Rambler's Top100

№ 165 - 166
16 - 29 августа 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Вымирают ли народы Севера?

«Миф» о вымирании

Так вымирают или нет?

Что показала последняя перепись населения

Демографический и “недемографический” прирост

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Вымирают ли народы Севера?

Над темой номера работал
Дмитрий БОГОЯВЛЕНСКИЙ

Демографический и "недемографической" прирост

Если отвлечься от вышеуказанных ошибок, то, имея данные о естественном движении (и миграции) отдельных этнических общностей, можно рассчитывать их численность, подобно тому, как это делается для всего населения15. А, сравнивая такие оценочные расчеты и результаты переписи можно говорить о степени влияния ассимиляционных/этнических процессов на численность того или иного народа. Разницу между естественным (демографическим) приростом и изменениями по переписи можно назвать "недемографической" убылью/приростом.

Судя по нашим исследованиям данных четырех переписей населения СССР (1959, 1970, 1979, 1989 годов), численность населения народов Севера определялась во многом, не только, и даже не столько их естественным движением (рождаемостью и смертностью), сколько ассимиляционными процессами. Народы Севера в целом ассимилировались главным образом русскими, а в Якутии - якутами.

В 1960-е годы (1959-1969) "ассимиляционные потери" составляли около 12% естественного прироста народов Севера, в 1970-х годах (1970-1978), они составили около 70%, сильно уменьшившегося естественного прироста, а в 1980-х (1979-1988) - снова около 12%16. К тому же усиливалась и культурная, и физическая ассимиляция коренного населения Севера. Одним из показателей культурной ассимиляции может служить рост числа лиц народов Севера, считающих русский язык родным (для эвенков и эвенов Якутии место русского языка занимает якутский). В 1959 году только 15% коренных северян назвали русский язык родным, в 1970 году - 23%, в 1979 году - 29%, а в 1989 году - уже 36%. Соответственно, уменьшается доля аборигенов Севера, называющих родным язык своего народа (с 76% - в 1959 году до 52% - в 1989 году). Что касается физической ассимиляции, достаточно сказать, что среди детей, родившихся у коренных матерей в 1984-2002 годах, почти половина была от отцов другой национальности17; в первой половине 1970-х таких было чуть больше трети18.

Казалось бы, если учесть и эту тенденцию и уменьшившийся естественный прирост, численность народов Севера должна уменьшиться или вырасти незначительно, как показала в схожей ситуации 1970-х перепись 1979 года. Но, согласно переписи 2002 года, численность народов Севера увеличилась довольно заметно (табл. 3).

Таблица 3. Изменение численности народов Севера в 1989-2002 годах
(народы ранжированы по величине "недемографического" прироста)

Численность населения по переписям населения

Прирост по данным переписи

Естественный прирост по данным текущего учета

Разница

1989

2002

1989-2002

Народы Севера- всего

181517

208980

27463

25938

1525

в том числе:

Ханты

22283

28678

6395

3620

2775

Манси

8279

11432

3153

780

2373

Эвенки

29901

35527

5626

3687

1939

Ительмены

2429

3180

751

52

699

Селькупы

3564

4249

685

98

587

Кеты

1084

1494

410

145

265

Саами

1835

1991

156

-81

237

Юкагиры

1112

1509

397

174

223

Ульта (ороки)

179

346

167

6

161

Нивхи

4631

5162

531

380

151

Тофалары

722

837

115

58

57

Энцы

198

237

39

0

39

Негидальцы

587

567

-20

15

-35

Нанайцы

11883

12160

277

354

-77

Алеуты

644

540

-104

18

-122

Эскимосы

1704

1750

46

169

-123

Орочи

883

686

-197

-19

-178

Долганы

6584

7261

677

1014

-337

Удэгейцы

1902

1657

-245

96

-341

Чуванцы

1384

1087

-297

90

-387

Ульчи

3173

2913

-260

160

-420

Нганасаны

1262

834

-428

58

-486

Коряки

8942

8743

-199

587

-786

Чукчи

15107

15767

660

1814

-1154

Ненцы

34190

41302

7112

8849

-1737

Эвены

17055

19071

2016

3814

-1798

Видно, что в целом численность народов Севера выросла на полторы тысячи человек за счет "недемографических" причин, что составило около 6% всего прироста. Следуя вышеизложенной логике, можно предположить, что на сей раз ассимиляционные процессы поменяли знак, и теперь уже народы Севера ассимилируют другие народы.

Администрация на местах называет такой процесс "восстановлением национальности". Но, возможно, большие метисированные группы населения не имеют жесткой этнической привязки и могут изменять ее в зависимости от различных обстоятельств. Термин же "восстановление" предполагает наличие какой-то "базовой", "истинной" национальности, которая была ранее потеряна/искажена/перепутана и только теперь, наконец, "восстановлена".

Поскольку такой прирост наблюдался далеко не у всех народов Севера, и "недемографические" рост или убыль у них сильно разнятся, правильно разобраться с современной этнодемографической ситуацией у народов Севера можно, только рассматривая ее по каждому народу и по отдельным территориям расселения с учетом многих социально-экономических и административно-политических обстоятельств. Ведь объединив народы Севера в одну группу и оперируя этим термином, мы нередко забываем, что это очень разные народы, по некоторым демографическим характеристикам различающиеся кардинально.

Попытка рассмотреть один аспект демографической ситуации, а именно сравнить для отдельных народов Севера естественный прирост по данным текущего учета за последний межпереписной период с приростом их численности по итогам двух последних переписей населения, 1989 и 2002 года предпринята в табл. 3 только по России в целом19, поскольку данные по регионам пока отсутствуют.

Среди отдельных народов по величине такого прироста выделяются ханты и манси, суммарный недемографический прирост которых больше, чем по всем народам Севера в целом. Поскольку у этих народов в предыдущем тридцатилетии (от переписи 1959 до переписи 1989) была недемографическая убыль, можно предположить наличие больших групп метисного населения. В условиях, когда в Ханты-Мансийском округе на фоне нефтяного бума многое делается для материальной поддержки коренных народов, возможен рост национального самосознания и увеличение престижности коренной этнической принадлежности. Возможно, также и влияние простой экономической заинтересованности.

Схожая ситуация и у российских саами, для которых катализатором подъема национального самосознания могли стать резко выросшие после падения железного занавеса контакты с их зарубежными соплеменниками. И в то же самое время у саами самая низкая среди народов Севера рождаемость и самый низкий естественный прирост, точнее наблюдается естественная убыль населения.

А вот "недемографический" рост селькупов так легко не объяснить. Несомненно, есть многочисленные метисные группы, но вызывает сомнение возможность роста самосознания у территориально и этнически разрозненного народа.

Также трудно объяснить значительный численный рост ительменов; в качестве гипотезы, можно предположить смену этнической принадлежности у пограничных групп, ранее называвшихся коряками.

Весьма сомнительны и резкие изменения численности кетов - для них, на мой взгляд, нет оснований. Возможно - это очередные ошибки при самой переписи или обработке ее результатов.

Огромная "убыль" нганасанов - в большей части прямое следствие того, что при переписи 1989 года их численность была завышена (см. выше). Хотя, в меньшей степени, есть и реальная "недемографическая" убыль.

Что касается эвенков, их "недемографический" рост, по всей видимости, правдоподобно объясняется новой путаницей их с эвенами (учитывая, что их рост почти равен такой же убыли эвенов) или исправлением старой путаницы, а возможно и тем, и другим.

Рост таких народов, как ульта (ороки) и энцы, может действительно быть "восстановлением национальности". И те, и другие до переписи 1989 переписывались как другие народы.

С 1959 по 1979 всех сахалинских ороков/ульта официально считали орочами и переписывали как орочей, хотя, как знают этнографы, орочи на Сахалине не живут. Перепись 1989 года признала ороков отдельным народом. Однако, наряду с двумя сотнями ороков на Сахалине, тогда переписали и две сотни орочей. Можно думать, что в перепись 2002 они действительно "восстановили" свою этническую принадлежность, и этим объясняется и численный рост ороков, и большая численная убыль орочей.

Схожая ситуация у энцев. Во время всех переписей их считали частью ненцев, и только в переписи 1989 года - как отдельный народ. Увеличение их численности, невозможное, как и у ороков, с демографической точки зрения, надо полагать, отражает становление национального самосознания этого народа.

А вот "недемографический" рост численности юкагиров - это тенденция, продолжающаяся, судя по данным переписей населения, более сорока лет. Объяснения этому, которые я встретил у этнографов20, можно отнести и к другим народам Севера, однако у них такая тенденция не наблюдалась.

У остальных народов Севера, как и при предыдущих переписях, наблюдается "недемографическая" убыль. Среди "убывающих" почти все народы Северо-Востока - чукчи, коряки, чуванцы, эскимосы и алеуты.

В литературе, особенно не этнографической, часто встречается утверждение, что коренную национальность выбирают из-за государственных льгот для народов Севера21. Отрицать этого полностью нельзя. Но, спросим непредвзято, а какую национальность должны выбирать дети коренных матерей, воспитанные в коренных семьях, живущие в северных поселках, зачастую даже не помнящие своего биологического некоренного отца? С другой стороны, несмотря на это и на то, что льготы для коренных северян существовали, в той или иной степени, почти весь советский период, в их численности все-таки наблюдалась "недемографическая" убыль. Да и сейчас наблюдается почти у половины народов.

Если отвлечься от возможных ошибок, есть все основания полагать, что мы имеем дело с новыми тенденциями этнических процессов у некоторых коренных народов Севера. Ведь раньше никогда не наблюдалось "недемографического" роста сразу у столь многих коренных малочисленных народов Севера22.

Качнулся ли ассимиляционный маятник в другую сторону? Во всяком случае, можно говорить о том, что этнические процессы народов Севера - это не езда по "улице с односторонним движением".

Заметим, что результаты переписей населения США, показывают сходные процессы в "расовом" самоопределении американских индейцев. Американские ученые пришли к выводу, что 62% численного прироста индейцев в 1970-х и 35% - в 1980-х тоже были "недемографическими" . Также интересно, что с введением в американской переписи 2000 года возможности фиксировать множественную/смешанную расовую принадлежность, на Аляске, кроме 98 тысяч коренных ("Alaska Native or American Indian"; в 1990 их было около 86 тысяч), еще более 20 тысяч человек отнесли себя к смешанной коренной/некоренной расе.

Следует, однако, еще раз подчеркнуть, что этот рост не может быть мерилом демографической ситуации, и ни в коей мере не отражает какого-либо ее улучшения. Корреляция между демографическими параметрами и межпереписным приростом численности у рассматриваемых нами двадцати шести народов Севера мала - менее 0,3 с естественным приростом, еще меньше с показателями рождаемости и смертности. Поэтому демографическую ситуацию у народов Севера следует все же считать кризисной - главным образом из-за необыкновенно высокой, даже на чрезвычайно плохом общероссийском фоне, смертности.

Итак с демографической точки зрения вымирание народов Севера в ХХ столетии можно действительно считать "мифом". Вместе с тем, дальнейшее снижение рождаемости вполне может привести к их настоящей депопуляции. Причем их малочисленность делает их наиболее уязвимыми в этом отношении, а ведь перспектива исчезновения сейчас беспокоит и более многочисленные народы.

Поэтому народы Севера нуждаются в особых мерах по защите их образа жизни и среды обитания, по охране здоровья. Их численный рост не может служить критерием благополучия и оправданием для непринятия таких мер.


15 - К численности по последней переписи прибавлять естественный (разность между числом родившихся и числом умерших) и миграционный (разность между числом приехавших и числом уехавших) прирост.
16 - Там же.
17 - В том числе, правда, и другой коренной национальности.
18 - О метисации подробнее В.П.Кривоногов. Русскоязычные метисы? //Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск, 1997. С.148-161.
19 - Поскольку мы использовали данные естественного движения населения по районам Крайнего Севера, возможен недоучет по тем народам, большая часть которых живет в "районах проживания", не относящихся к районам Крайнего Севера (нанайцы, удэгейцы, тофы)
20 - Детей от смешанных браков записывают юкагирами: 1.чтобы они не отличались от большинства населения поселка, 2. матери сознательно стараются увеличить число юкагиров, 3. Государство предоставляет малым народностям Севера материальные льготы (Н.Б.Вахтин Языки народов Севера в XX веке. Очерки языкового сдвига. СПб., 2001. С.140)
21 - Например: "Некоторая стабильность численности объясняется также и существованием льгот для народов Севера, которые способствуют сохранению у народов Севера самосознания, записи метисов в число народов Севера". (Состояние здоровья коренных народов Приамурья. Хабаровск, 1998. С.9). В таких высказываниях, по-моему, незримо присутствует убежденность в обязательной (такой же неизбежной, как "вымирание") ассимиляции малых (читай, нецивилизованных) народов большими.
22 - Постоянный "недемографический" рост наблюдался, как уже говорилось, у юкагиров. Были случаи такого роста у долган. А наиболее значительным был такой рост у эвенков и эвенов Саха (Якутии) в 1979-89 гг.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)