Rambler's Top100

№ 163 - 164
1 - 15 августа 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Мировой Доклад о развитии человека 2004

Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми

Современные проблемы старения населения в мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями

Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятий?

Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса

Parity. A brief introduction to formal demographic fertility analysis

По страницам журналов «Народонаселение», «Вестник общественного мнения»

Содержание журнала «International Sociology»

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
Результаты исследовательского проекта

В. В. Елизаров,
Е. Н. Феоктистова,
Г. И. Климантова и др.

М., Просвещение, 2003, 544 страницы


Доля бедных в семьях разного демографического типа в зависимости от метода оценки бедности, в % (стр. 59-60)

Демографический тип семьи

Бедность по распо-лагаемым ресурсам

Бедность по лише-ниям

Субъектив-ная бед-ность

Бедность по трем оценкам

Супруги с 1 ребенком

28,2

32,0

34,0

12,6

Супруги с 2 детьми

42,5

39,0

30,3

15,8

Супруги с 3 и более детьми

50,7

58,0

55,1

31,9

Супруги с детьми только до 18 лет

40,2

39,3

33,8

18,0

Супруги с детьми до 18 лет и взрослыми детьми

39,3

44,6

46,4

19,6

Супруги с детьми до 18 лет и другими родственниками*

27,0

31,5

33,7

9,0

Разведенная мать с детьми

56,3

65,2

61,5

33,3

Вдовая мать с детьми

46,4

60,7

55,4

28,6

Мать-одиночка

62,0

54,3

57,6

33,7

Матери с детьми только до 18 лет

56,3

61,4

60,8

31,0

Матери с детьми до 18 лет и взрослыми детьми

47,4

68,4

73,7

31,6

Матери с детьми до 18 лет и другими родственниками*

57,0

59,3

54,5

37,2

Прочие

52,6

52,6

52,6

42,1

Все семьи

44,6

46,8

44,0

22,9

В том числе:

 

 

 

 

Простые (нуклеарные) только с детьми до 18 лет

45,0

46,2

41,9

21,9

Простые (нуклеарные) с детьми до 18 лет и взрослыми детьми

41,4

50,7

53,3

2,7

Сложные

44,5

47,4

45,9

25,4

* Наряду с другими родственниками возможно присутствие и взрослых детей.

Структура услуг, оказанных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации в 2002 году, в % (стр. 98-99)

Вид учреждения

Социально-экономические

Социально-медицинские

Социально-психологические

Социально-педагогические

Социально-правовые

Социально-бытовые

Центр социальной помощи семье и детям

21,6

18,2

17,1

25,5

6,1

11,4

Центр психолого-педагогической помощи населению

0,6

4,3

54,9

30,4

2,2

7,7

Центр экстренной психологической помощи по телефону

15,3

1,6

69,4

1,8

8,9

3,1

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

17,9

15,1

10,6

26,1

5,5

24,8

Социальный приют для детей и подростков

14,1

14,8

10,1

29,3

4,4

27,2

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

8,8

18,2

10,8

28,1

12,4

21,7

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

11,3

44,8

7,6

26,7

0,5

9,0

Центр социального обслуживания населения (отделения)

36,8

12,3

14,3

22,0

5,2

9,3

Комплексный центр социального обслуживания населения (отделения)

22,4

14,5

7,6

12,3

2,9

40,2

Кризисный центр для мужчин

0,8

1,2

54,9

42,6

0,5

0,0

Кризисный центр для женщин

36,2

10,8

26,9

8,7

3,7

13,7

Другие учреждения социального обслуживания семьи и детей

9,7

46,8

3,8

17,7

0,9

21,1

Всего

16,8

23,3

10,7

24,3

4,3

20,6

Удовлетворенность семей полученной социальной помощью в зависимости от формы уязвимости семей с детьми, в % (стр. 211)

 

Удовлетворена ли семья оказанной ей социальной помощью

Формы нуждаемости

да

нет

Крайняя бедность

65,9

34,1

Безработные в семье

56,8

43,2

Маленькие дети (до 3 лет) или беременные женщины

64,2

35,8

Многодетные семьи

55,6

44,4

Матери-одиночки

55,1

44,9

Инвалидность детей

67,3

32,7

Инвалидность взрослых

66,7

33,3

Переселенцы, беженцы или жертвы экологических катастроф

54,5

45,5

Неблагополучные семьи (трудные дети или родители, асоциальность)

61,5

38,5

Изменение уровня бедности* домохозяйств-получателей материальной поддержки (ежемесячные пособия на детей + адресная помощь) дои после введения их в текущие денежные доходя, в % (стр. 212)

 

Доля бедных до по-лучения материальной поддержки

Доля бедных после получения материальной поддержки

Степень концентрации разных форм нуждаемости в одной семье:

0

39,2

36,5

1

61,5

59,3

2

73,1

73,1

3 и более

94,9

90,9

Формы нуждаемости:

Крайняя бедность

78,6

76,9

Безработные в семье

88,1

88,1

Маленькие дети (до 3 лет) или беременные женщины

73,5

72,1

Многодетные семьи

69,6

63,3

Матери-одиночки

69,7

66,7

Инвалидность детей

61,5

57,7

Инвалидность взрослых

81,7

77,5

Переселенцы, беженцы или жертвы экологических катастроф

83,3

79,6

Неблагополучные семьи (трудные дети или родители, асоциальность)

76,5

76,5

Всего

63,3

61,2

* Текущие денежные доходы домохозяйства ниже регионального прожиточного минимума.

Концентрация льгот в зависимости от демографического типа семьи, в % (стр. 246)

 

Концентрация льгот

0

1

2

3

4

5

6 и более

Все семьи

100

35,2

19,1

16,8

10,4

6,6

5,2

6,7

В том числе по типам семей

Супруги с 1 ребенком

100

45,6

22,8

15,5

6,8

4,4

2

2,9

Супруги с 2 детьми

100

42,1

19,3

15,8

8,3

4,8

5,3

4,4

Супруги с 3 и более детьми

100

18,8

13

14,5

11,6

8,7

5,9

27,5

Разведенная мать с детьми

100

28,9

17,8

20,7

15,6

5,9

6,7

4,4

Вдовая мать с детьми

100

25

25

14,3

8,9

8,9

5,4

12,5

Мать-одиночка

100

23,9

14,2

21,7

14,1

12

9,8

4,3

Прочие

100

26,3

15,8

5,3

21

15,8

5,3

10,5

Сборник содержит материалы аналитического исследования, обзор и оценку федерального и регионального законодательств, программ и отдельных мер государственной социальной поддержки различным типам семей, включая социальную помощь и услуги, а также предложения по совершенствованию организации системы социальной поддержки семей с детьми. Анализ и оценка проведены на основе изучения действующего законодательства и программ социальной помощи, практики работы органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания семьи и детей, данных государственной статистической отчетности, результатов социологических опросов получателей помощи и специалистов-экспертов.

Издание осуществляется в рамках Проекта содействия структурной перестройке системы социальной защиты населения (СПИЛ).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1
Обзор и оценка нормативно-правовой базы и программ государственной социальной поддержки семей с детьми
1.1. Федеральная нормативно-правовая база государственной социальной поддержки семей с детьми
1.2. Региональное законодательство и местная нормативная база
1.3. Характеристика процедуры и выборки социологического исследования
1.4. Виды программ, а также реально оказываемых услуг семьям с детьми
1.5. Менеджмент программ социального обслуживания семьи и детей (структура учреждений, кадровое обеспечение, организации-координаторы, финансирование)
1.6. Типы семей с детьми, реально получающих социальную поддержку

Глава 2
Структура, качество и доступность услуг, их роль в поддержке благосостояния семьи.
2.1. Основные проблемы семей с детьми и задачи системы социальной защиты (по результатам социологического обследования)
2.2. Оценка услуг, доступность социальной помощи и информированность о ней семей с детьми
2.3. Роль программ в поддержке благосостояния семьи

Глава 3
Основные направления совершенствования системы государственной социальной поддержки семей с детьми.
3.1. Выводы и предложения по совершенствованию нормативной правовой базы государственной социальной поддержки (социальной помощи и услуг) различным типам семей с детьми
3.2. Выводы и предложения по повышению качества функционирования системы социальной поддержки семей с детьми
3.3. Рекомендации в отношении путей совершенствования системы государственной социальной поддержки семьи и детей, особо нуждающихся в социальной защите

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перечень актов законодательства Российской Федерации по вопросам социальной поддержки семей с детьми
Приложение 2. Виды помощи семьям с детьми, предусмотренные федеральным и региональным законодательством и местной нормативной базой
Приложение 3. Программа и инструментарий социологического исследования .

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)