Rambler's Top100

№ 143 - 144
26 января - 8 февраля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Когда же закончится марафон алкогольной смертности?

Статистика алкогольной смертности оставляет желать лучшего

С 1990 по 2001 год прямые и непрямые алкогольные потери превысили 7 миллионов человек

Наиболее тесно связанная с алкоголем смертность нарастает с запада на восток и с юга на север

Какие регионы несут наиболее тяжелые потери

Алкогольная смертность: Россия на фоне других стран

Темы предыдущих номеров

См. также раздел: "Читайте книги и журналы"

См. также Архив "Темы номеров"

 

Дмитрий Краснопевцев. Без названия. Dmitrii Krasnopevtsev Untitled. ( 1973) Когда же закончится марафон алкогольной смертности?

Над темой номера работал
Александр НЕМЦОВ

Какие регионы несут наиболее тяжелые потери

Если с уровня федеральных округов опуститься на уровень областей и республик и ранжировать по алкогольной смертности, а значит и по тяжести алкогольных проблем, эти более дробные территории, то список возглавят (по нисходящей) десять регионов:

Чукотский АО

Камчатская область

Республика Тыва

Иркутская область

Магаданская область

Республика Коми

Тюменская область

Хабаровский край

Республика Саха

Сахалинская область.

В первых четырех из них общая алкогольная смертность (сумма первой и второй групп алкогольных смертей) превышает 40% всех смертей, т.е. почти половина жителей умирает в связи с алкоголем раньше срока, отведенного им в соответствие с их биологическими особенностями.

Во всех этих областях смерти 1-ой группы преобладают над 2-ой. Составляющие 1-ой группы смертей регионов-лидеров представлены на рис. 5. Почти половина этой смертности определяется отравлениями алкоголем. В Республике Тыва этот показатель возможно выше, т.к. он не подвергся коррекции - этот регион был в числе тех пяти, где заболеваемость алкогольными психозами была ниже смертности при отравлении алкоголем, т.е. учитывалась очень плохо. Здесь же была самая высокая доля убийств, связанных с алкоголем.

Рисунок 5. Состав алкогольной смертности в десяти регионах России, лидирующих по этому показателю

Примечательно, что из 10 регионов-лидеров шесть расположены в Дальневосточном Федеральном округе, где самое высокое реальное потребление алкоголя7. При этом, конечно, надо учитывать отток населения в центральные и южные регионы страны: между двумя переписями населения (1989 и 2002 годов) Дальний Восток покинуло 16% жителей. Скорее всего, уезжали более активные, а среди оставшихся было много пьяниц и алкоголиков, которым труднее перебраться на новое место жительства. Тем самым эти люди повышали алкогольную смертность региона. Однако, скорее всего, это не главная причина тяжести алкогольной смертности на Дальнем Востоке.

Приблизительно на том же высоком уровне алкогольная смертность в пяти областях из 11 в Сибирском Федеральном округе (республики Тыва и Бурятия, Иркутская и Читинская области, Красноярский край). Без специального и прицельного анализа трудно сказать, почему в Новосибирской и Омской областях смертность существенно ниже, чем, например, в Иркутской и Читинской того же Сибирского Федерального округа, который в целом занимает второе место после Дальневосточного.

Алкогольная смертность на уровне последнего наблюдалась только в четырех областях других федеральных округов: Тюменской в Уральском, Удмуртии в Поволжье и Мурманской области и Республики Коми на Северо-западе.

Специально выделять какие-либо области среди остальных нет особого смысла, так как различие алкогольной смертности у них колеблется в очень небольших пределах: от 36,7% (Калмыкия) до 30,3% (Воронежская область). Тем более, что показатели последних в этом ряду 4 территорий (Воронежская, Курская и Ростовская области, Республика Мордовия), скорее всего, занижены или, более точно, - не очень надежны из-за высокой нестабильности годичных показателей.

Чтобы представить тяжесть проблем алкогольной смертности по федеральным округам, можно разделить последовательность регионов на 7 классов, присвоив балл 7 первым 11 областям, балл 6 - следующим 11 и т.д. Последние 11 областей получили балл 1. Естественно, что по среднему баллу Федеральные округа выстраиваются в последовательность, указанную выше.
В целом разброс показателей алкогольной смертности по регионам-субъектам Федерации сравнительно невелик, от 46% до 30%. Алкогольная смертность в большинстве регионов (в 50 из 77 или в 65%) составляет 30-34% общей смертности. Иначе говоря, очень тяжелые последствия потребления спиртных напитков сравнительно равномерно распределены по большей части страны. Но важно и то, что самые тяжелые результаты пьянства, а значит и само пьянство, локализованы на огромных просторах азиатской части и на севере страны (рис. 6).

Примечание: Тяжесть алкогольной смертности обозначена от 1 (самая малая) до 7 (самая большая). В каждом федеральном округе показана доля регионов разной тяжести.

Рисунок 6. Алкогольная смертность в федеральных округах России (1990-2001 годы)

Небольшой разброс показателей алкогольной смертности является отражением сравнительно небольших различий в потреблении алкоголя в разных регионах страны. Относящиеся к настоящему времени, как официальные, так и оценочные данные об этом отсутствуют. Однако перед началом антиалкогольной кампании (1984 год) реальное потребление колебалось от 12,7 литров на человека в год в южных областях до 16,7 литров в Дальневосточном регионе (1:1,31). В конце кампании, в 1990 году, потребление было ниже, соответственно от 10,7 до 13,3 литров8, а соотношение - практически таким же (1:1,24). Это значит, что различие в потреблении было еще меньше, чем различие в алкогольной смертности.


7 - Nemtsov A.V. Drug and Alcohol Dependence 2000; 58: 133-142
8 - Там же.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most