Rambler's Top100

№ 171 - 172
27 сентября - 10 октября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Новые известия" о докладе ЮНФПА "Народонаселение мира"
"Ytro.Ru" о демографической ситуации в России
"RBC daily" о демографических и миграционных прогнозах
"The Times" о здоровье и смертности в России
"RBC daily" о здоровье населения России
"Известия" о сокращении программ по охране здоровья
"Зеркало Недели" о внутрибольничных инфекциях
"Время новостей" и "Независимая газета" о грядущих новациях в системе регистрации
"Известия" о проблемах с регистрацией в Москве
"RBC daily" о предложениях "закрыть Москву"
"Известия" о борьбе с нелегалами в Москве
"Профиль" о мигрантах в Москве
"Российская газета" о системе регистрации в европейских странах
"Российская газета" о рабочей группе по "иммиграционной амнистии"

"RBC daily" об отношении к мигрантам в Европе
"Коммерсантъ" о биометрическом "наполнении" российских паспортов
"Известия" об осеннем призыве
"Профиль" о кавказо- и русофобии
"United Press International" об исламском факторе в России
"Известия" об отношении российского общества к скинхедам
"Время новостей" о "религиозных свободах" глазами госдепа США
"Новые известия" об интеллектульной миграции
"RBC daily" о рынке образования
"Новые известия" о наказаниях за супружескую измену
"RBC daily" об уровне жизни в послеколониальной Африке
"Российская газета" о доходах и уровне жизни в России
"Bremer Nachrichten" о "бесследно пропавших" в России
"Российская газета" о смертной казни

… о рынке образования

Средний класс заплатит за образование

В крупных российских городах растет количество людей, готовых платить за образование своих детей, если речь идет о его качестве и гарантии поступления в вуз

"Знание - деньги" - именно к такому выводу пришли специалисты компании "НП Консалтинг", которые провели маркетинговое исследование рынка коммерческого образования. По их данным, 70% респондентов готовы сегодня тратить 2000-3500 долл. в год на обучение одного ребенка. Основными причинами тяготения к платному образованию опрошенные называют высокий уровень коррупции, невозможность подготовки к поступлению в определенный вуз и устаревшие учебные программы. Аналитики рынка образовательных услуг считают, что цены, указанные участниками исследования, вполне отвечают тем предложениям, которые существуют в крупных городах. На их взгляд, сегодня тот факт, что практически все образование постепенно становится платным, признали все, кроме самого государства. Оно же, в свою очередь, просто не в состоянии обеспечивать эту отрасль самостоятельно.
В исследовании рынка коммерческого образования и проведении маркетингового исследования негосударственных учебных заведений Москвы и Подмосковья были задействованы три основных сегмента школ (элитные, среднего и выше среднего уровня) и опрошено 1200 потенциальных потребителей их услуг. Выяснилось, что 73% опрошенных москвичей готовы перевести своих детей из государственных школ в частные, если стоимость обучения в них составляет 2000-3500 долл. в год. А также при условии, что в них работают квалифицированные преподаватели, существует большое число качественных дополнительных услуг, школа удачно расположена и в группах обучается определенное количество учеников.
Экспертов заявленная стоимость услуг не удивляет, тем более что, на их взгляд, резких скачков цен на образование сегодня не происходит - рост идет поступательно. "Да, такая стоимость (имеются в виду 2000-3500 долл. в год) для Москвы вполне вероятна, - прокомментировал RBC daily эксперт фонда "Общественное мнение" Ефим Галицкий. - За эти деньги люди хотят получить гарантии качества и условий обучения". Респонденты также указали причины, по которым хотят сменить школу. Среди них высокий уровень коррупции, отсутствие индивидуального подхода к ребенку, низкая квалификация преподавателей, а также невозможность углубленного изучения определенных предметов в обычных школах. Кроме того, у родителей вызывают недовольство программы обучения, которые плохо усваиваются детьми, низкий уровень преподавания иностранных языков и отсутствие возможности подготовки к поступлению в определенный вуз. Примечательно, что предпочтение коммерческому образованию отдает средний класс: среди опрошенных 27% - руководители, 25% - менеджеры, 10% - специалисты.
По мнению участников рынка образовательных услуг, группа людей, отдающих предпочтение именно коммерческому образованию, постоянно растет. "В крупных городах это особенно заметно, прокомментировала сложившуюся ситуацию RBC daily специалист группы компаний "Прогрессор" Наталья Родина. - В регионах же спрос на платное обучение сталкивается со следующей проблемой: образовательные учреждения далеко не всегда готовы предоставлять подобные услуги, особенно небольшие и сельские школы. Например, там нет возможности для организации платных курсов, могут возникнуть проблемы с лицензированием, к тому же они боятся отсутствия прочной методической базы для подобных курсов. А в Москве, напротив, есть и информация, и возможность для их предоставления". Тем не менее, по словам г-жи Родиной, в регионах особенно заметно стремление вкладывать деньги в образование, особенно, если ребенок заканчивает последние классы школы, люди ориентированы именно на получение качественного образования, читай - платного. "В таком случае альтернативой обычной школе становятся платные дополнительные услуги", - сказала она RBC daily.
Впрочем, тот факт, что платное образование начинает превалировать над бесплатным, общеизвестен. Его признают даже на самом высоком уровне. Подавляющее большинство молодых россиян хочет сегодня получить высшее образование (желающих "погрызть" "гранит науки" в вузах за последние годы стало в два раза больше), и при этом 75% семей готовы для этого идти на серьезные траты, а 47% - дать взятку за содействие при поступлении. Но, хотя две трети россиян уже готовы платить за образование, государство по-прежнему не считает нужным признавать - в стране почти нет бесплатного образования. Например, в скором времени, по прогнозам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, доля бюджетников в вузах сократится до 45%. В то же время государственные расходы на образование в 2001 г. составляли всего 3,07% от ВВП (в США в 1990 г. тратилось 10% ВВП на все ветви образования). "Сегодня уместно говорить о том, что вся сфера образования стала платной, - считает Наталья Родина из "Прогрессора". - Во-первых, государство не в состоянии полностью его оплачивать, а, во-вторых, люди уже давно (и за счет нематериальных, и за счет финансовых взносов) обучение оплачивают. Просто на уровне государственной политики этот факт не признан".
В "НП Консалтинг" стремление перейти на платное образование расценивают как фактор, свидетельствующий об общем состоянии этой сферы. "В школах, за редким исключением, существует направленность на подготовку учеников в определенные вузы и на определенный уровень сложности при сдаче вступительных экзаменов, - прокомментировали RBC daily. - Вместе с тем видно нежелание или отсутствие возможности у школ вводить жесткие стандарты по приему на работу педагогов с определенной квалификацией, а привлечение педагогов из вузов носит эпизодический характер и отмечено не во всех школах". По мнению экспертов компании, пока рано говорить и о четком сегментировании рынка коммерческого образования - ни по услугам, ни по ценообразованию. Хотя очевидно, что с дальнейшим ростом спроса на него на рынке, появятся платные школы для семей с различным достатком.

Анна ПОПОВА. "RBC daily", 24 сентября 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)