Rambler's Top100

№ 149 - 150
8 - 21 марта 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Эффективен ли труд россиян?

Занятость россиян по возрасту и полу

Что может дать повышение пенсионного возраста для женщин

Чем выше уровень образования, тем выше занятость

Мобильность рабочей силы в России растет

В России рабочий день не короче, чем в странах ОЭСР

Каждый занятый в промышленности «недорабатывает» 30 часов в год

Нерыночный труд занимает 20% рабочего времени

Производительность труда в российской промышленности выше, чем в советское время

Почему производительность труда остается все еще столь низкой?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Владимир Лебедев. Резка железа. Vladimir Lebedev. Cutting Iron (1920-1921) Эффективен ли труд россиян?

Над темой номера работал
Андрей ПОЛЕТАЕВ

Чем выше уровень образования, тем выше занятость

Влияние типа образования существенно превосходит роль демографических факторов в формировании показателей занятости. Чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости (рис. 3). В 2002 году в группе лиц с высшим профессиональным образованием уровень занятости составил 80,1%, а среди лиц с начальным общим образованием и без образования - всего 13,1%. Конечно, лица с низшими уровнями образования в значительной части относятся к старшей возрастной группе (60-72 года), где уровень занятости в принципе низок, однако это не отменяет общей закономерности. Чем выше уровень образования населения, тем выше его экономическая активность и тем больший спрос предъявляет на этот тип рабочей силы рынок труда. Аналогичные закономерности характерны практически для всех стран ОЭСР4.

* Включая неполное высшее.

Рисунок 3. Численность и уровень занятости по типам образования и полу, 2002 год, %

Влияние уровня образования на уровень занятости примерно одинаково проявляется как среди мужчин, так и среди женщин. При этом чем выше уровень образования, тем меньше разница между уровнем занятости мужчин и женщин. Для лиц с высшим образованием эта разность составляет 5,5 процентных пункта, для лиц с основным общим образованием - 13,0 процентных пункта. Иными словами, среди женщин уровень образования влияет на уровень занятости несколько сильнее, чем среди мужчин.

По формальным показателям российская рабочая сила в целом характеризуется довольно высоким уровнем образования, соответствующим группе наиболее развитых стран (табл. 2).

Таблица 2. Структура экономически активного населения в возрасте 25-64 года по уровню образования в странах ОЭСР (2001 год) и в России (2002 год), %*

Страны

Уровни образования по МСКО**

0–2

3C–5B

5A–6

Основная школа, начальная школа, без образования

Полная школа, начальное и среднее профессиональное, незаконченное высшее

Высшее и послевузовское образование

США

9,8

59,5

30,3

Россия

8,1

66,9

25

Медиана

20,9

62

17,1

Португалия

77,5

14,5

8

* Страны ранжированы по доле лиц с высшим образованием.
**Определение уровней образования по Международной стандартной классификации образования (МСКО) и их соответствие российским показателям см. в.: Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей. Сопоставительный доклад. М.: Аспект-пресс, 2003, с. 23-24.
Рассчитано по: Education at a Glance. OECD Indicators. P.: OECD, 2002, Tab. A3.1b; для России - данные Госкомстата.

Но с содержательной точки зрения уровень образования российской рабочей силы выглядит не столь впечатляющим, о чем свидетельствует, в частности, такой интегральный показатель, как средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 5 лет (этот индикатор аналогичен интегральному демографическому показателю ожидаемой продолжительности жизни). По этому показателю Россия уступает всем странам ОЭСР, кроме Мексики и Турции (табл. 3). Это обусловлено тем, что на всех уровнях образования до высшего (школа, начальное и среднее профессиональное образование) продолжительность обучения в России меньше, чем в учебных заведениях в развитых странах, с соответствующими последствиями для качества образования.

Таблица 3. Средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 5 лет в странах ОЭСР* и в России (2000 год, годы)

Показатель

Страна

Средняя продолжительность обучения, лет

Максимум

Австралия

20,7

Медиана

 

16,7

 

Россия

14,5

Минимум

Турция

10,1

* Данные имеются по 27 странам ОЭСР.
Рассчитано по: Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей. Сопоставительный доклад. М.: Аспект-пресс, 2003, табл. 11.


4 - См.: Employment Outlook. P.: OECD, 2002, p. 316-318, tab. D.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)