Rambler's Top100

№ 141 - 142
1 - 25 января 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Городская сельская Россия

Городская ли страна Россия?

По «бытовой» урбанизации Россия ближе к Мексике, чем к США или Франции

Между городом и деревней живут от одной десятой до одной пятой россиян

Более трех четвертей территории Европейской России имеют слишком низкую плотность сельского населения

Низкая плотность населения не способствует эффективности сельского хозяйства

Сколько нужно людей на селе?

Темы предыдущих номеров

См. также раздел: "Читайте книги и журналы"

См. также Архив "Темы номеров"

 

Алексей Венецианов. Жнецы. Alexey Venetsianov. Reapers (1820s) Городская сельская Россия

Над темой номера работала
Татьяна НЕФЕДОВА

Городская ли страна Россия?

На первый взгляд, современная Россия кажется вполне городской страной: в результате бурной урбанизации ХХ века 73% ее населения живет в городах (в начале века эта доля была не выше 13%). В больших городах с населением от 100 тысяч жителей живет 45,5% россиян. Еще в 1970 году американский географ Чонси Харрис назвал СССР землей больших городов1. Однако сельский образ жизни многих горожан и их полукрестьянская психология дают основания полагать, что процессы урбанизации в России еще не закончились, а значительную часть россиян, даже и живущих в городской местности, можно относить к категории городских жителей с большими оговорками.

По оценкам статиcтиков, на рубеже ХХI века доля агропродукции, получаемой гражданами на личных участках, превысила половину2. Не крупные коллективные хозяйства и не официально зарегистрированные фермеры, а люди разных профессий, в том числе горожане, дают в России основную часть продовольствия. Даже по официальным данным аграриев у нас значительно больше, чем в западных странах. В 2000 году в сельском хозяйстве России было занято 13% населения3, а в Великобритании в сельском и лесном хозяйстве вместе - 1,8%, в США - 2,7%, в Германии - 3%4.

Рисунок 1 показывает, как менялось в ХХ веке соотношение численности сельских жителей и занятых в сельском хозяйстве в России и Америке.

* в 1890-1910 годах - Российская империя без Царства Польского, Финляндии, Кавказа и Среднеазиатских областей
** Занятые в коллективных, частных предприятиях и личном подсобном хозяйстве
*** Занятые в совхозах, колхозах и межхозах

Рисунок 1. Сельское население и занятые в сельском хозяйстве в России и США, 1900-2000

Официально в сельской местности США живет 26% населения - ровно столько, сколько и в России, но собственно сельским хозяйством заняты очень немногие, только 7% селян5. Остальные трудятся в самых разных отраслях, в основном в сфере услуг, и подсобного сельского хозяйства практически не ведут. При общем росте сельского населения в последние десятилетия количество фермеров в США упорно снижалось. В России же до 1990 года число селян и работников сельского хозяйства сокращалось почти параллельно. В отличие от Запада, понятия сельской местности и сельского хозяйства у нас во многом близки по смыслу. На предприятиях агросектора официально числится более половины занятых в сельской местности, а это 22% сельского населения - в три раза больше, чем в Америке6. Добавим к ним сельских пенсионеров, учителей, продавцов, живущих в значительной мере за счет своего подворья, и тех, кто официально работает только на нем. Получится, что крестьянским трудом занято все российское село.

Даже по неполным и неточным данным официальной статистики занятий населения можно судить о переходном сельско-городском характере российского общества и разнообразии ее регионов. Если попытаться классифицировать их и подыскать им структурные аналоги среди стран мира, получится пять групп7:

  1. Постаграрные и постиндустриальные, где на первичный сектор (сельское и лесное хозяйство) приходится до 5% занятых, на вторичный (промышленность и строительство) - до 25%, как в ряде стран Западной Европы, в США, Канаде, Кувейте и "богатых островах" вроде Сингапура. В России это только Москва, Петербург да крайний Северо-Восток, где доля рынка услуг велика из-за природной слабости других секторов: в этих условиях структура сервисного типа возникает не после, а скорее вместо них.
  2. Гипериндустриальные, где доля первичного сектора не выше 5-10%, зато доля вторичного - более трети. Стран с такой структурой немного: Германия, Чехия, Словакия. У нас ее остаточные очаги (еще недавно их было больше) типичны для старого Центра, Севера, Сибири. В индустриальном секторе Владимирской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской областей занято до 40% рабочей силы.
  3. Индустриальные с той же долей занятых в агросекторе, но с меньшей (25-35%) - в промышленном. В мире их круг пошире: западноевропейская полупериферия (Испания, Финляндия, Венгрия и др.), Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Япония. У нас в группу с подобной структурой попадают восточные регионы: Сахалин, Приморский край, Томская область, а из европейских - разве что Подмосковье.
  4. Индустриально-аграрные, имеющие среднероссийские показатели: в сельском и лесном хозяйстве занято 10-15%, во вторичном секторе - до 1/3. К ним относится большая часть регионов Нечерноземья и ряд южносибирских. Такую структуру имеют еще более дальние окраины Европы: Эстония, Ирландия Португалия, греческий Кипр, а в Азии - Саудовская Аравия, Южная Корея.
  5. Аграрно-индустриальные с 15-30% занятых в агросекторе. У нас это степная полоса от Краснодара до Алтая, включая многие национальные республики. За рубежом - Латвия, Литва, Польша, Украина, Болгария и Греция в Европе, Сирия в Азии, ЮАР в Африке. Еще чаще такая структура встречается в Латинской Америке - от Чили до Мексики.

Однако официальные цифры не позволяют увидеть ситуацию с теневой и вторичной занятостью, особенно на земле. А именно она в последние 15 лет стала главным способом выживания для большинства населения России, а не только для тех 22 миллионов, которые числятся в государственной статистике трудоспособными, но не занятыми. По некоторым оценкам8, суммарные затраты труда российских селян и горожан на земле больше, чем в любой другой отрасли производства. Так, в промышленности в 1999 году было отработано чуть более 600 миллионов человеко-часов (с учетом труда совместителей), в "большом" сельском хозяйстве - 245 миллионов. Это близко к официальной структуре занятости России. Но агропроизводству в личных хозяйствах население посвятило еще 420 миллионов часов. Пересчет на условных работников по средней длительности рабочей недели приводит к выводу, что в индустрии занято около 15 миллионов человек, а в агросекторе вместе с приусадебными, садовыми, дачными хозяйствами - 17 миллионов! Это как раз вдвое больше, чем по данным официальной статистики труда. А к этому можно добавить неполную занятость на промышленных предприятиях в годы кризиса 1990-х, уменьшение и невыплаты зарплат, заставлявшие людей увеличивать долю собственной продукции в рационе питания, отпуска за свой счет в летний период для сельских работ горожан на своих участках и т.п.


1 - Harris Ch. D. Cities of the Soviet Union: Studies in their Functions, Size, Density and Growth. Chicago, Rand McNally, 1970: 1.
2 - Сельское хозяйство в России. М., Госкомстат России, 2000: 33.
3 - Россия в цифрах. М., Госкомстат России, 2001: 80.
4 - Содружество независимых государств и страны мира. М., Межгосударственный статистический комитет СНГ, 1999.
5 - Residents of Farms and Rural Areas: 1991 // Current Population Reports. Washington: US Department of Agriculture Economic Research Service, US Department of Commerce Bureau of the Census, 1993
6 - Рассчитано по: Россия в цифрах. М., Госкомстат России, 2000.
7 - Основанием для их выделения послужили данные справочников: Страны мира-2000; Страны и регионы-2000; CIA 2001; Труд и занятость-2001.
8 - Горбачева Т.Л. Использование данных обследования населения по проблемам занятости в России для определения параметров теневой экономики // Вопросы статистики. 2000, №6.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most