Rambler's Top100

№ 149 - 150
8 - 21 марта 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Евразийская панорама

1

В Армении опубликованы результаты переписи

2

К 2015 году население Казахстана увеличится до 20 миллионов человек

3

Доля казахов в населении Казахстана за 15 лет выросла с 39,7% до 57,2%

4

В Казахстане примут государственную программу демографической политики

5

Перепись населения Молдавии отложена из-за нехватки средств

6

В Абхазии проживают 64 человека старше 100 лет

7

В Белоруссии - наименьшее количество бедных среди других стран СНГ

8

На Украине создадут Государственный реестр малообеспеченных граждан

9

Мужчины Латвии зарабатывают на 19% больше женщин

10

Эстония намерена упростить порядок выдачи краткосрочных виз для граждан России

11

Граждане Литвы смогут без виз посещать Украину

12

Латвия пересмотрит "черный список" лиц, которым запрещен въезд в страну

13

Украина подписала Конвенцию Совета Европы о легальном статусе трудящихся-мигрантов

14

Украина и Еврокомиссия будут вместе бороться с нелегальной миграцией

15

Госдепартамент США оценил усилия стран бывшего СССР в борьбе с работорговлей

16

Торговля людьми в Белоруссии приносит до $12 миллионов дохода в год

17

ПАСЕ вновь займется положением нацменьшинств в Латвии

18

За 5 лет первичная сердечно-сосудистая заболеваемость на Украине выросла в 1,8 раза

19

Среди жителей стран Балтии довольных своей жизнью меньше, чем в большинстве стран Европы

1. В Армении опубликованы результаты переписи

Согласно итогам переписи населения 2001 года, в Армении проживает 3213 тысяч человек. Об этом объявил председатель Национальной статистической службы республики Степан Мнацаканян. Статистическое ведомство лишь сейчас завершило подведение итогов переписи, опубликовав их в виде сборника.
64,3 процента населения Армении проживают в городах и 35,7 процента - в сельской местности. Мужское население - 1542 тысячи, женское - 1671 тысяча человек. Это означает, что на 1 тысячу мужчин в республике приходится 1084 женщины. Более трети всего населения, или 53,4 процента городского населения Армении сосредоточено в столице - Ереване (1103,5 тысячи жителей).
Как отметил глава статистического ведомства, трудоспособное население Армении составляет 1935 тысяч человек, или 60,2 процента от всего населения.
Национальный состав выглядит следующим образом: армяне - 97,89 процента, езиды - 1,26 процента, русские - 0,45 процента, ассирийцы - 0,1 процента, украинцы - 0,04 процента, курды - 0,04 процента, греки - 0,03 процента.
99,1 процента населения Армении являются гражданами республики, 0,2 процента - граждане России, 0,1 процента - граждане Грузии, 0,4 процента не имеют гражданства.
В качестве источника дохода 29,3 процента участников переписи указали зарплату, в то время как 44 процента находятся на попечении других лиц. 170 из 1 тысячи жителей старше 15 лет имеют высшее, 133 - среднее образование.

ИТАР-ТАСС, 28 февраля

Вернуться назад
Вернуться в начало

2. К 2015 году население Казахстана увеличится до 20 миллионов человек

"Мы ожидаем, что к следующей переписи населения в 2009 году его численность достигнет 16,5 миллиона человек", - сказал замдиректора департамента социальной и демографической статистики госагентства по статистике республики Ерболат Мусабек на пресс- конференции в Алма-Ате.
Он напомнил, что в 1999 году, когда была осуществлена первая перепись населения Казахстана, миграционные потери республики составили 123 тысячи человек, в 2000 году - более 108 тысяч, в 2001 году - свыше 88 тысяч, в 2002 году - около 60 тысяч, в 2003 году - порядка 8 тысяч человек.
Е.Мусабек отметил, что в 1999-2003 годах естественный прирост населения страны составил 386,6 тысячи человек. По предварительным расчетным данным статведомства, население Казахстана по состоянию на 1 января 2004 года составило 14951,3 тысячи человек (По данным справочника Агентства РК по статистике "Социально-экономическое развитие РК. Январь 2004", население страны на 1 января 2004 года составило 14953,9 тысячи человек - "Демоскоп").
Представитель статведомства сказал, что в связи с улучшением демографической ситуации в стране "вполне достижима задача, поставленная в национальной стратегии развития Казахстана, - увеличение численности населения страны к 2015 году до 20 миллионов человек".

Интерфакс, 25 февраля

Вернуться назад
Вернуться в начало

3. Доля казахов в населении Казахстана за 15 лет выросла с 39,7% до 57,2%

Численность казахов, проживающих на территории Казахстана, на 1 января 2004 года составила 8550 тысяч человек, численность русских - 4072 тысячи человек, украинцев - 469 тысяч человек, узбеков - 409 тысяч человек, немцев - 237 тысяч человек, татар - 232 тысячи человек, уйгур - 223 тысячи человек, белорусов - 96 тысяч человек. Об этом сообщили в Агентстве РК по статистике.
(По переписи 12.01.1989 года в Казахстане жили 6534,6 тысячи, или 39,7% казахов, по скорректированным данным казахстанского Агентства по статистике - видимо, были исключены военнослужащие, - 6496,9 тысячи, или 40,1% казахов. По переписи 25.02.1999 года в Казахстане жили 7985 тысяч казахов. К началу 2002 года доля казахов выросла до 55,8%, а к началу 2004 года, как видно из выше приведенных данных, - до 57,2% - "Демоскоп").
В национальном составе населения наиболее многочисленными в республике являются 8 национальностей - казахи, русские, украинцы, узбеки, немцы, татары, уйгуры и белорусы, на долю которых приходится 95,6% населения Казахстана.
За период после переписи населения удельный вес численности титульной нации Казахстана - казахов - возрос на 7,1%, а их абсолютная численность превысила общую численность представителей всех других национальностей и народностей, проживающих в настоящее время в РК.
Между тем, прирост численности казахов, проживающих на территории РК с 1999 года по 2004 год, составил 565 тысяч человек (7,1%), узбеков - 390 тысяч человек (10,5%), уйгур - 126 тысяч человек (6%), корейцев - 578 человек (0,6%), азербайджанцев - более 6 тысяч человек (6,8%), турков - 7 тысяч человек (9,3%).
В то же время уменьшение численности русских, проживающих в РК, с 1999 года по 2004 год составило 407 тысяч человек (-9,1%), украинцев - 77 тысяч человек (-14,2%), немцев - 115 тысяч человек (-32,8%), татар - 16 тысяч человек (-6,5%), белорусов - 15 тысяч человек (-14%).

Kazakhstan today, 25 февраля

Вернуться назад
Вернуться в начало

4. В Казахстане примут государственную программу демографической политики

В 2004 году будет принята государственная программа демографической политики. Об этом 25 февраля, на пресс-конференции в Алматы, посвященной пятилетию со дня проведения первой в истории суверенного Казахстана переписи населения, заявил заместитель директора департамента социальной и демографической статистики Агентства РК по статистике Ерболат Мусабек.
В программу, в частности, войдут такие статьи, как оказание помощи реэмигрантам, различные льготы и пособия матерям, оказание материальной помощи беременным женщинам. Детям до определенного возраста будет выдаваться пособие, молодым семьям также будет оказываться поддержка. В настоящее время эта программа находится в стадии согласования с правительством РК.
По словам Е. Мусабека, обычно в мае наблюдалась повышенная эмиграция. После завершения учебного года люди выезжали за пределы страны. В 2003 году после послания президента от 4 апреля тенденция резко изменилась, эмиграция уменьшилась почти на 50 тысяч человек. На это значительно влияет политика государства, считает Е. Мусабек. Сейчас происходит реэмиграционный процесс, кроме оралманов в страну приезжают много русских, покинувших Казахстан в 90-е годы, а также много представителей других национальностей.
В настоящее время происходит создание автоматизированных рабочих мест в загсах, начиная с районного уровня, сообщил председатель Агентства РК по статистике Кали Абдиев. По его словам, работы ведутся по направлению создания баз данных органов загс и министерства юстиции РК в целом, и это только начало работы в данном направлении. Учет населения происходит по следующей схеме: после рождения человека его регистрируют, и присваивают индивидуальный код, в школьном возрасте он получает паспорт. Все эти административные базы данных должны объединяться в одну единую базу, которая будет называться "регистром населения".
По мнению К. Абдиева, эти базы данных должны использоваться для демографической статистики. В планах Агентства РК по статистике более подробное изучение "регистра населения".
По данным К. Абдиева, в 2004 году пройдут первые работы по созданию баз данных в тесном сотрудничестве с экспертами из Швеции. Результаты этой работы будут сообщены Агентству РК по информатизации связи и органам, которые участвуют в создании баз данных физических лиц.

Kazakhstan today, 25 февраля

Вернуться назад
Вернуться в начало

5. Перепись населения Молдавии отложена из-за нехватки средств

Из-за нехватки средств запланированная на начало апреля 2004 года всеобщая перепись населения Молдавии отложена. Как заявил на коллегии департамента статистики и социологии Молдавии министр экономики республики Мариан Лупу, "из необходимых для проведения переписи $2,8 миллиона правительству удалось изыскать лишь половину".
Министр сообщил, что сейчас кабинет министров Молдавии ведет переговоры со странами-донорами по поводу изыскания недостающих средств.
По мнению министра экономики, "предположительно перепись населения Молдавии может пройти осенью 2004 года". Согласно последней переписи населения Молдавии, которая проводилась в 1989 году, в республике сейчас проживают 4335 тысяч человек.

РИА "Новости", 2 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

6. В Абхазии проживают 64 человека старше 100 лет

В Абхазии проживают 64 человека старше 100 лет, из которых только в Очамчирском районе - их 24. По данным Управления государственной статистики республики, среди долгожителей - девять мужчин и 55 женщин. В Сухуми проживает всего один человек, возраст которого перевалил за сто лет.
По итогам переписи 1989 года в Абхазии проживал 91 долгожитель.

Прайм-Ньюс, 4 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

7. В Белоруссии - наименьшее количество бедных среди других стран СНГ

Об этом сообщили в посольстве Белоруссии в Москве со ссылкой на данные Всемирного банка.
Белоруссия находится на 85-м месте в мире по уровню бедности населения. В республике доля населения, которое живет за чертой бедности, составляет 22%.
Россия занимает 52-е место. Армения и Киргизия делят 21-23-е места в списке государств с наибольшим количеством бедных. Примерно 55% населения этих республик живут за чертой бедности.
Грузия занимает 24-ю позицию (54%), Украина - 73-ю (примерно 29%), Казахстан - 77-ю (26%).
Молдавия и Таджикистан, наряду с Замбией, Чадом, Гаити и Либерией, входят в число стран с наибольшей долей населения, находящейся ниже уровня бедности - так живут до 80% жителей этих государств.
В среднем ниже уровня бедности, по данным Всемирного банка, живет 41,9% населения земного шара.
Для США этот показатель равен 13%, для Великобритании - 17%.

РИА "Новости", 4 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

8. На Украине создадут Государственный реестр малообеспеченных граждан

Для предоставления адресной помощи до конца текущего года в системе Минтруда будет создан Государственный реестр малообеспеченных граждан Украины, - сообщил первый вице-премьер-министр, Министр финансов Украины Николай Азаров. По мнению первого вице-премьера, для реализации системы адресной помощи необходимо "наладить нормальный, грамотный учет". Н.Азаров убежден, что лишь в таком случае можно реально, не на словах, а на деле, поднять систему социальной помощи в Украине, - сообщили в Управлении взаимодействия со СМИ Министерства финансов Украины.
В ближайшее время на рассмотрение Кабинета Министров Украины будет вынесена Концепция обеспечения постепенного перехода к предоставлению льгот отдельным категориям граждан в денежной форме. В 2003 году (по оперативным данным) за счет субвенций из государственного бюджета профинансирована оплата предусмотренных действующим законодательством льгот более чем на 2 миллиарда гривен.

ЛІГАБізнесІнформ, 4 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

9. Мужчины Латвии зарабатывают на 19% больше женщин

Так же, как в предыдущие годы, осенью прошлого года средняя оплата труда мужчин превосходила оплату труда женщин, свидетельствуют данные Центрального статистического управления.
Средняя почасовая оплата труда в октябре прошлого года составила 1,03 лата. У мужчин она достигала 1,12 лата, что на 18 сантимов больше, чем у женщин (94 сантима в час). Средняя оплата труда у мужчин превышает оплату труда женщин почти во всех основных группах профессий.
В целом в стране лучше всего оплачивается труд законодателей, высших государственных должностных лиц и руководителей. Их средний начисленный месячный оклад составил 285 латов. Наиболее высокооплачиваемыми в этой группе были руководители предприятий и учреждений, чей средний оклад в октябре достигал 547 латов.
Средняя зарплата ведущих специалистов достигает 250 латов. Лучше всего оплачивались конструкторы и аналитики вычислительных систем (454 лата), а также ведущие специалисты по вождению судов и по управлению самолетами (356 латов). Средняя зарплата специалистов достигает 204 лата; лучше всего оплачиваются специалисты по судам и самолетам - 383 лата, а также специалисты по государственному лицензированию - 285 латов.
Средняя зарплата операторов оборудования и машин и монтеров по изделиям достигает 153 латов, служащих - 152 лата, квалифицированных рабочих и ремесленников - 143 лата, квалифицированных работников сельского хозяйства и рыбного хозяйства - 120 латов.
Самыми низкооплачиваемыми были работники сферы обслуживания и торговли, чья средняя зарплата составляла 99 латов, а также чернорабочие - 103 лата.
Имеются различия при сравнении зарплат по группам профессий в Риге и по средним показателям по всем районам и шести крупнейшим городам. Представители всех основных групп профессий на всей территории Латвии получают меньшую зарплату, чем в Риге. Она составляет от 53% до 86% от оплаты труда в латвийской столице.

LETA, 26 февраля

Вернуться назад
Вернуться в начало

10. Эстония намерена упростить порядок выдачи краткосрочных виз для граждан России

Министерство иностранных дел Эстонии рассматривает возможность выдачи туристам из России краткосрочных въездных виз в упрощенном порядке.
Как сообщил представитель МИД Эстонии, краткосрочные туристические визы предлагается выдавать на срок от трех до пяти дней, причем от желающего посетить Эстонию туриста больше не будут требовать наличия письменного приглашения. Новый порядок выдачи виз привлечет в страну тех туристов, которые хотят сделать в Эстонии покупки, посетить исторические места и музеи или просто отдохнуть в выходные дни.
Сейчас желающим приехать в Эстонию нужно обращаться в турфирмы или искать в Эстонии человека, готового оформить приглашение. Кроме граждан Российской Федерации, новый порядок выдачи краткосрочных виз затронет также и граждан других республик бывшего СССР.
Правительство Эстонии создаст для разработки и внедрения нового порядка выдачи виз специальную рабочую группу.

РИА "Новости", 9 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

11. Граждане Литвы смогут без виз посещать Украину

Уже с предстоящего лета гражданам Литвы для посещения Украины не понадобится ходатайствовать о получении виз, а граждане Украины смогут получать литовские визы бесплатно. Соответствующее соглашение было подписано в Вильнюсе министрами иностранных дел Литвы и Украины Антанасом Валенисом и Константином Грищенко.
Как пишет газета "Бизнес и Балтия", в соответствии с подписанным соглашением литовцы смогут ездить на Украину без оформления виз, а украинцы - получать литовские визы бесплатно и без дополнительных формальностей (не потребуется приглашений, медицинских страховок и пр.).
Как ожидается, откорректированным визовым режимом граждане Литвы и Украины смогут воспользоваться уже этим летом, как для частных поездок, так и для туризма.

Росбалт, 26 февраля

Вернуться назад
Вернуться в начало

12. Латвия пересмотрит "черный список" лиц, которым запрещен въезд в страну

До 1 мая, когда Латвия станет членом Европейского союза, планируется пересмотреть список лиц, которым запрещен въезд в страну, при этом особое внимание уделят гражданам ЕС.
Как рассказала пресс-секретарь Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) Инга Салениеце, в ходе пересмотра списка будет анализироваться, насколько серьезным был проступок, на основе которого принято решение не пускать того или иного человека в Латвию.
Представитель УДГМ подчеркнула, что и после вступления в ЕС человеку, который внесен в латвийский список, но имеет право перемещаться по ЕС, не будет разрешено въезжать в государство, так как каждая страна вправе составлять свой "черный список".
Салениеце указала, что и после вступления в ЕС у его членов не будет единой базы данных о лицах, въезд которых нежелателен в другие государства Европы. Такая база будет доступна Латвии только после присоединения к государствам Шенгенского договора, что произойдет в 2007-2008 годах.
Тем самым и после 1 мая на рубежах государства будет действовать пограничный контроль, и при их пересечении нужно будет предъявлять паспорта. Различия, по словам пресс-секретаря управления, будут лишь в том, что этот контроль не будет столь основательным.
Сейчас в "черный список" Латвии включено около 7800 лиц. Сколько среди них граждан ЕС, Салениеце не могла сказать. Большинство из внесенных в список - граждане бывших республик СССР, так как именно они чаще всего нарушают визовый режим.
Помощник начальника полиции безопасности Кристине Апсе-Круминя указала, что пересматривать список необходимо в связи с тем, что он был составлен более десяти лет назад и, возможно, частично уже неактуален с точки зрения безопасности Латвии.

LETA, 7 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

13. Украина подписала Конвенцию Совета Европы о легальном статусе трудящихся-мигрантов

В церемонии подписания документа приняли участие Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер и Постоянный представитель Украины при Совете Европы Анатолий Шевчук.
Конвенция должна облегчить выезд за границу тем специалистам, которые нашли работу в других европейских странах, а также оказать содействие улучшению социального положения трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Термин "трудящийся-мигрант" означает гражданина, которому другое государство разрешило находиться на его территории с целью оплачиваемой деятельности. Конвенция не применяется к пограничным работникам, актерам и другим артистам, спортсменам, приглашенным на короткий промежуток времени, к морякам и лицам, получающим профессиональную подготовку, сезонным рабочим.
Так, страны, подписавшие документ, обязаны в кратчайший срок выдавать необходимые для выезда бумаги, которые должны быть бесплатными или недорогими. Административные затраты, связанные с отбором, официальной рекомендацией и трудоустройством, если эти процедуры осуществляются официальным органом, будущим трудящимся-мигрантом не оплачиваются. Отбору должны предшествовать медицинский осмотр и квалификационный экзамен.
Также предусматривается, что специалисты могут взять с собой в другую страну жену или мужа, а также несовершеннолетних детей. Однако условия проживания мигранта в другой стране должны позволять это.
Условия труда иностранных рабочих не должны быть хуже, чем у местных специалистов. В том, что касается условий труда, трудящимся-мигрантам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим работникам страны пребывания в соответствии с законодательными или административными положениями, коллективными трудовыми договорами.
Работники не обязаны продлевать контракт у одного и того же работодателя. Однако разрешение на работу, выданное впервые, не может, как правило, обязывать мигранта работать у одного работодателя или в одной местности дольше года. В случае возобновления разрешения на работу трудящегося-мигранта, оно продляется еще минимум на год, если текущее состояние и развитие ситуации на рынке труда это позволяет.
На сегодня Конвенция Совета Европы о легальном статусе трудящихся-мигрантов действует в восьми европейских странах: Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции и Турции. Это означает, что, по крайней мере, в этих странах права украинских специалистов будут защищены лучше. Однако сначала документ должна ратифицировать Верховная Рада Украины.

ЛIГАБiзнесIнформ, 3 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

14. Украина и Еврокомиссия будут вместе бороться с нелегальной миграцией

Украина и Европейская комиссия считают необходимым более тесное взаимодействие между государствами в сфере борьбы с нелегальной миграцией. Об этом сообщили в пресс-службе МИД Украины. Этот вопрос обсуждался на очередном раунде идущих в Киеве переговоров экспертов по заключению соглашения между Украиной и ЕС о реадмиссии лиц. В ходе переговоров получила поддержку украинская инициатива создания в Европе "единого реадмиссионного пространства" - системной сети двусторонних соглашений, регулирующей условия приема - передачи лиц. Соглашение о реадмисии будет регулировать вопросы приема и передачи лиц, находящихся на территориях Украины и стран ЕС нелегально.

Росбалт, 9 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

15. Госдепартамент США оценил усилия стран бывшего СССР в борьбе с работорговлей

Эксперты Государственного департамента США составили доклад о борьбе с работорговлей в мире. Авторы доклада оценивали ситуацию, сложившуюся в 2002-2003 годах. Главный критерий отнесения стран к той или иной группе - не наличие случаев работорговли (подобные преступления совершаются практически повсеместно в мире), а отношение властей к работорговцам и их жертвам.
Все страны, упоминаемые в докладе, классифицированы по трем категориям.
Категория 1. Государства, правительства которых полностью соблюдают минимальные стандарты, предусмотренные законодательством США о защите жертв торговли людьми. Из стран бывшего СССР в эту категорию попала лишь Литва.
Категория 2. Государства, правительства которых не в полной мере соблюдают минимальные стандарты, предусмотренные вышеупомянутым законом, но предпринимают значительные усилия для их выполнения. Этой категории соответствуют большинство постсоветских государств.
Категория 3. Государства, правительства которых не в полной мере соблюдают минимальные стандарты и не предпринимают значительных усилий для их выполнения. В "черный список" попали Грузия, Казахстан и Узбекистан.
Литва. Страна отправки, транзита и назначения для торговли женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации. Все больше литовских женщин незаконно вывозится в Испанию, Германию, Италию, Норвегию и Швецию. Женщины незаконно провозятся через Литву и ввозятся в страну из Украины, России и Беларуси. Усиление пограничного контроля привело к сокращению числа жертв торговли людьми из Украины, России и Беларуси, перевозимых через Литву транзитом, а полиция работает над созданием национальной базы данных.
Эстония. В Эстонии существует практика торговли женщинами и девочками в целях их сексуальной эксплуатации как внутри страны, так и за ее пределами. Жертвы работорговли доставляются в Финляндию, Швецию и другие страны Северной Европы, в Германию и Италию. Имеются также данные о торговле людьми на территории самой страны - как правило, их доставляют из северо-восточного региона в столицу в целях вовлечения в проституцию. Самому большому риску в этом смысле подвергаются безработные русскоязычные жители страны, не имеющие гражданства и среднего образования.
В течение истекшего года правительство приняло законодательство о противодействии торговли людьми, правда, уровень предоставляемой потенциальным жертвам защиты является весьма низким, а конкретные превентивные меры не осуществляются. Правительство Эстонии внесло поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми торговля людьми и продажа людей в рабство теперь классифицируются как уголовные преступления и влекут за собой максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет. Правительство не оказывает содействия программам, специально предназначенным для помощи жертвам торговли людьми, однако оно выделяет ограниченные финансовые средства для центров, которые предоставляют убежище и помогают жертвам всех видов преступлений.
Белоруссия. На территорию и через территорию Белоруссии доставляются женщины и дети из России, Украины, Литвы, Германии, Израиля, Польши, Чехии, Турции, Кипра, Греции, Венгрии, Сербии и Черногории в целях их сексуальной эксплуатации. Жертвы этой практики являются в основном жителями наиболее неблагополучных в экономическом отношении районов, где торговцы людьми заманивают их с помощью агентств по трудоустройству, брачных и туристических агентств.
Правительство Белоруссии предпринимает значительные усилия для борьбы с работорговлей. При этом, однако, в стране существует очень слабая система защиты жертв. Правительство начало реализацию государственной программы противодействия торговле людьми и проституции. Уголовным кодексом Белоруссии предусмотрены конкретные наказания за торговлю людьми в целях сексуальной и другой эксплуатации. Расследованиям таких преступлений мешает отсутствие опыта, однако подготовка специалистов, осуществляемая неправительственными организациями и правительствами зарубежных стран, позволяет говорить о некотором улучшении ситуации. Правительство Белоруссии предоставляет ограниченную помощь возвращающимся в страну жертвам торговли людьми, размещая их в государственных медицинских учреждениях, а также оказывая им содействие в трудоустройстве и получении социальных пособий. Жертвы торговли людьми, депортируемые из других стран за нарушение визового режима и возвращающиеся в Белоруссию, подвергаются оскорблениям со стороны сотрудников полиции, воспринимающих этих людей как преступников. Уголовным кодексом определены процедуры дачи показаний жертвами, а также механизмы обеспечения конфиденциальности и защиты со стороны полиции; тем не менее, жертвы не получают ни безопасного убежища, ни сопровождения сотрудниками полиции.
Россия. Россия является крупным пунктом отправки женщин, незаконно вывозимых во многие страны мира в целях сексуальной эксплуатации, страной транзита и назначения для торговли людьми в целях сексуальной и трудовой эксплуатации. Женщины из бывших советских республик незаконно провозятся через Россию в государства Персидского залива, Европу и Северную Америку в целях сексуальной эксплуатации. Россия также постепенно все больше превращается в страну назначения для незаконного ввоза трудовых ресурсов из соседних стран. Также сообщается о внутренней торговле людьми.
Правительство России не организовало всеобъемлющей кампании по борьбе с торговлей людьми, но участвовало в ряде мероприятий по повышению осведомленности общественности. В настоящее время в России нет закона о борьбе с торговлей людьми, хотя действуют законы против рабства, изнасилования и подделки документов. Одним из главных препятствий для активных следственных действий против торговцев людьми и преследования их по закону является слабость правовой базы, а небольшое число расследований, проводившихся в прошлом году, в основном не увенчалось успехом ввиду отсутствия доказательств. Был принят новый уголовно-процессуальный кодекс, который позволяет преследовать по закону в России российских граждан, совершивших за рубежом различные преступления, в том числе связанные с торговлей людьми. Министерство внутренних дел России сотрудничало с США в расследовании двух ведущихся до сих пор международных делах о торговле людьми и помогало французским правоохранительным органам в расследовании дела о сети торговли людьми.
Неправительственные организации (НПО), действующие по всей России, сообщают в основном о позитивном опыте сотрудничества с местной милицией и органами государственной власти, но многие также сообщают о том, что одной из главных помех является коррупция. Федеральное правительство само не оказывает помощи жертвам и не поддерживает неправительственные организации, оказывающие такую помощь, но отдельные региональные администрации сотрудничают с местными неправительственными организациями. Действующее федеральное законодательство обеспечивает механизмы защиты прав жертв во время судебных процессов.
Армения. Международные контрабандисты вывозят девочек и женщин из Армении в целях вовлечения их в проституцию в таких странах, как Турция и ОАЭ. Имеются данные о том, что граждане Армении вывозятся также в Германию, Грецию, США и ряд стран Западной Европы. Правительство Армении предпринимает значительные усилия для борьбы с работорговлей. При этом уровень защиты потенциальных жертв этих преступлений остается низким.
В апреле 2003 года в Уголовный кодекс Армении были внесены изменения, предусматривающие уголовное наказание за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации. До внесения этих изменений торговцев людьми можно было отдавать под суд по статьям о незаконном изъятии, подделке и продаже удостоверяющих личность документов, вымогательстве, фиктивных браках и разводах, а также насильственном принуждении к сексуальным актам. В Армении нет специальных убежищ или услуг по социальной реабилитации жертв торговли людьми, а многие полицейские чины вообще не признают пострадавших от этой практики людей жертвами. Министерство иностранных дел поручило своим консульским работникам отслеживать сообщения о фактах торговли людьми.
Грузия. Грузия является страной, откуда осуществляется незаконный вывоз женщин, главным образом в Турцию, Грецию и ОАЕ, а также в небольших количествах в Израиль, Испанию, Португалию и США в целях сексуальной эксплуатации, для работы в качестве домашней прислуги и принуждения к другим видам труда. Хотя правительство пытается усилить координацию в правоохранительной сфере и делает шаги к изменению уголовного законодательства, эти усилия носят беспорядочный характер.
Правительство предпринимает минимум превентивных мер. Уголовное законодательство Грузии предусматривает меры наказания за некоторые виды преступной деятельности, связанной с торговлей людьми, однако конкретные виды преступлений в этой сфере не определены, и в Уголовном кодексе отсутствуют статьи, касающиеся защиты жертв. В истекшем году правительство не опубликовало информацию ни о числе арестов, произведенных по фактам торговли людьми, ни о приговорах, вынесенных по делам такого рода. Правительство не имеет системы помощи жертвам.
Казахстан. Страна отправки, транзита и назначения для женщин и мужчин, незаконно ввозимых и вывозимых в целях сексуальной эксплуатации и принуждения к труду. Жертвы незаконно ввозятся в Казахстан и провозятся через страну из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана и вывозятся из Казахстана в ОАЭ, Грецию, Кипр, Францию, Италию, Португалию, Швейцарию, Бельгию, Южную Корею, Турцию, Израиль и Албанию. Сообщалось также о незаконном вывозе людей из сельских районов в города.
В прошлом году внимание правительства к проблеме торговли людьми и предпринимаемые ими усилия по борьбе с ней значительно ослабли. Однако оно представило в парламент проект закона о борьбе с торговлей людьми, который был принят нижней палатой парламента. Несмотря на большое число дел, по которым, как сообщалось, было начато следствие, официальные лица не сообщили ни об одном деле ни по одному из вышеозначенных преступлений, которое дошло бы до суда. Правительственные чиновники направляют жертвы в неправительственные организации для оказания им помощи на местном уровне, хотя за отчетный период не поступало никаких сообщений о случаях помощи пострадавшим.
Киргизия. Страна происхождения, транзита и - в меньшей степени - назначения для незаконно ввозимых и вывозимых женщин, мужчин и детей. Женщины незаконно вывозятся в ОАЭ, Турцию, Китай, Германию и Грецию для проституции. Мужчины и женщины незаконно вывозятся в Казахстан для принудительного труда. Женщины, ввозимые в Киргизию или провозимые через нее транзитом, обычно являются жителями Узбекистана и Таджикистана.
Был утвержден Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Действующий уголовный кодекс не содержит в достаточном объеме положений для преследования по закону за все виды деятельности по торговле людьми. Правительство обеспечило вынесение обвинительных приговоров по ряду уголовных дел о торговле людьми. У правительства нет отлаженной системы выявления жертв торговли людьми и оказания им помощи. Неправительственные организации, занимающиеся данной проблемой, сообщают о плодотворном сотрудничестве с местной полицией и прокурорами при расследовании тех немногих дел, по которым возбуждается следствие.
Молдавия. Молдавия является, прежде всего, страной отправки женщин и детей, незаконно вывозимых в балканские страны (Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, Сербию и Черногорию), другие европейские страны (Италию, Францию, Португалию, Германию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Словакию, Чехию, Польшу, Грецию, Кипр и Турцию) и страны Ближнего Востока (Ливан, Израиль, ОАЭ, Пакистан и Афганистан). Возросло число молдаван, незаконно вывозимых в Израиль, а недавно был выявлен случай незаконного вывоза молдаван в Японию. Молдавские мужчины незаконно вывозятся в Россию и соседние страны для принудительного труда и попрошайничества. Молдавия также является страной транзита для людей, незаконно вывозимых из Украины в Румынию.
Правительство создало Национальную рабочую группу, которая разработала многолетний стратегический план борьбы с торговлей людьми. Однако улучшений по сравнению с прошлым годом немного.
Правительство признает, что Молдавия является одним из крупнейших отправных пунктов для торговли людьми во всем мире, но пока не относится к этой проблеме как к проблеме первостепенной важности. Торговля людьми в Молдавии уголовно наказуема. Правонарушения, связанные с торговлей людьми, также преследуются на основании законов о сутенерстве, мошенничестве, подделке документов и содержании публичных домов. Благодаря международному сотрудничеству удалось ликвидировать ряд маршрутов незаконного вывоза людей.
Правительство Молдавии не обеспечивает адекватной защиты жертв. Оно не считает жертвы преступниками, но при этом оно не предоставляет им вида на жительство, освобождения от депортации, убежища и доступа к юридическим, медицинским и психологическим услугам.
Таджикистан. Страна происхождения для молодых женщин, продаваемых в Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Россию и страны Персидского залива в целях сексуальной эксплуатации. Есть также сведения о продаже людей в Казахстан для принудительного труда.
Весной 2003 года нижняя палата парламента Таджикистана приняла специальный закон о борьбе с торговлей людьми. До окончательного принятия нового законодательства для ведения судебных дел, по которым наказания были относительно легкими по сравнению с другими серьезными преступлениями, применяются действующие нормы уголовного права.
Правительство Таджикистана не осуществляет программ по защите потерпевших или свидетелей. Правительство помогает проданным таджикским гражданам в отдельных случаях.
Украина. Страна происхождения для женщин и девочек, продаваемых в Центральную и Западную Европу и на Ближний Восток в целях сексуальной эксплуатации. Есть сведения о том, что для подневольного труда продаются мужчины и мальчики. Все большую озабоченность вызывает рост внутренней торговли девушками. Жертвы вербуются через агентства и фирмы, а также через родственников и знакомых.
В прошлом году правительство Украины утвердило Комплексную программу по борьбе с торговлей людьми на 2002-2005 годы. Действующий уголовный кодекс запрещает международную торговлю людьми и связанные с ней преступления, но ставит вне закона внутреннюю торговлю людьми, которая должна преследоваться по категории смежных преступлений. В Министерстве внутренних дел работает Отдел по борьбе с торговлей людьми. По всей Украине действуют региональные справочные системы взаимодействия между полицией и неправительственными организациями. НПО занимаются реабилитацией и реинтеграцией потерпевших и организуют их контакты с полицией.
Узбекистан. Страна происхождения и, в меньшей степени, страна транзита. Подтвержденная информация о масштабах торговли людьми из Узбекистана появилась лишь недавно, и есть опасение, что ухудшение положения в экономике может привести к усугублению проблемы. Известные пункты назначения - Казахстан, ОАЭ, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Косово и Израиль. Лишь недавно правительство Узбекистана признало, что проблема торговли людьми существует.
До сих пор правительство самостоятельно принимало лишь ограниченные профилактические меры. Уголовный кодекс не содержит закона о борьбе с торговлей людьми. Другие уголовные статьи запрещают различные аспекты торговли людьми, и правительство провело ряд уголовных расследований по этим законам, но окончательного судебного преследования и вынесения приговоров торговцам людьми в Узбекистане не было. Правительство не имеет механизма для проверки, выявления, укрытия или иной помощи потерпевшим, нет у него и механизма взаимодействия с НПО, помогающими потерпевшим. Однако оно активизирует усилия по оказанию помощи и защите потерпевших.

Washington ProFile, 5 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

16. Торговля людьми в Белоруссии приносит до $12 миллионов дохода в год

В Белоруссии теневой оборот от торговли людьми ежегодно составляет до 12 миллионов долларов США в год. Этим видом незаконной деятельности занимаются, как правило, интернациональные преступные группы численностью до 10 человек. Белорусок вывозят в 53 страны мира. Об этом сообщил первый заместитель начальника управления нравов и незаконного оборота наркотиков МВД Белоруссии Николай Луканов в ходе семинара на тему "Журналистика как превентивная мера в борьбе с торговлей людьми". Данное мероприятие организовано в рамках реализации проекта Европейского союза и Программы развития ООН "Борьба с торговлей женщинами в Республике Белоруссия".
Николай Луканов отметил, что торговля людьми - третий по доходности преступный бизнес после торговли наркотиками и оружием. Покупка "единицы живого товара" обходится сутенеру в Германии в 30-50 евро, а прибыль от сексуальной эксплуатации составляет около 8 тысяч евро в месяц. В Японии доход кратно выше, в Израиле "славянская рабыня" приносит своему хозяину 50-100 тысяч долларов в год.
Благодаря предпринятым МВД мерам, в 2002 году выявлено 114 преступлений, связанных с торговлей женщинами за границу, в том числе пресечена деятельность 10 организованных преступных групп, установлено 215 потерпевших по уголовным делам. В 2003 году выявлено 141 преступление в торговле людьми за пределы государства и 248 - внутри республики. Установлено 250 жертв в торговле людьми. Пресечена деятельность одной преступной организации и 17 организованных преступных группировок. За два прошедших года в республике по данной категории дел осуждены более 125 человек.

БЕЛТА, 28 февраля

Вернуться назад
Вернуться в начало

17. ПАСЕ вновь займется положением нацменьшинств в Латвии

Надзорный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Париже принял решение послать в Латвию для оценки ситуации еще двух парламентариев. От заключения представителя Нидерландов Эрика Юргенсона и представителя Финляндии Киммо Саси будет зависеть, возобновит ли Совет Европы усиленное наблюдение за Латвией. Делегаты ПАСЕ посетят Латвию в течение следующих трех недель.
Представителям ПАСЕ поручено проанализировать положение национальных меньшинств Латвии и принять решение о необходимости возобновления мониторинга, который ПАСЕ прекратила в 2001 году, признав, что латвийское правительство реализует политику, способствующую общественной интеграции.
Как заявил советник посольства Латвии при Совете Европы Янис Мажейкс, возобновление мониторинга будет свидетельствовать о том, что в стране не все в порядке.
Решение направить в Латвию двух наблюдателей обосновано тем, что в ходе мониторинга ПАСЕ в Латвии не были соблюдены все обязательные процедурные формальности. Согласно процедуре, после прекращения мониторинга, в так называемый посленадзорный период, в Латвии должны были находиться два депутата ассамблеи.

"Латвияс Авизе", 4 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

18. За 5 лет первичная сердечно-сосудистая заболеваемость на Украине выросла в 1,8 раза

Заболевания сердечно-сосудистой системы являются наиболее частой причиной смерти населения на Украине и составляют 61% в структуре общей смертности населения (в сравнении: в США эта цифра составляет 40%, во Франции - 37%). Мужская смертность от этой причины во всех возрастных категориях превышает женскую.
Ежегодно в учреждениях системы здравоохранения регистрируется около 2,4 миллиона новых случаев сердечно-сосудистых заболеваний, в то время как общее количество обращений по этому вопросу увеличилось до 19,4 миллиона в год, количество умерших колеблется в пределах 450 тысяч человек. Как сообщили в пресс-службе Министерства здравоохранения Украины, за последние пять лет первичная заболеваемость увеличилась в 1,8 раза, распространение - в 1,5 раза.
К болезням системы кровообращения относят ишемическую болезнь сердца, которая проявляется в виде стенокардии, инфаркта миокарда, нарушений ритма сердца. Проблема ишемической болезни сегодня стала глобальной для Украины, ведь ежегодно переносят инфаркт 50 тысяч граждан, инсульт - свыше 140 тысяч человек. Ишемическая болезнь сердца и инсульты являются основной причиной смертности в стране. Смертность от инсульта среди лиц 45-75 лет составляет на Украине 606 человек на 100 тысяч населения, что в 12 раз выше, чем в Швейцарии и в 2 раза выше, чем в России.

ЛІГАБізнесІнформ, 2 марта

Вернуться назад
Вернуться в начало

19. Среди жителей стран Балтии довольных своей жизнью меньше, чем в большинстве стран Европы

55% жителей Латвии удовлетворены своей жизнью. Это на 4% больше, чем полтора года назад, свидетельствуют данные опроса Eurobarometer. Почти половина, или 49% жителей Латвии признали, что скорее довольны, чем недовольны жизнью, а 6% очень довольны своей жизнью. В свою очередь, 8% населения вообще недовольны жизнью, а 35% - не слишком довольны.
Среди государств-кандидатов в ЕС\ в наибольшей мере довольны жизнью жители Словении - 85% населения этой страны отметили, что очень довольны или скорее довольны жизнью. На Мальте жизнью довольны 83%, на Кипре - 79%, в Турции - 69%, в Чехии - 67%, в Польше - 63%, в Литве - 56%, в Словакии - 54%, в Венгрии - 54%, в Эстонии - 53%, в Румынии - 40%. Наименее довольны жизнью жители Болгарии - довольных в этой стране только 31%.
В среднем в странах-кандидатах в ЕС жизнью довольны 60% населения, в странах ЕС - 79%. Eurobarometer пришел к выводу, что отношение к жизни связано с национальным доходом.
Участникам опроса предложили также сравнить степень удовлетворенности жизнью сейчас и пять лет назад. 28% жителей Латвии признали, что жизнь улучшилась, 45% считают, что она не изменилась, а 26% уверены, что стало хуже.
В среднем в странах-кандидатах в ЕС 30% населения считают, что их удовлетворенность жизнью возросла, 34% - что ничего не изменилось, а 35% отметили, что стало хуже.
В опросе принимали участие 12165 жителей стран-кандидатов в ЕС, в том числе 1001 житель Латвии.

LETA, 24 февраля

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)