Rambler's Top100

№ 171 - 172
27 сентября - 10 октября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Новые известия" о докладе ЮНФПА "Народонаселение мира"
"Ytro.Ru" о демографической ситуации в России
"RBC daily" о демографических и миграционных прогнозах
"The Times" о здоровье и смертности в России
"RBC daily" о здоровье населения России
"Известия" о сокращении программ по охране здоровья
"Зеркало Недели" о внутрибольничных инфекциях
"Время новостей" и "Независимая газета" о грядущих новациях в системе регистрации
"Известия" о проблемах с регистрацией в Москве
"RBC daily" о предложениях "закрыть Москву"
"Известия" о борьбе с нелегалами в Москве
"Профиль" о мигрантах в Москве
"Российская газета" о системе регистрации в европейских странах
"Российская газета" о рабочей группе по "иммиграционной амнистии"

"RBC daily" об отношении к мигрантам в Европе
"Коммерсантъ" о биометрическом "наполнении" российских паспортов
"Известия" об осеннем призыве
"Профиль" о кавказо- и русофобии
"United Press International" об исламском факторе в России
"Известия" об отношении российского общества к скинхедам
"Время новостей" о "религиозных свободах" глазами госдепа США
"Новые известия" об интеллектульной миграции
"RBC daily" о рынке образования
"Новые известия" о наказаниях за супружескую измену
"RBC daily" об уровне жизни в послеколониальной Африке
"Российская газета" о доходах и уровне жизни в России
"Bremer Nachrichten" о "бесследно пропавших" в России
"Российская газета" о смертной казни

… о кавказо- и русофобии

Уличная война

Десять-пятнадцать лет назад погромы на национальной почве для обычного гражданина России были чем-то очень далеким. А сейчас каждый московский рынок - потенциальная горячая точка.
После каждого крупного теракта в России начинаются антикавказские погромы, и каждая новая их волна оказывается больше предыдущей. В феврале этого года после взрыва в московском метро в Петербурге была убита таджикская девочка. После Беслана нападений на выходцев с Кавказа (а равно и прочих брюнетистых граждан) было больше, а уровень ожесточения погромщиков - выше.
Через несколько дней после гибели заложников в бесланской школе в Екатеринбурге и одном из его пригородов были разгромлены несколько кафе, принадлежащих армянам и азербайджанцам. Один человек погиб, двое оказались в больнице. Местные власти пытались объяснять это криминальными разборками, не подумав, что такого рода разборки в контексте происходящих в стране событий неизбежно приобретают националистический оттенок.
Потом в Москве у метро "Выхино" милиционеры избили Героя России, испытателя космического корабля "Буран" Магомета Толбоева. Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело, начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин принес ему свои извинения, а сам потерпевший заявил, что "не будет судиться с этим мусором".
А вечером 18 сентября в московском метро на станции "Аэропорт" в вагон поезда ворвались несколько десятков скинхедов, которые до полусмерти избили находившихся там таджика, азербайджанца и армянина. Милиционеры, как обычно, задержали нескольких подростков, по всей видимости, имеющих весьма далекое отношение к погрому, а прокуратура возбудила уголовное дело по статье "разжигание национальной розни".
Речь здесь идет только о тех случаях, которые стали широко известны. Понятно, что погромный перечень ими не исчерпывается. Тот же случай с Магометом Толбоевым стал поводом для крупного скандала исключительно потому, что жертвой милиционеров стал человек известный. Сколько выходцев с Кавказа избили те же самые сержанты до того, как им в руки попал Герой России, не знает никто.
Не лечится
Все это складывается в определенную тенденцию. Если раньше слова "межнациональный конфликт" ассоциировались с резней где-то на окраине страны, то теперь они ассоциируются с погромами и милицейским беспределом в крупных городах. Десять-пятнадцать лет назад трения на межнациональной почве были характерны для нескольких горячих точек. Сейчас они как бы "расползаются" по всей территории страны.
Эксперты не склонны думать, что кавказские погромы можно назвать проявлением межнационального конфликта. "О таком конфликте можно говорить, когда в него вовлекаются широкие массы населения, считает член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии Сергей Арутюнов, - если группа скинхедов убила таджикскую девочку, - это еще не есть межнациональный конфликт".
Корреспонденту "Профиля" известны случаи, когда проживающие в Москве чеченцы приглашали соседей-русских на свадьбы, которые, кстати, праздновалась в полном соответствии с национальными традициями, разве что без выстрелов в воздух. Никакой межнациональной розни при этом не возникало. Однако дети из семей московских чеченцев, окончившие престижные вузы и говорящие по-русски практически без акцента, не могли найти работу - им отказывали "по пятому пункту".
Получается, что ксенофобии может и не быть на уровне подъезда. Но на уровне района или города она цветет пышным цветом.
"Нации сами по себе не враждуют, - считает президент информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимир Прибыловский, - погромы устраивают представители экстремистских групп". Однако, по словам Прибыловского, удельный вес этих групп постоянно растет, а "ксенофобия в России выросла до опасных пределов, она затрагивает до 50% русских".
Противопоставить этому практически нечего. Рядовой и сержантский состав милиции сплошь и рядом покровительствует "классово близким" скинхедам. Московские власти регулярно пытаются превратить столицу в закрытый город, ужесточив правила регистрации, которые и без того жесткие (приезжих, по некоторым сведениям, заставляют фотографироваться с номером в руках - как на зоне). А власти федеральные своей позиции по отношению к ксенофобии и погромам предпочитают не выражать.
Впрочем, даже если бы Владимир Путин регулярно повторял фразы о том, что о чеченском народе не следует судить по отдельным бандитам, милиционеры вели бы себя как члены Хельсинкской группы, а московский мэр отказался бы от регистрации, едва ли все это помогло бы справиться с погромными настроениями.
"Основной потенциал для роста ксенофобии создает война в Чечне. И пока этот конфликт не прекратиться, снижения межнациональной напряженности ждать не стоит", - говорит Владимир Прибыловский.
А отсюда недалеко уже до того, что даже осторожные в употреблении терминов эксперты назовут "межнациональным конфликтом".
Обратная связь
Понятно, что те, кто призывает к погромам и их сторонники, нарушают российские законы и элементарные нравственные нормы. Однако этим проблема не исчерпывается. Агрессия против выходцев с Кавказа в крупных российских городах может запросто обернуться агрессией против русских на Кавказе.
"Вспышки кавказофобии в Москве приводят к вспышкам русофобии в северокавказских республиках, - говорит Владимир Прибыловский, - и хотя местные власти пытаются сдержать отток русского населения, он продолжается, а где-то и усиливается.
Кстати, вспышки русофобии могут происходить не только на Кавказе. На карте Москвы и Московской области имеются территории, населенные в значительной степени выходцами с Кавказа. Русские стараются там не появляться. "Мы стараемся учить подростков спокойно и доброжелательно относиться к представителям других национальностей, - рассказывает сотрудница одной из московских школ, расположенной на юге Москвы, - но на улице их встречают сверстники-кавказцы, которые о слове "толерантность" слыхом не слыхивали". Известия об очередном погроме, разумеется, отнюдь не оздоравливают обстановку в таких районах.
К тому же погромы, лозунги вроде "Москва для москвичей", призывы ограничить свободу передвижения для жителей Северного Кавказа создают отличную почву для экстремистской пропаганды. "Фашистские выходки в Москве льют воду на колесо сепаратизма на Кавказе", - уверен Сергей Арутюнов. И это вполне естественно. Раз "Москва для москвичей", то и "Кавказ для кавказцев".
Наконец, есть еще одна сторона проблемы. Не самая заметная, но довольно значимая. В командировки в Чечню отправляются те самые милиционеры, которые отлавливают кавказцев на московских улицах, и солдаты-срочники - те самые подростки, которые либо участвовали в погромах, либо сочувствовали им. Стереотип отношения к местному населению - "мочить" - у них уже выработан. И действуют они в полном соответствии с ним.

Николай СИЛАЕВ. "Профиль", 27 сентября 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)