Rambler's Top100

№ 139 - 140
15 - 31 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Конфликт цивилизаций

О феноменологической теории роста населения Земли С.П. Капицы

Дискретность и неравномерность процесса глобализации

Грозит ли Западу «смерть»?

Глобализация и бедность

Урбанизация в развивающихся странах

Урбанизация в развивающихся странах

Хендерсон В.
(Henderson V. Urbanization in developing countries. // World Bank research observer. - Wash., 2002. - Vol. 17, N 1. - P. 89-1 12. Опубликовано в РЖ Страны Азии и Африки №1 2003 с.7-11. Реферирование: С.М. Макарова)

Быстрый рост урбанизации во многих развивающихся странах (PC) во второй половине XX века сопровождался исключительно высоким уровнем концентрации населения в очень крупных городах. PC столкнулись с более масштабными проблемами урбанизации, чем это было в развитых. В США в 1890 году удельный вес горожан составлял 40%, в 1960 году - 70 и в 1995 году - выше 75%; в Южной Корее - 40% в 1970 году и 78% в 1990 году, т.е. путь, на который США понадобилось около 90 лет, Южная Корея прошла за 20 лет, а Бразилия за 30 лет (с.90). Постепенность урбанизации в соединении с относительно высоким ростом ВВП на душу населения и образования в начале века давала время развитым странам для создания политических и экономических институтов и рыночных инструментов для обеспечения благоприятных условий и урбанизации и соответствующего качества городской жизни. Быстрая урбанизация в PC требовала соответствующих темпов приспособления сельских институтов и управления к городским условиям, оставляя катастрофически мало пространства и времени для экспериментов и исправления их последствий.

Существует прямая связь между урбанизацией и ростом ВВП. В городах осуществляется экономия от масштабов производства: производительность предприятия увеличивается под влиянием соседства других предприятий благодаря распространению информации о технологии, поставщиках и покупателях, рыночных условиях, вследствие внутрипромышленной специализации, складывания рынка труда и т.п. Вдобавок близость покупателей и продавцов сокращает торговые издержки.

Исследования показывают, что предприятия, производящие стандартизованные товары (текстиль, сталь, керамика, пищеобработка), обучаются в основном у других местных предприятий той же отрасли. Это называется экономией от локализации. Предприятия, выпускающие нестандартизованную продукцию (специальное машиностроение, модная одежда, увеселительные услуги, издательская деятельность), предоставляющие интерактивные услуги с централизованными рынками (определенные финансовые услуги, склады и товарные рынки), высокотехнологичные фирмы, НИОКР, производство новых продуктов (электроника, программное обеспечение), располагаясь в очень крупных городах, получают дополнительные выгоды от урбанизации, в частности, доказана сильная зависимость между накоплением человеческого капитала в городах и их ростом. Города, имеющие длительный опыт занятости в определенной отрасли, накапливают запасы "профессиональных секретов", что создает им большую привлекательность, чем у городов без такого опыта, и определенные трудности для новых промышленных центров, если они выбирают ту же отрасль.

Хотя в крупных городах производительность труда выше, здесь более высокая стоимость жизни, разница в показателях между столицами и малыми городами может быть в несколько раз. Поскольку технологии коммуникаций продолжают улучшаться и инвестиции в человеческий капитал в PC растут, рост крупных городов может продолжаться и в XXI веке. В то же время увеличение численности населения в PC вызовет увеличение числа городов, как это было в прошлом веке в большинстве развитых стран.

Наибольшая доля работающих в крупных городах (55-60% и более) занята в непроизводственной сфере (жилищный сектор, розничная торговля, услуги и управление). Сформировавшиеся средние и малые города часто специализируются на продуктах и услугах, производимых на экспорт (в другие города или за границу), обычно это металлообработка, производство бумаги, текстиля, машиностроение, а также использование местных природных ресурсов. Некоторые города специализируются на сельскохозяйственных или бизнес-услугах, государственном управлении, есть центры образования, здравоохранения, отдыха. Специализация городов связана со степенью экономии от локализации производимого товара. Так, опыт Бразилии, Индии, Южной Кореи, США и других стран показывает, что стальные и автомобильные города обычно крупнее, чем текстильные или центры традиционных услуг, которые в свою очередь превосходят по масштабам города бумажного производства и пищеобработки.

Высокие технологии, НИОКР, высокая мода, СМИ, специальное машиностроение, финансовые услуги, управление крупных компаний стремятся в мегаполисы, и между ними складывается относительная специализация - в одних преобладает высокая технология, в других - услуги в области финансов и мировых экспортных рынков и т.д. Здесь процессы более сложные. Например, крупные города с развитой социальной сферой могут привлекать мигрантов, особенно в кризисные времена. Низкоквалифицированные и низкооплачиваемые, они являются привлекательной рабочей силой для производителей одежды, заинтересованных и в крупном местном рынке, и в дешевом труде.

"Крупные и малые города сосуществуют и растут параллельно росту численности населения, поддерживая те же относительные размеры доходов и предлагая жителям сходный уровень жизни" (с.96). Предприятие в крупном городе вынуждено платить в два раза большую зарплату, более высокую ренту и налоги на социальные услуги, чем в малом. Но реальный доход в двух городах одинаковый; чтобы быть конкурентоспособным, предприятие в крупном городе должно обеспечить больший выпуск продукции в расчете на одного рабочего. Политические деятели обычно обращают внимание именно на этот показатель и игнорируют более высокую стоимость труда и земли, способствуя размещению тяжелой, часто грязной промышленности в крупных городах. Так, в Китае предприятия в крупных городах получают предпочтительный доступ к новейшим технологиям, наилучшим менеджерам, финансированию, экспортно-импортным лицензиям. В итоге доля Шанхая в 1981 году в национальном промышленном производстве (особенно в металлургии и тяжелом машиностроении) была в несколько раз больше доли Нью-Йорка или Чикаго в 1914 и 1977 годах, хотя на Шанхай приходилась относительно меньшая доля городского населения Китая, чем этих городов в США. Неудивительно, что сегодня многие отрасли небольших городов Китая побеждают в конкуренции многие государственные предприятия в Шанхае, поскольку они не обременены высокой стоимостью жилья, зарплатами и налогами мегаполиса.

Размещение производства новых продуктов в мегаполисах, в центрах информационного обмена ускоряет их развитие, и если эти предприятия становятся самодостаточными с точки зрения информации, они могут перемещаться в города-спутники, где земля и стоимость труда ниже. Технологии радио, телевидения и персональных компьютеров обычно развиваются в мегаполисе (например, в Токио); по мере продвижения от экспериментальной фазы к стандартизации эти производства распространяются по территории страны или за рубеж. "Развитие нового продукта и НИОКР требуют насыщенной информационной среды, складывающейся в мегаполисах, в то время как стандартизованное производство требует низких земельных и трудовых издержек, которые они находят в малых городах и менее развитых странах" (с.98).

Городская концентрация в PC увеличивается на ранних стадиях экономического роста как часть растущей региональной неравномерности, а снижение концентрации на поздних стадиях развития становится частью уменьшения последней. На ранних стадиях развития, когда ресурсов мало, инвестиции в инфраструктуру сосредоточиваются только в одном или двух городах, что стимулирует и индустриализацию. По мере экономического роста страна оказывается в состоянии инвестировать в регионы, и там формируется система городских центров: процесс ведет к городской децентрализации.

Фаза концентрации четко просматривается в большинстве PC, примеры последующей деконцентрации пока скромны. Установлена очень сильная зависимость между объемом ВВП на душу населения и уровнем концентрации: он возрастает по всему миру до определенного среднего значения ВВП на душу населения и затем начинает снижаться. Чрезвычайно высока городская концентрация в некоторых регионах Азии (без Китая), где она на 20-30% выше, чем может быть объяснено обычным влиянием экономических сил. Этот азиатский феномен объясняется скорее воздействием политических и институционных сил, способствовавших централизации ресурсов, а следовательно, и концентрации населения в азиатских мегаполисах.

Для осуществления промышленной деконцентрации необходимы значительные усилия. Южная Корея начала этот процесс и достигла впечатляющих результатов, начав с перемещения производств из мегаполисов в пригороды или города-спутники, а затем дальше по всей стране; первая стадия была осуществлена до 1980 года, вторая - в последующие 20 лет. Перенос промышленности в города-спутники начали Таиланд и Индонезия. В Таиланде, где очень высокий уровень концентрации, в 1970-1986 годы население в собственно Бангкоке росло на 4,3% в год, а в его спутниках - на 5,7-8,0%; занятость в промышленности во всех пяти пригородах увеличивалась на 8,2-12,6% и на 7,2% в Бангкоке, который все больше специализировался на предоставлении услуг; в 1982 году доля новых промышленных предприятий равнялась 7,4% в Бангкоке и 8,9-16,9% в его пригородах (с. 99,103). Тем не менее рост численности населения в собственно Бангкоке оставался очень высоким.

Хотя в некоторых мегаполисах PC и началась деконцентрация, она может быть отложена очень надолго во многих PC; часто этому способствуют политики, затрудняя обеспечение территорий за преде-лами столиц инфраструктурой и услугами. В Южной Корее начальное перемещение промышленности из Сеула в промышленные парки спутников в 70-е годы подтолкнули бюрократические затруднения на рынках капитала и международных рынках. Аналогичный толчок был и в Индонезии: даже после либерализации финансовые рынки для крупных займов остались сильно централизованными и за кредитом или экспортно-импортным разрешением надо было обращаться к определенному лицу в Джакарте. "Если представители власти получают статусную ренту от выдачи лицензий, разрешений или займов, то центральная власть не захочет децентрализации, которая создаст потенциальных конкурентов за эту ренту" (с. 104). Другая причина - политические меры, которые благоприятствуют централизованному развитию крупных городов за счет сельских районов (пример - Китай).

Чрезмерная концентрация значительно снижает темпы экономического роста (особенно в PC с недостаточными инвестициями в физическую инфраструктуру и человеческое развитие), поскольку стоимость труда, земли и инфрастуктуры увеличивается с масштабами мегаполиса (по сравнению с выгодами производства стандартизованных продуктов в малых городах), затрудняя привлечение иностранных инвестиций и конкуренцию на мировых рынках, чрезмерная концентрация ведет также к снижению качества жизни населения мегаполисов. Либерализация и децентрализация финансовых рынков и лицензирования может помочь PC избежать чрезмерной концентрации, так же, как общая политика экономической открытости. Промышленники не могут переместиться из крупного города (чаще порта) в сельские районы, пока они привязаны к национальным и международным рынкам хорошим транспортом и связью. Поэтому необходим повсеместный быстрый и дешевый транспорт и хорошая связь с районами. Например, с развитием платных дорог к западу и востоку от Джакарты доля занятости в формальном промышленном секторе самого города упала с 57% в 1986 году до 44% в 1991 году. Быстрая деконцентрация промышленности в Южной Корее была напрямую связана с тем, что объем инвестиций в телекоммуникации на душу населения от огромных региональных диспропорций в начале 70-х годов в начале 90-х годов приблизился к региональному равенству. Рост международной торговли также способствует снижению городской концентрации. Отмена протекционистских мер поощряет развитие районов. Перенос промышленного производства из Джакарты в районы частично подтолкнули иностранные производители: в 1989 году на фирмы с более чем 50% иностранного участия приходилось только около 9% промышленной занятости в средних и крупных предприятиях в двух городах-спутниках Джакарты, а в 1993 году - 27% в одном и 14% в другом (с. 107).

Роль правительственных структур и институтов в деконцентрации городского населения может быть ключевой. Так, выполнение крупным городом функций столицы увеличивает его масштабы более чем на 25%. Деконцентрации способствует местная налоговая автономия в обеспечении услуг, которые по природе локальны, для этого необходимо местное участие в политическом процессе по возможности без влияния центрального правительства и партийных функционеров из центра. Местная налоговая автономия более эффективна, во-первых, потому, что вкусы и потребности в услугах каждой местности различны: во-вторых, унитарные государства могут благоприятствовать столицам, отдавая им предпочтение в размещении инвестиций в инфраструктуру и развитие рынков. Этот фаворитизм притягивает иммигрантов и способствует концентрации, а децентрализация дает возможность районным городам и местным властям свободно конкурировать за промышленность и резидентов со столицей.

Ключевой элемент децентрализации - источники доходов, обеспечивающих автономию местных властей. Бомбей и Карачи свидетельствуют, что крупные города могут жить почти полностью за счет местных доходов, хотя удовлетворительные уровни долгосрочных (многопоколенных) инвестиций приходится финансировать за счет облигаций. Это требует развитого рынка капитала, мониторинга платежеспособности местного правительства, хороших коммуникаций и информации. Индия размещает фонды национального плана в штатах и затем в районах в соотношении 30% грант и 70% заем, займы чаще всего прощаются; выделяемые средства неадекватны местным потребностям ни по уровню, ни по составу. В неадекватном финансировании районов в Индии, как и в Пакистане, повинны власти, контролирующие финансирование. В Индонезии также есть фонды национального развития, к которым могут обращаться за займами регионы; предполагается, что новые займы должны выдаваться за счет возвращенных, но здесь, как и в Индии, займы чаще не выплачиваются.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most