|
|
Электоральный
ландшафт России
Часть 1
|
Над темой номера работали
|
|
|
Николай ПЕТРОВ
|
Алексей ТИТКОВ
|
"Управляемая демократия" и число избирателей
Как известно, переписи населения в США проводятся в
соответствии с первой статьей конституции страны, принятой еще в
1788 году. Столь почетное место, отведенное переписи, объясняется
тем, что она давала основания для выделения избирательных округов4.
Любые национальные выборы начинаются с распределения мандатов между
регионами и нарезки округов.
Сетка российских округов 1993 года была принята в спешке
и с минимальным участием регионов. Ее разрабатывал полностью обновившийся
Центризбирком с привлечением ученых-экспертов. Именно настояниям
последних, в частности, мы обязаны численным составом Думы. Дело
в том, что по первоначальному указу в Думе должно было быть 400
депутатов и лишь из соображения кратности территориальных округов
тем, что использовались в 1990 году для выборов на Съезд народных
депутатов РСФСР (их было 900), была принята схема 225+225. Исходная
сетка округов корректировалась дважды: более значительно в 1995
году, менее значительно - перед последними выборами, в 2003 году.
Предполагалось внести изменения в распределение мест между регионами
и в сетку округов и перед выборами 1999 году, но тогда для этого
просто не хватило времени - депутаты не уложились в срок.
До сих пор все изменения сеток базировались не на переписной
статистике, а на текущем учете, весьма неточном. Одна из причин
изменения сетки округов - перераспределение мандатов между регионами.
Такое перераспределение проводилось пока дважды - в 1995 году, когда
по округу было отнято у Коми и Томской области в пользу Московской
и Ростовской областей, и в 2003 году, когда по одному округу было
добавлено Дагестану и Краснодарскому краю, а лишились округов Иркутская
и Мурманская области. Вторая причина изменения конфигурации избирательных
округов - движение населения, выводящее различия в численности избирателей
по округам региона за пределы, определенные законом. Наконец, есть
и третья причина - изменения в административно-территориальном устройстве,
требующие корректировки состава округов. Все перечисленные причины
- объективные. Перераспределение мандатов служит индикатором происходящих
изменений в размещении населения страны. Именно в результате таких
изменений за прошедшие с первых думских выборов 10 лет регионы севера
Европейской части страны и Сибири потеряли четыре мандата, а регионы
европейского юга и столица приобрели три.
Субъективные причины тоже бывают разными: это и так
называемый джерримендеринг, или "электоральная инженерия",
когда, изменяя конфигурацию округа, власти могут создавать искусственное
преимущество той или иной политической силе, а в нашем случае усиливать
административный контроль5 и желание подыграть "за" или
"против" конкретного кандидата6 и др.
Первоначальные предложения по поводу новой конфигурации
округов готовит специальная техническая группа в Центризбиркоме.
Она решает простую математическую задачу перебора вариантов с целью
компоновки административных районов в округа с наименьшими различиями
между ними по числу избирателей. Требование закона о территориальной
смежности частей избирательного округа понимается в самом примитивном
варианте: районы должны быть смежными на карте (и если, к примеру,
они разделены рекой, причем в пределах округа нет даже моста, это
не имеет значения). Нет речи ни о цельности, ни о принципе "не
навреди", в соответствии с которым менять надо по минимуму
и уж если без этого никак нельзя.
Манипуляции с числом избирателей осуществляются не только
на уровне территориальных избирательных округов в целях их нарезки
и перенарезки, но и на уровне регионов для получения или сохранения
мандатов, и на уровне всей страны для обеспечения относительно высокой
явки. В двух первых случаях властям нужны "мертвые души",
в последнем они рады избавиться и от живых.
Отсутствие какой-либо интриги и реального соперничества
на президентских выборах 2004 года, раздававшиеся призывы бойкотировать
эти выборы привели к тому, что власти серьезно обеспокоились относительно
явки. Они беспокоились, собственно, не столько о том, чтобы участие
в выборах превысило требуемые законом 50% (такое участие было обеспечено
и на недавних думских выборах, а на президентских, как известно,
явка всегда на несколько процентных пунктов выше), сколько о том,
чтобы, во-первых, участие не опустилось ниже 50% ни в каком из регионов;
и, во-вторых, чтобы действующий президент по возможности получил
поддержку половины всех избирателей. Последняя задача при поддержке
В. Путина выше 70%, которую давали социологические опросы, требовала
и участия на уровне немногим выше 70%. Отсюда пресловутые "70
на 70", которые в качестве норматива якобы спустил региональным
администрациям Кремль.
Неважно, были ли "нормативы по явке" едиными
или разными для разных регионов, важно, что возможности у разных
глав различны. Если на Кавказе ничего не стоит поднять участие почти
до стопроцентного7 , то в столицах и региональных центрах приходилось
собирать по крохам, используя все возможности: мобилизовывать студентов
через ректораты; контролировать участие сотрудников, особенно учителей,
заставляя их голосовать по открепительным талонам по месту работы;
пускать, как в Москве, машины гражданской обороны с призывами идти
на участки; требовать открепительные талоны у больных при госпитализации;
устраивать распродажи и лотереи на самих избирательных участках;
и др. Это помимо общефедеральной агитации ЦИК, призывов президента,
патриарха и т.п. Все перечисленное относится к методам увеличения
числа проголосовавших. Один из минусов такого рода механизмов повышения
участия - неизбежный протест проголосовавших из-под палки или с
помощью пряника. Главная форма такого протеста - голосование против
всех кандидатов: "заставили голосовать, так получайте".
Участие - это дробь, в числителе которой - число проголосовавших,
а в знаменателе - общее число избирателей. Увеличивать дробь можно
не только увеличивая числитель, но и уменьшая знаменатель.
Что же происходит со списками избирателей между выборами,
в день выборов и после выборов? Корректировка списка избирателей
между декабрем 2003 и мартом 2004 года привела к тому, что ко дню
выборов 14 марта число избирателей уменьшилась со 108,9 миллиона
до 106,9 миллиона человек. В течение дня 14 марта текущие данные
Центризбиркома показывали постоянное увеличение численности избирателей
по всем регионам. По окончательным данным она составила 108,1 тысячи,
то есть все-таки меньше уровня трехмесячной давности8.
Подобное изменение числа избирателей дает основания
считать, что корректировка списков избирателей происходит в основном
в одну сторону - сторону сокращения. Выехавшие, умершие, получившие
открепительные талоны из учета исключаются (вероятно, исключается
из списков и часть избирателей, не ходивших на несколько последних
выборов), а с добавлением в список новых избирателей, достигших
18 лет и вновь приехавших, не спешат. Выгоды такой системы учета
для повышения явки очевидны: недоучтенными оказываются группы избирателей,
чья явка на выборах оказывается самой низкой. Избирательного права
при этом никого не лишают, и отсутствующие в списках, но пришедшие
проголосовать граждане исправно добавляются в списки. В результате
в день выборов списочная численность избирателей увеличивается примерно
на два миллиона - но увеличивается только за счет тех, кто пришел
на выборы, так что явка в этой группе "дополнительных"
избирателей по определению оказывается стопроцентной.
Повсеместность роста числа избирателей в день голосования
позволяет говорить о том, что манипуляции со списками - отнюдь не
региональная самодеятельность, а освященная центром практика. На
федеральном уровне есть и еще один резерв повышения явки - это трудно
учитываемые и уж никак не контролируемые граждане, голосующие за
границей. В 2004 году ЦИК рапортовал об 1,3 миллиона таких избирателей,
причем их участие в выборах составило 87% - на уровне передовых
национальных республик.
В заключение осталось лишь оценить общие масштабы "приписок
и недописок" по участию в голосовании. Итак, порядка миллиона
или около одного процента избирателей по стране в целом оказались
недоучтенными. Примерно столько же дает "заграница" с
заявительным порядком регистрации избирателей. В регионах с так
называемым контролируемым электоратом (в основном это национальные
республики) проживает порядка 15% избирателей страны; участие там
оказывается на 15-20 процентных пунктов выше нормального - это еще
2,5-3 процента. На круг набегает 4,5-5 процентных пунктов, что при
официальных 64% дает реальную цифру на уровне ниже 60% - примерно
столько, сколько и давали некоторые социологические опросы. Заметим,
что порочность системы электоральных приписок, как, впрочем, и любых
других регулярных, не разовых, заключается в том, что они имеют
тенденцию как минимум к простому, а то и к расширенному производству.
4 - "Исчисление населения производится в течение
трех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем
через каждые десять лет… От каждых тридцати тысяч жителей не может
быть избрано более одного представителя, но каждый штат должен иметь
по крайней мере одного представителя". Конституция США.
5 - На последних думских выборах при пересмотре
сетки округов Уфа, прежде составлявшая два округа, была по настоянию
республиканских властей разрезана на четыре части, присоединенные
к контролируемым периферийным сельским районам. Это позволило без
проблем избрать по всем башкирским округам кандидатов, поддержанных
президентом М. Рахимовым.
6 - Хороший депутат работает в своем округе в течение
всего четырехлетнего срока и изменение состава "окученного"
им округа может помешать ему воспользоваться плодами этой работы.
7 - Согласно официальным данным ЦИК, участие в выборах
составило там: 97% в Кабардино-Балкарии, 96% в Ингушетии, по 94%
в Чечне (!?) и Дагестане. Региональным властям, по-видимому, кажется,
что 99,9% это нескромно, но, как известно, без подтасовок участие
не может превысить 90 процентов с небольшим - это так называемый
физиологический максимум участия.
8 - Заметим, что аналогичные по своему масштабу
подвижки в списках происходили на прошлых президентских выборах
2000 года: думские выборы в декабре 1999 года дали численность 108,1
млн. избирателей, к дню президентских выборов списочная численность
составляла 106,3 млн. человек, за день выборов она выросла до 109,3
млн. человек.
|