Rambler's Top100

№ 149 - 150
8 - 21 марта 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Труд" и "Тюменские известия" о конгрессе "Российская семья"
"Российская газета" о женщине и российской семье
"Парламентская газета" и "Независимая газета" о женском труде
"Родная газета" о демографических проблемах России
"Казахстанская правда" о населении Казахстана
"Труд" о смертности от ДТП
"New Scientist" о защитной роли GBV-C при ВИЧ-инфекции
"Российская газета" о СПИДе и "кому это выгодно"
"Независимая газета" о наркотиках и репродуктивном здоровье мужчин
"Gazeta.kz" о заболеваемости раком молочной груди в Казахстане
"Россiя" о социальной системе Германии
"Известия" о шенгенских визах
"Россiя" о проблеме эмиграции в Польше в свете вступления в ЕС

"Los Angeles Times" о проблеме иноэтничной иммиграции в ЕС
"Известия" о миграционной политике России
"Российская газета" о миграционной "зачистке"
"Независимая газета" и "Российская газета" о положении нелегальных мигрантов в России
"Столичная вечерняя газета" о таджиках
"Gazeta.kz" о казахской диаспоре за рубежом
"Christian Science Monitor" о положении евреев в России
"Tagesspigel", "Независимая газета" и "Известия" о ксенофобии в России
"Российская газета" и "Новая газета" о скинхедах
"Парламентская газета" о языках
"Время новостей" и "Ведомости" о комфортных и некомфортных городах
"Известия" о российских мегаполисах и провинции

… о положении нелегальных мигрантов в России

Пять миллионов рабов

Судьбой нелегальных мигрантов в России займутся международные организации и строительные профсоюзы

Количество незаконных мигрантов в России на сегодняшний день составляет около пяти миллионов человек. Такие данные были приведены вчера на презентации докладов Международной организации труда (МОТ) "Принудительный труд в современной России", "Нелегальная миграция и торговля людьми".
Выступая на пресс-конференции, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Тюрюканова заявила, что тенденция роста числа нелегальных мигрантов России в ближайшие годы, вероятнее всего, сохранится. "Период интенсивного притока уже завершен, - сказала она, - однако в Россию еще будут прибывать нелегалы, большинство из которых подвергаются принудительному труду".
Согласно исследованиям, приведенным в докладах, разрешение на работу в России имеют менее 25% мигрантов, 74% получают зарплату "черным налом", менее 20% трудовых мигрантов имеют письменный контракт с работодателем. При этом авторы исследований отмечают, что в Москве более, чем в других регионах России, распространены сексуальная эксплуатация незаконных мигрантов, ограничение их свободы, физическое насилие.
Руководитель целевой программы борьбы с принудительным трудом МОТ Роджер Плант, в свою очередь, подчеркнул, что "специалисты МОТ намерены детально изучить основные проблемы нелегальной миграции в Европе и в России, которая является не только страной, принимающей трудовых мигрантов, но и сама поставляет на мировой рынок нелегальную рабочую силу".
Помимо международных организаций обеспокоенность притоком незаконных мигрантов и их положением выражают профсоюзные организации. По словам председателя Профсоюза работников строительства Бориса Сошенко, "профсоюз готов встать на защиту интересов трудовых мигрантов и совместно с заинтересованными ведомствами бороться за полную легализацию их трудовой деятельности". Отвечая на вопрос корреспондента "НГ" о возможной конкуренции со стороны иностранцев, Борис Сошенко заявил, что "иностранные рабочие занимают, как правило, места, не востребованные местными строителями". Однако он признал, что "в условиях полной легализации труда иностранцев таких мест скорее всего станет меньше, а следовательно, сократится и приток иностранных рабочих" - при равных условиях работодателю проще нанять местного работника.

Роман УКОЛОВ. "Независимая газета", 5 марта 2004 года

Пять миллионов рабов

Купить человека

Рынок труда в России: от олигархов до рабов
Вчера обнародованы результаты исследования "Принудительный труд в современной России. Нелегальная миграция и торговля людьми", проведенного российскими экспертами в рамках проекта Международной организации труда. На презентацию проекта прилетел Роджер ПЛАНТ, директор Целевой программы борьбы с принудительным трудом (штаб-квартира МОТ в Женеве). Накануне события с ним встретился корреспондент "РГ".
- Принудительный труд используется во многих странах. Почему для исследования МОТ была выбрана Россия?
- По двум причинам. В первую очередь это то, что Международная организация труда и моя программа в частности в последнее время уделяют все больше внимания так называемым новым формам принудительного труда. Глобализация, растущая поляризация мира, все увеличивающаяся разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах приводят к росту противоречий в современной международной миграции. Индустриально развитые страны заинтересованы в дешевом труде мигрантов, для них же самые тяжелые условия, в которые они попадают, - это все же лучше того, что они имели дома. Это их единственное спасение от нищеты, и они готовы подстраиваться под любые запросы и любые условия работодателя. Складывается миграционный режим, который поддерживает и обслуживает глобальный экономический порядок. Но одновременно это серьезный вызов для государств с либерально-демократической системой ценностей. Вот почему для изучения этих процессов (а изучив, можно понять, как с ними бороться) мы выбрали "страны назначения", принимающие мигрантов, - Германию, Францию, США, Великобританию, Японию. И Россия тоже вошла в этот список.
Вторая причина - более позитивная. Мы не просто исследуем происходящее. Наша программа направлена на оказание конкретной технической помощи в борьбе государств с нелегальной миграцией и торговлей людьми. Два дня назад я получил подтверждение, что у нас будут ресурсы для проведения проекта в странах, отправляющих и принимающих мигрантов, - это Россия, Узбекистан и Таджикистан. Проект предусматривает предотвращение работорговли нелегальными мигрантами и их реабилитацию. Федеральная миграционная служба подтвердила нам свою заинтересованность в осуществлении такого проекта.
- Но Россия выступает в роли не только принимающей страны, мы сами поставляем нелегальную рабочую силу в развитые страны и выступаем в роли транзитного государства. Эти особенности как-то учитываются?
- Мы только что закончили исследования в Венгрии, которая так же, как и Россия, и принимает, и поставляет мигрантов. Мы также работали в Румынии, Молдове, Албании, Украине. Но я согласен, что ситуация в России гораздо более сложная и разноплановая. Нам предстоит еще многое обсудить с нашими партнерами - государственными органами, миграционной службой, Министерством внутренних дел, Министерством труда и социального развития, - чтобы выработать конкретную программу действий. Кроме того, мы заинтересованы в сотрудничестве с объединениями работодателей, чтобы понять механизмы использования ими нелегальной рабочей силы и научиться регулировать эти процессы. Очевидно, будет создана рабочая группа, которая подготовит национальную программу по борьбе с торговлей людьми, основываясь на выводах проведенного исследования.
- Как вы оцениваете российское законодательство с точки зрения обеспечения возможности предотвращения рабского труда и торговли людьми?
- Сегодня в России действуют в основном лишь ограничительные меры в отношении нелегальной миграции. Но чем жестче миграционные барьеры, тем больше мигрантов оказываются в положении нелегалов, рабочие места для которых в принимающей стране есть, а гарантий достойного труда и соблюдения элементарных прав человека нет. С введением в Уголовный кодекс РФ в декабре прошлого года положений об ответственности за использование рабского труда и торговлю людьми сделан первый шаг к пониманию, что отвечать перед законом в первую очередь должны работодатели, использующие рабский труд, а также "черные вербовщики", занимающиеся поставкой в страну нелегальной рабочей силы. Пока же результаты исследования говорят, что в России приходится чаще сталкиваться с толерантным отношением власти и общества к эксплуатации человека.
- Какие меры используются в других странах?
- Мы плотно работаем с Бразилией. В качестве примера могу сказать, что Президент Бразилии господин Лула да Силва одобрил национальный план по борьбе с использованием рабского труда. В частности, в стране создаются многочисленные мобильные бригады по выявлению случаев работорговли и рабского труда. Одобрен также проект закона, по которому владельцы земли, использующие принудительный труд, могут просто лишиться своей земли - она будет конфискована.
Соединенные Штаты в 2000 году приняли акт о защите жертв торговли людьми, и президент Буш создал специальную межправительственную группу, занимающуюся решением этой проблемы. Кстати, количество случаев использования принудительного труда в США и России примерно одинаково.
Законодательство несовершенно не только в России. К сожалению, до сих пор большинство стран под понятием "торговля людьми" понимает исключительно сексуальную эксплуатацию. На самом деле рабский труд в той же России, как показало исследование, используется в строительстве, сельском хозяйстве, развлекательном бизнесе, рыночной торговле. Но и в России, и в других странах законы не дают возможность начать судебное преследование работодателей, использующих принудительный труд. Самый свежий пример. В Великобритании в январе этого года умерли 25 нелегальных мигрантов из Китая. Полиция пыталась начать уголовное преследование. Однако передать дело в суд будет очень сложно, потому что в Объединенном Королевстве нет законодательных актов, предусматривающих ответственность за случившееся.
- В последнее время в России, в частности в Москве, было несколько случаев "показательной" депортации нелегальных мигрантов. При этом хозяева, у которых они работали и жили, не пострадали ни морально, ни материально. Как вы считаете - эффективны ли подобные меры?
- Абсолютно не эффективны. Ясно, что увидев такую безнаказанность, работодатели и дальше будут спокойно прибегать к использованию нелегалов в качестве практически бесплатной и совершенно бесправной рабочей силы. Выслали одних, причем с ними, как я понимаю, никто не расплатился - можно набирать других. От подобных мер лишь усиливается общий уровень незащищенности мигрантов. Общаясь с представителями российских властных структур - Министерства труда, Министерства иностранных дел, в частности, - я почувствовал, что взгляды и подходы их к вопросу об ответственности за использование принудительного труда постепенно меняются, они готовы призвать к ответственности работодателей. Но одного желания мало. Нужны законы.
- Ваши исследования в четырех регионах страны показали практически тотальную коррумпированность госструктур, занимающихся трудовой миграцией. Полагаю, что и в остальных ситуация не лучше. Возможно ли вообще что-то сделать в таких условиях?
Полагаю, чем больше политической воли будет проявлено, тем проще будет справиться с этой проблемой.
Что такое принудительный труд?
По международным нормам (Конвенция МОТ 29, 1930 г.) принудительный труд - это "всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг".
По российским законам (Трудовой кодекс РФ) понятие принудительного труда несколько шире. Принудительный труд - это "выполнение работы под угрозой какого-либо наказания или насильственного воздействия", но также к принудительному труду относятся:
- нарушение сроков выплаты зарплаты или оплата не в полном размере;
- труд, не обеспеченный средствами защиты;
- работа, которая угрожает жизни и здоровью
работника.
Справка "РГ"
Формы принудительного труда, обнаруженные в России:
-физическое насилие или угроза насилия (включая сексуальное);
-ограничение свободы передвижения вплоть до удержания работника взаперти;
-изъятие и удержание документов;
долговая кабала (предъявление долга за кредитование, за провинность, сфабрикованную растрату, "назначенный" долг за прием на работу и т.д.)
-психологическое насилие: шантаж, угрозы, обман;
-невыплата заработанных денег (удержание зарплаты до окончания работ, незаконные вычеты);
-манипулирование работником, использование для случайных работ, перепродажа;
-неправомерный запрет на увольнение.

Ирина НЕВИННАЯ. "Российская газета", 5 марта 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)