Rambler's Top100

№ 135 - 136
17 - 30 ноября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Газета.Ru", "Московская правда" и "Столичная вечерняя газета" о насильственной смертности в России
"RBC daily" о половых диспропорциях и мужской сверхсмертности в России
"Известия" о развитии человеческого потенциала и проблемах высокой смертности в России
"Родная газета" о СПИДе в России

"Санкт-Петербургские ведомости" о демографической ситуации в России
"Казахстанская правда" об этнических и демографических проблемах в Казахстане
"Молодежь Эстонии" о демографических проблемах Эстонии и мира
"Газета.Ru" и "Mednovosti.Ru" о запрете абортов на поздних сроках в США
"Трибуна" о половых диспропорциях в Китае
"Daily Telegraph" о выборе пола будущего ребенка в Великобритании
"Вести - неделя плюс (Таллин)" о "родительской компенсации в Эстонии

"Российские вести" и "Зеркало недели" о нерегистрируемых браках
"Российская газета" об изменениях в Законе о гражданстве
"Газета" о предлагаемых репрессиях за избирательную неактивность
"Труд" о столичных властях и нелегалах
"Газета" о сокращении легальной трудовой иммиграции
"Казахстанская правда" о миграционных картах в Казахстане
"Казахстанская правда" о нелегальной миграции в Казахстане
"Новые Известия" о демографической и миграционной ситуации на Дальнем Востоке
"Эхо (Баку)" о русском языке в Азербайджане
"Газета.Ru", "RBC daily" и "Известия" о среднем классе в России
"RBC daily" о доступности жилья в России
"Время новостей" о новых и старых паспортах
"Итоги" о пользе и вреде генетических паспортов
"Зеркало недели" о вреде курения
"RBC daily" о росте экспорта наркотиков из постталибского Афганистана
"La Stampa" о глобальных изменениях цвета волос землян

… о пользе и вреде генетических паспортов

Гены как улика

Расшифровка генома человека стала одной из крупнейших научных сенсаций последних лет. Довольно скоро выяснилось, что это открытие может получить самое широкое применение. Американская корпорация Celera уже готова всего за неделю и за 500 тысяч долларов расшифровать последовательность генов любого человека и составить его биологический паспорт. Правда, до сих пор неизвестно, нашелся ли энтузиаст, готовый отвалить за подобную роскошь кругленькую сумму. Тем не менее красивая идея генетического паспорта не осталась пылиться в долгом ящике. Ученые обещают, что собранная в специальных банках генетическая информация поможет предсказывать людям всевозможные болезни и находить способы их лечения, изобретать лекарства индивидуального действия, определять личности преступников и опознавать погибших. Россия тоже движется в этом направлении. Сегодня в нашей стране уже существуют обширные базы уникальной генетической информации, а в Министерстве внутренних дел РФ сейчас готовится проект закона о генетическом паспорте для идентификации личности. Однако научное открытие, сделанное во благо человечества, можно использовать и во зло. Существуют определенные опасения и в отношении генетической паспортизации. Чем же рискует человечество, ввязавшись в историю с генетической паспортизацией, какие выгоды она сулит?
Что такое генетический паспорт? Никто из биологов не предлагает сегодня по примеру Celera всякий раз полностью расшифровывать последовательность генов конкретного человека. Это дорого и практически бессмысленно. В зависимости от цели исследования в молекуле ДНК могут быть выбраны отдельные участки, передающие необходимую информацию. Предположим, что генетический паспорт создается для того, чтобы опознать человека. Хромосомный портрет личности можно составить, взяв у испытуемого кровь из пальца и изучив несколько небольших отрезков хромосомной спирали. Их сочетание индивидуально. Именно такую процедуру предусматривает разрабатываемый в недрах МВД проект закона о генетическом паспорте для идентификации личности преступников, военных, разведчиков, резидентов и даже президентов (для того чтобы "оригинал" никто и никогда не мог заменить двойником). Подобные генетические паспорта уже существуют во многих странах мира. Банки ДНК военнослужащих в США и европейских странах создавались еще в начале 90-х годов. Если бы подобные хранилища генетической информации в свое время появились у нас в стране, не было бы неопознанных трупов в Чечне. В последнее время в Европе стали создавать и банки ДНК преступников. "Конечно, образцы ДНК не стоит брать у мелких воришек или подростков, укравших пепси-колу из ларька. Ведь анализ довольно дорогой и может стоить сегодня около 100 долларов. Однако есть категории преступников, по отношению к которым такие меры имеют большой превентивный эффект, - говорит один из разработчиков закона, начальник отдела молекулярно-генетических научных исследований Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава России Павел Иванов. - В Великобритании, например, все насильники обязательно сдают кровь в банк ДНК". Российские разработчики закона считают, что ввести подобную паспортизацию будет не так уж трудно: лаборатории, занимающиеся генетической идентификацией личности, есть практически во всех регионах России. Проблема заключается лишь в том, чтобы отработать стандартные протоколы ДНК-диагностики, ведь данные из Хабаровска придется сверять с результатами анализов из Москвы, и здесь не должно быть ни малейшего расхождения в методиках.
Что такое хорошо
Генетический паспорт, о котором мечтает МВД, задуман так, что не дает никакой другой информации, кроме той, что помогает идентифицировать личность. Однако некоторые генетики считают, что содержание паспорта полезно было бы расширить. Например, заложить в него сведения о возможности развития у человека некоторых заболеваний. В мире сейчас известно около 5000 заболеваний, являющихся результатом мутаций генов. "Однако распространенных, встречающихся с частотой четыре-пять раз на десять тысяч человек, гораздо меньше", - рассказывает заведующий научно-консультационным отделом Медико-генетического научного центра РАМН Александр Петрин. Ученые сегодня способны обнаружить у человека риск развития и более частых недугов, например ишемической болезни сердца или наследственного алкоголизма. Специалисты считают, что сделать подобный анализ ДНК - вполне осуществимая задача. "Для этого достаточно проверить двадцать наиболее информативных точек ДНК, ведь вариант одного гена может принимать участие в развитии от одного до ста заболеваний", - говорит руководитель лаборатории ДНК-диагностики Медико-генетического научного центра РАМН Александр Поляков.
Ученые предполагают, что генетическая паспортизация помогла бы решить и проблемы здоровья целых народов. Для медиков не секрет, что некоторые наследственные болезни встречаются у отдельных национальностей и групп, живущих изолированно, гораздо чаще, чем в среднем в мире. Например, в 1944 году выяснилось, что на Кипре часто встречается талассемия - тяжелое наследственное заболевание крови, связанное с нарушениями в синтезе гемоглобина. Ситуация все время ухудшалась - к 1970 году врачи подсчитали, что, если не принять радикальных мер по контролю за заболеванием, через 40 лет почти 40 процентов киприотов должны будут стать донорами крови для больных, а бюджет острова рухнет под тяжестью трат на лечение. "Кипрские власти были вынуждены пойти на жесткие меры, - рассказывает специалист по вопросам биоэтики, ученый секретарь Медико-генетического научного центра РАМН Вера Ижевская. - Были обследованы семьи, несущие "плохие" гены. Сейчас по ним существует полная база данных, и все они охвачены дородовой диагностикой, а молодым людям, если жених и невеста одновременно имеют опасные мутации в генах, даже запрещено вступать в брак. Конечно, это нарушение прав человека, и часть киприотов выступает против подобных запретов. Но такова цена за почти двадцатикратное уменьшение количества случаев талассемии на Кипре". Регистр наследственных генетических заболеваний создается и у нас в стране сотрудниками Медико-генетического научного центра РАМН в Москве и НИИ медицинской генетики в Томске. "На сегодняшний день нам удалось обследовать два миллиона человек в десяти регионах России, - рассказывает автор применяемой в эксперименте комплексной методики обследования населения заместитель директора по научной работе Медико-генетического научного центра РАМН Евгений Гинтер. - Выяснилось, что в отдельных местностях нашей страны отягощенность населения наследственными заболеваниями в два раза выше, чем в среднем по России. Это требует определенных медицинских мер".
Что такое плохо
Прежде всего надо сказать, что далеко не всегда имеет смысл "читать" в генах свои будущие болезни. Ведь вероятность появления тяжелых наследственных заболеваний на пустом месте, без других случаев в семье, ничтожно мала. Когда генетики исследовали историю гемофилии царевича Алексея, сына Николая II, то выяснилось, что наследственная несвертываемость крови, от которой страдают мальчики, но которая передается по женской линии, не наблюдалась в семьях его матери, бабушки, прабабушки. На этом основании исследователи сделали вывод, что произошла редчайшая мутация. Поскольку простому человеку обычно не приходится рассчитывать на такие чудеса, генетический анализ расскажет ему о вероятности тяжелых наследственных заболеваний, о которых он и сам знает из семейных преданий. А значит, немалые деньги, заплаченные за исследование, будут потрачены зря. "Конечно, никто не говорит, что этот анализ бесполезен сам по себе, - рассуждает Александр Петрин. - Через нашу медико-генетическую консультацию ежегодно проходят 5-6 тысяч человек, которым он просто необходим. Но в основном это те, кто уже имеет в семье наследственную болезнь, и кто хотел бы проверить, не является ли он носителем "опасного" гена. Другим такое тестирование просто не нужно".
Однако полбеды, если анализ просто бесполезен. Проблема состоит и в том, что даже наличие гена, определяющего предрасположенность к болезням, часто не делает их наступление неизбежным, но информация о присутствии такого гена может негативно воздействовать на человека. "Предсказания болезней, которые могут случиться, а могут и нет, вовсе не безобидны, - говорит Вера Ижевская. - Например, когда были открыты гены BRCA1 и BRCA2, отвечающие за часть случаев рака молочной железы, в США многие женщины проходили тестирование на наличие мутаций в этих генах. Риск развития болезни составляет в таких случаях от 45 до 85 процентов. Американцы не очень любят об этом говорить, но тогда среди тех, у кого нашли "плохие" гены, прокатилась волна канцерофобии. Здоровые женщины шли на операцию по удалению молочных желез".
Еще одна неприятная проблема, с которой могут столкнуться носители дефектных генов, - это утечка информации об их "генетическом диагнозе". "Особенно это опасно для России, - считает Вера Ижевская. - У нас ведь специфическое отношение к инвалидам и людям, страдающим тяжелыми заболеваниями. Представьте себе положение женщины, начальство которой прознало о том, что у нее есть ген BRCA2. Она может и не заболеть, но работодатель, возможно, предпочтет другую сотрудницу".
Известно, что многие страховые медицинские компании мира уже смотрят с надеждой на генетические паспорта. Введение подобных проверок позволило бы страховщикам значительно уменьшить собственные риски. Очевидно, человеку, имеющему "плохие" гены, придется платить больший страховой взнос, чем имеющему "чистый" анализ. А поскольку большинство людей, сами того не подозревая, носят в себе по нескольку генов, увеличивающих риск развития тех или иных заболеваний, плохо стало бы многим. Для России эта проблема пока не кажется значимой, поскольку система страхования как таковая не действует, зато в США, где добровольные страховки имеют все работающие, уже введен семилетний мораторий на использование генетического тестирования страховщиками. Впрочем, в научно-консультационном отделе Медико-генетического научного центра РАМН хранится информация почти о ста тысячах пациентов из семей, страдающих наследственными недугами, да и банк образцов ДНК представлен здесь десятками тысяч образцов. Не исключено, что этот "компромат" когда-нибудь может стать лакомым кусочком для страховщиков и работодателей. "Именно против подобных злоупотреблений направлены международные декларации, - говорит Вера Ижевская. - Они предусматривают, что информация, хранящаяся в генах человека, должна быть строго конфиденциальной и никогда не может использоваться ему во вред. А главное в том, что только он сам, взвесив все возможные риски и неудобства, должен решать, пользоваться ею или нет. Хотя это в принципе противоречит самой идее медицинской генетической паспортизации".
Международная декларация о генетических данных человека, о которой говорит Вера Ижевская, была принята на недавно завершившейся в Париже 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В ней отмечается, что процесс сбора информации о генах населения Земли необходимо подвергнуть строгому этическому контролю, чтобы избежать злоупотреблений. А генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, выступая на сессии, объяснил неотложность предлагаемых мер: "Я еще и еще раз настаиваю на срочности принятия декларации, ибо каждый день проводятся новые эксперименты и выдвигаются новые инициативы, многие из которых могут иметь необратимые последствия".

Алла АСТАХОВА. "Итоги", 11 ноября 2003 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most