свои меры предложили власти, и это все можно сделать в пределах Конституции, наших демократических норм и правил".
Правда, Плигин говорит, напротив, об упрощении правил регистрации. Но история с принятием закона о митингах показала: продекларированные уведомительные нормы на деле оказываются чисто декларативными, тогда как запретительные полномочия органов власти и правопорядка возрастают многократно.

Иван РОДИН, Анастасия КОРНЯ, Кира ЛАТУХИНА. "Независимая газета", 20 сентября 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)