Rambler's Top100

№ 169 - 170
13 - 26 сентября 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Известия" о причинах демографического кризиса в России
"Российская газета" о реальной и мнимой младенческой смертности
"From-UA.com" о самоубийствах и насильственной смертности
"Ytro.Ru" об алкогольной смертности на Украине
"Российская газета" о женском курении
"Российская газета" о СПИДе в российской армии
"Известия" об уголовной ответственности в США за употребление наркотиков во время беременности
"The New York Times" о жертвах войн
"Известия" о жертвах войны в Ираке
"Новые известия" о смертной казни
"Газета", "Известия", "Московский комсомолец", "Время новостей" и "Эхо Москвы" о терроризме и въезде в Москву
"Известия" о терактах и туризме в Россию
"RBC daily" о миграции и демографической ситуации в России
"Новые известия" о демографии, экономике и миграции в России

"Агентство еврейских новостей" о палестинской миграции в Израиль
"Молодежь Эстонии" об иммиграции в ЕС и Эстонию
"Независимая газета" о миграции в странах Центральной Азии
"Новые известия" о национализме в России
"Зеркало недели" о вопросах самоопределения национальности на Украине
"RBC daily" о новациях в демографической политике Китая
"Молодежь Эстонии" о демографической политике в Эстонии
"Новое время" о занятости в России
"Время новостей" об уровне жизни в России
"Московские новости" о потребительской корзине
"Известия" о монетизации льгот
"Россiя" о российском образовании
"RBC daily" о гендерных квотах и равноправии полов в политике
"Известия" о грядущем исчезновении мужчин

… о российском образовании

Лишние люди

В этом году в российские вузы поступило на 200 тысяч человек больше, чем закончило школу. Так что Россия теперь - страна, где высшее образование распространено почти поголовно. Если предположить, что 200 тысяч "лишних" абитуриентов - это люди среднего возраста, решившие только теперь получить образование, все равно получается, что почти 100% выпускников школ поступили в вузы. Кому из них отдаст предпочтение работодатель?
Половина потерялась
По данным Ассоциации негосударственных вузов России, их число (578) почти сравнялось с числом государственных (654). Количество негосударственных храмов знаний неуклонно растет с 1991 года. Каких специалистов выпускают российские высшие учебные заведения, если их реально не хватает?
Последние данные свидетельствуют о том, что профессиональное образование у нас сегодня на крайне низком уровне. По словам директора Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Бориса Титова, большинство специалистов не востребованы на рынке. К примеру, среди медиков и педагогов по специальности не работают 50%, в сфере сельского хозяйства - 80%. А вот российские специалисты по информационным технологиям востребованы где угодно, кроме нашей страны. В Центре и за Уралом они мучаются безработицей и ищут пути переезда в Москву. А президент инвестиционной группы "Атон" Евгений Юрьев рассказал, что в Германии, например, в этом году подготовлено 20 тысяч рабочих мест для русских специалистов. За первую неделю августа грин-карты там получили 400 человек. "Российские же компании выписывают себе седовласых консультантов с Wall street. И процесс оформления приглашений для них занимает полгода", - добавил он.
Социологи объясняют проблему тем, что за последние годы образование ориентировано на престиж. Первое высшее образование "для диплома" все считают необходимостью, своеобразным пропуском во взрослую жизнь между аттестатом и началом профессиональной деятельности, но не ступенью в карьере.
Бизнес вместо ПТУ
Что за специальности выбирают миллионы российских студентов? 49% - экономика и управление, 44% - гуманитарные науки. На кадровом рынке не хватает специалистов сервиса, техников, строителей, транспортников. Мало того что в стране наблюдается перепроизводство одних профессий и нехватка других, сомнение вызывает и качество подготовки выпускников.
Работодатели предпочитают не связываться с молодежью из-за отсутствия у них практических навыков. Знания, полученные ими в университете, часто очень далеки от действительности. Крупные компании тратят годы и десятки тысяч долларов на переподготовку специалистов. У них распространена так называемая ставка стажера. Выпускник получает символическую зарплату в $200, работая помощником и посещая специальные развивающие тренинги.
Сегодня в стране недостает квалифицированных рабочих. Выпускники школ не хотят идти в ПТУ. Частично из-за перспективы армейской службы, частично из-за непрестижности этого образования. "Да меня мама в детстве пугала, что если буду плохо учиться, то пойду в ПТУ. Это было страшнее, чем Баба-яга, - откровенничает президент инвестиционной группы "Атон" Евгений Юрьев. - Пэтэушник в восприятии большинства населения - это асоциальный элемент".
Эксперты считают, что реабилитировать российское профессиональное образование будет очень трудно. Более реальным выходом выглядит пример западных стран, где института ПТУ нет в принципе. Там предприятия организуют собственные образовательные центры, где их будущие работники получают современные знания и, главное, практику. В России подобные образовательные программы есть у крупных компаний. Например, в "Норильском Никеле". Развитая система образовательных учреждений была у ЮКОСа. Но Андрей Фурсенко предостерег бизнес от создания "параллельных систем" образования во избежание их полного отрыва от государственных учебных заведений.
Чего им не хватает?
Аналитический центр "Эксперт" провел среди директоров предприятий опрос под названием "выпускник для работодателя" с целью узнать слабые стороны российских молодых специалистов. Выяснилось, что основные недостатки молодых людей связаны с неумением себя подать. Работодатели требуют подробного рассказа о себе и своих навыках, умения пользоваться профессиональным языком. Однако из-за отсутствия связи российского образования с производством всему этому приходится учиться по ходу дела.
Тем не менее, получив заветный диплом, почти все юноши и девушки считают, что теперь любая компания с удовольствием предоставит им высокооплачиваемое место. Столкновение с реальной конкуренцией вызывает у дебютантов шок. Часто ребята вообще начинают сомневаться в том, подходят ли они для выбранной работы.
Для решения этой проблемы финансовый директор ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" Владимир Преображенский предложил создать в стране сеть отраслевых центров. В них студенты обучались бы по современным технологиям и проходили практику. По словам Преображенского, подобные организации могли бы также заниматься повышением квалификации преподавателей школ и вузов, а также тренингами по саморекламе, по повышению лидерских качеств и эффективному управлению.
Непрерывное образование или реформа
В России сегодня популярна идея, озвученная президентом в Послании к Федеральному собранию, - взаимосвязь системы образования с потребностями рынка. Государство призывает бизнес выступать в роли заказчика, чтобы регулировать набор абитуриентов на определенные специальности. "Нельзя полностью ориентироваться на бизнес, - считает Евгений Юрьев. - Наши потребности сиюминутны, а создание капитала знаний - долгосрочный процесс". Не всегда крупный бизнес устраивает и качество подготовки специалистов. "Наша статичная система образования не способна научить человека на всю жизнь", - считает генеральный директор Некоммерческого партнерства "Проектный Центр" Николай Брусникин. Примером может служить 2001 год, когда большинство крупных российских компаний решились инвестировать в автопром, но не нашли кадров, готовых заняться модернизацией загнивающего производства. Уровень информации в динамичном мире все время растет, и человеку нужно непрерывно пополнять свои знания. Несмотря на это, в России система тренингов и семинаров еще очень слабо развита.
С реформой армии связана проблема непрерывности образования. На нее особое внимание обратил Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве России. "Нужно сохранять элиту страны. Талантливые молодые люди не должны тратить время на откос от армии", - считает он. К примеру, Билл Гейтс, чтобы основать компанию Microsoft, бросил университет. В России он бы попал в армию, и неизвестно, как бы дальше повернулась его жизнь.
Тем не менее дальнейшую судьбу российского образования определять Министерству образования. Андрей Фурсенко считает, что без внешнего заказа образование будет замкнутым на себя. Значит, бизнесу все-таки придется поднапрячься, высчитывая, какие специалисты ему понадобятся через несколько лет. Министр уверен: чтобы вывести отечественное образование на международный уровень, нужно быстро отвечать на сиюминутные вызовы мирового рынка. А для этого нужно учить людей "учиться и жить в быстро меняющемся мире".

Мария ДМИТРИЕВА. "Россiя", 9 сентября 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)