Rambler's Top100

№ 161 - 162
7 - 20 июня 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Смертность от самоубийств в странах большой восьмерки

Общая смертность падает, а суицидальная - растет

Смертность от самоубийств на фоне общей смертности

Смертность от самоубийств на фоне общей смертности: возрастной срез

Застойный характер российских возрастных кривых смертности от самоубийств

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Поль Клее. Неустойчивое равновесие. Paul Klee. Unstable Equilibrium Смертность от самоубийств в странах
"Большой восьмерки"
Диана ЖДАНОВА

Над темой номера работала
Диана ЖДАНОВА

Смертность от самоубийств на фоне общей смертности: возрастной срез

Вклад самоубийств в общую смертность сильно зависит от возраста, но параметры этой зависимости изменяются со временем и неодинаковы в разных странах. Например, в России в 1960-е - 1970-е годы максимальная доля самоубийств у мужчин приходилась на возраст 25-29 лет и обусловливала 18-19% смертей в этом возрасте, тогда как в возрасте 55-59 лет самоубийства были причиной всего 3-4% смертей, а в более пожилых возрастах - и того меньше. В последующие годы вклад самоубийств в возрасте 25-29 лет несколько снизился, а в 1990-е годы максимум доли самоубийств переместился в группу 15-19 лет и составил 16% от общего числа смертей.

В то же время в Канаде, где в 1960-е годы максимальная доля мужских самоубийств также приходилась на возраст 25-29 лет, она составляла тогда менее 10%. Но затем она все время росла и в 1990-е годы превысила 24%, причем в это время максимальная доля передвинулась в соседнюю более молодую возрастную группу 20-24 года, где она поднялась почти до 27%.

Понятно, что доля самоубийств в общей смертности зависит не только от уровня самоубийств, но и от уровня смертности от других причин. Соответственно, и динамика этой доли отражает сложные взаимоотношения динамики двух указанных уровней и сама по себе не позволяет делать однозначные выводы. Наблюдения показывают, что в последние 50 лет возрастные показатели доли смертности от самоубийств в общей смертности в одних случаях росли все время и во всех возрастах (например, у мужчин в Канаде); в других случаях наблюдались и рост, и снижение в одних возрастах и противоположное движение - в других (у мужчин в Германия) (рис. 7). При этом стандартизованные коэффициенты мужской смертности от самоубийств в Канаде и Германии сближались, причем в основном за счет их снижения в Германии (рис. 3).

Рисунок 7. Средняя за 10 лет доля смертности от суицида в общей смертности по возрастным группам в Канаде и Германии. Мужчины

Интересно сравнить между собой изменения возрастных кривых доли самоубийств у женщин в Великобритании и Франции (рис. 8). В 1950-е годы эта доля в Великобритании была заметно выше, чем во Франции, в 1960-е годы этот разрыв еще больше увеличился, особенно в тех возрастах, где эта доля была максимальной. Но затем в Великобритании в этих возрастах доля самоубийств перестала меняться, тогда как во Франции она непрерывно увеличивалась, и уже в 1970-е годы Франция превзошла Великобританию по этому показателю и в дальнейшем разрыв только нарастал. А в возрастах, начиная, примерно, с 40 лет, этот разрыв рос как за счет повышения доли смертей от самоубийств во Франции, так и за счет ее снижения в Великобритании. За этими различиями стояли различия в тенденциях динамики стандартизованного коэффициента смертности от самоубийств, которые, как мы видели (см. рис. 4), в Великобритании были существенно более благоприятными, чем во Франции.


Рисунок 8. Средняя за 10 лет доля смертности от самоубийства в общей смертности по возрастным группам во Франции и Великобритании. Женщины

У мужчин России доля смертей от самоубийств резко упала после 1984 года на фоне общего снижения смертности, а это говорит о том, что смертность от самоубийств в это время снижалась быстрее, чем от всей совокупности причин. Но и возвратное движение было более быстрым: когда в начале 1990 годов обозначился значительный рост общей смертности, стала повышаться и доля смертей от самоубийств (рис. 5). В этот период особенно быстро рос уровень самоубийств в возрасте старше 35 лет, но доля смертей от самоубийств увеличивалась, напротив, в более молодых возрастах (рис. 9) - свидетельство роста вклада конкурирующих причин смерти в средних и старших возрастах.

Рисунок 9. Средняя за 10 лет доля смертности от суицида в общей смертности по возрастным группам в России. Мужчины

Примерно то же, хотя и с некоторыми отличиями, происходило в России и с суицидальной смертностью женщин. Эта смертность после 1984 года сначала снижалась, а потом росла, но ее доля в общей смертности, вначале сократившись (признак более быстрого снижения по сравнению со смертностью от всей совокупности причин), затем практически стабилизировалась (рис. 6). Это значит, что рост смертности от самоубийств был приблизительно таким же, как от всей совокупности причин. Но при этом у женщин, как и у мужчин, произошел сдвиг всей возрастной кривой доли смертности от самоубийств влево, то есть к более молодым возрастам - тоже в основном за счет роста вклада конкурирующих причин смерти в средних и старших возрастах.

Рисунок 10. Средняя за 10 лет доля смертности от самоубийства в общей смертности по возрастным группам в России. Женщины

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)