Rambler's Top100

№ 137 - 138
1 - 14 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Трудовая эмиграция российских ученых

Госкомстат информирует о поездках российских ученых за рубеж

Интенсивность научных контактов вроде бы невелика…

Надолго выезжают те, кто заключили самостоятельный контракт

У поездок выраженная западная ориентация

Многие региональные университеты практически не имеют зарубежных контактов

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Борис Кустодиев. П.Л. Капица и Н.Н. Семенов. Boris Kustodiev. P. Kapitsa and N. Semionov (1921) Трудовая эмиграция российских ученых

Над темой номера работала
Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Интенсивность научных контактов вроде бы невелика…

В 2002 году по официальным каналам выезжали на работу за рубеж 2922 российских исследователя из 324 организаций, что составляет всего 0,7% по отношению к общей численности исследователей и 0,8% от количества организаций соответствующего профиля. Такие контакты при всем желании не назовешь интенсивными. Это заставляет усомниться, так ли уж велика утечка умов из российской науки, как о ней говорят. Ведь именно продолжительные поездки чаще всего являются прологом к эмиграции, а их, как видим, совсем немного.

Правда, если отнести выезжающих к общей численности исследователей, работающих только в тех организациях, которые попали в число счастливчиков, их доля заметно повысится - до 5%. Это уже немало, учитывая длительность отсутствия выехавших на основной работе. Кроме того, вероятно, что более интенсивным долгосрочным контактам сопутствуют и частые кратковременные выезды.

Сопоставив интенсивность контактов в активных организациях (5%) со средней (0,7%), можно сделать вывод, что исследовательские организации России резко делятся на две неравнозначные группы - очень небольшую группу, поддерживающую довольно интенсивные контакты с заграницей, с одной стороны, и подавляющее большинство организаций, вовсе не имеющих постоянных контактов, с другой.

Больше других имеют шанс выехать на работу за рубеж доктора и кандидаты наук, составившие соответственно 18% (527 человек) и 55,8% (1631 человек), а вместе почти три четверти всех выехавших. По отношению же к общей численности остепененных ученых в стране это все равно единичные выезды (2,5% докторов и 2% кандидатов).

Зарубежные контакты российских ученых трудно назвать партнерскими. Сведения о финансировании поездок в рассматриваемых справочниках отсутствуют. Однако, не рискуя сильно ошибиться, можно предположить, что выезды, совершаемые по приглашению иностранной стороны, ею же и оплачиваются. А это едва ли не половина выездов (45,9%). К этому можно прибавить 15,7% поездок "по контракту, заключенному самостоятельно". Вместе получится более 60% выездов, оплаченных принимающей стороной.

Российская сторона, вероятно, финансировала (полностью или частично) одну из трех поездок. Такое предположение можно сделать относительно поездок в командировку по направлению своих организаций (26% выездов) и выездов по официальным российским контрактам (5,8%).

Неприятно поражает мизерное число выехавших "по обмену" - 75 человек (2,6%). Что сдерживает этот вид сотрудничества? Нежелание тех, с кем бы мы хотели "обмениваться"? Или наша неготовность к такому партнерству? Или опять-таки наша пассивность и недооценка своих возможностей?

Почти две трети выехавших ученых работали в государственных организациях (1903 человека). Остальные распределились поровну между предпринимательским сектором и сектором высшего образования. В перечень попала лишь одна частная некоммерческая организация - закономерное следствие того, что в статистику не включены малые предприятия. В государственном секторе ведущая роль принадлежит Российской Академии наук (1768 человек или 93%).

Больше всего востребованы за границей физики, затем биологи. Каждый третий выехавший - физик, почти каждый четвертый - биолог, десятый - математик. У ученых этого профиля контакты с заграницей гораздо интенсивнее, чем у других. Приводятся сведения, что в Институте теоретической физики постоянно присутствует лишь треть сотрудников, а все ведущие специалисты большую часть времени работают за рубежом; половина (из 300) ведущих математиков Москвы - за границей10. Всего на естественные науки пришлось 77% выехавших. Ученым другого профиля получить выездную работу много труднее, особенно специалистам в области медицины и сельского хозяйства, не легче и гуманитариям (рис. 1).

* в т.ч. химия (6,1%), науки о Земле (5,2%)
** в т.ч. медицинские (3,6%) и сельскохозяйственные (0,6%) науки

Рисунок 1. Распределение исследователей, работавших за рубежом, по областям науки, %

Подавляющее большинство естественников работали в РАН - от 63% (физики) до 81% (биологи). Специалисты в области технических наук в основном заняты в предпринимательском секторе, а в РАН работал только один из четырех. Крайне ограниченно сотрудничество РАН и в части общественных и гуманитарных наук. На всю эту ветвь знаний пришлось только 52 выехавших на работу за рубеж сотрудника РАН, или 2,9% общего числа выехавших из РАН. Большинство выезжавших гуманитариев (70%) работали в университетах.
Из России на исследовательскую работу за рубеж выезжают преимущественно мужчины. Женщинам пробиться трудно, их среди выехавших лишь четверть. В молодых возрастах (до 40 лет) женщин больше, но тоже мало - 29,5% (табл. 1). Чем старше выехавшие, тем меньше в их числе женщин. Особенно мало женщин (15%) среди выехавших из предпринимательского сектора.

Таблица 1. Распределение исследователей, выехавших за рубеж, по возрасту и полу, %

Возраст, лет

Всего

Мужчины

Женщины

до 29

13,1

12,3

15,7

30-39

27,3

25,5

32,7

40-49

31,6

31,3

32,3

50-59

20,7

22,2

16,1

60-69

6,4

7,6

2,9

70 и старше

0,9

1,1

0,3

Итого

100

100

100

Рисунок 2. Доля женщин среди исследователей, выехавших за рубеж, по возрастным группам, в %

Самая большая группа ученых выезжала с целью совместных исследований. Их 40,1%. Лишь немного уступает им в численности группа тех, кто устроился на работу в зарубежной организации и, надо полагать, ведет исследования по ее плану. Это каждый третий (32,3%). С целью чтения лекций и проведения консультаций выехало только 6,4% ученых. Как видим, это очень редкий для наших ученых зарубежный вид деятельности, и именно это является ярким свидетельством слабой включенности российской науки в международный рынок научного труда. Довольно весомая часть (11,9%) указали в качестве цели поездок "работу по контракту", но на учебу и стажировку исследователи выезжают нечасто (6,4%).


10 - С. Егерев./Московские новости. 46/1998

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most