Rambler's Top100

№ 135 - 136
17 - 30 ноября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Газета.Ru", "Московская правда" и "Столичная вечерняя газета" о насильственной смертности в России
"RBC daily" о половых диспропорциях и мужской сверхсмертности в России
"Известия" о развитии человеческого потенциала и проблемах высокой смертности в России
"Родная газета" о СПИДе в России

"Санкт-Петербургские ведомости" о демографической ситуации в России
"Казахстанская правда" об этнических и демографических проблемах в Казахстане
"Молодежь Эстонии" о демографических проблемах Эстонии и мира
"Газета.Ru" и "Mednovosti.Ru" о запрете абортов на поздних сроках в США
"Трибуна" о половых диспропорциях в Китае
"Daily Telegraph" о выборе пола будущего ребенка в Великобритании
"Вести - неделя плюс (Таллин)" о "родительской компенсации в Эстонии

"Российские вести" и "Зеркало недели" о нерегистрируемых браках
"Российская газета" об изменениях в Законе о гражданстве
"Газета" о предлагаемых репрессиях за избирательную неактивность
"Труд" о столичных властях и нелегалах
"Газета" о сокращении легальной трудовой иммиграции
"Казахстанская правда" о миграционных картах в Казахстане
"Казахстанская правда" о нелегальной миграции в Казахстане
"Новые Известия" о демографической и миграционной ситуации на Дальнем Востоке
"Эхо (Баку)" о русском языке в Азербайджане
"Газета.Ru", "RBC daily" и "Известия" о среднем классе в России
"RBC daily" о доступности жилья в России
"Время новостей" о новых и старых паспортах
"Итоги" о пользе и вреде генетических паспортов
"Зеркало недели" о вреде курения
"RBC daily" о росте экспорта наркотиков из постталибского Афганистана
"La Stampa" о глобальных изменениях цвета волос землян

… о нелегальной миграции в Казахстане

"Проходные дворы" и "разводные мосты"

Перемещение людей в системе географических координат - вполне естественный процесс, в результате которого за долгие столетия и сформировались многие современные государства. Но если раньше это называлось Великим переселением народов, то сейчас именуется нелегальной миграцией, причины которой разнообразны, как, впрочем, и последствия.
Претендуя на статус евразийского государства, некоего моста между Востоком и Западом, Казахстану неизбежно придется сталкиваться с издержками своего транзитного положения. При этом следует признать, что при всем желании республика самостоятельно не в состоянии эффективно контролировать огромную протяженность своих границ. Кроме этого, довольно интересным будет понаблюдать за тем, как попытка взять под контроль потоки незаконной миграции будет сочетаться с желанием Казахстана и его партнеров по ЕврАзЭС, ЕЭП и ШОС создать зону свободной торговли, которая предполагает значительную открытость границ для перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.
Было бы наивным полагать, что проблемы незаконной миграции можно решить одним только ужесточением миграционного законодательства. В свое время со схожими проблемами столкнулись и США, где ни закон об иммиграции и натурализации, принятый в 1986 году, ни патрульные службы вдоль мексиканской границы не сократили поток мигрантов, который достигал почти миллиона человек в год. Теракты 11 сентября 2001 года заставили Соединенные Штаты еще больше ужесточить свое миграционное законодательство. Но, как считают американские политологи, это мало повлияет на темпы незаконной миграции. Миграция потому и называется нелегальной, что может существовать в условиях любой степени жесткости миграционного контроля. С точки зрения психологии, для многих мигрантов это делает запретный плод еще более сладким. А с позиций криминального бизнеса нелегальная миграция в таких условиях является доходной его сферой.
Согласно одной из методик оценки численности незаконных мигрантов в республике, меры принудительного выдворения затрагивают только один процент незаконно находящихся в стране иностранных граждан. Если учесть риск возможного наличия коррумпированных элементов в тех государственных структурах, на которые возлагается миграционный контроль, то любая стена априори превращается в решето. Печальные инциденты с появлением больших групп "гостей" из экзотических стран на казахстанско-российской границе являются лишь наглядным тому подтверждением.
Вся проблема заключается в том, что аналогичная ситуация наблюдается практически во всех центральноазиатских государствах, может быть, за исключением Узбекистана и Туркменистана, что делает весь регион настоящим "проходным двором". Существование безвизового режима между Кыргызстаном и Китаем, с одной стороны, и Казахстаном и Кыргызстаном, с другой, приводит к наплыву в нашу страну китайских нелегальных мигрантов.
Нелегальная миграция приносит казахстанцам такие неприятные "плоды", как контрабанда наркотиков, оружия, экстремистских идей, женский трафик и многое другое. Конечно, мигрант мигранту рознь. Красить всех одной краской, видя в каждом нелегале потенциальную угрозу, чревато появлением ксенофобии и шовинизма, который уже наблюдается в той же Европе, порождая очаги серьезных конфликтов. Кстати, в ближайшее время Казахстан может оказаться в ситуации, свойственной многим европейским государствам, превратившись из "транзитного коридора" в конечную цель путешествия мигрантов.
Причина проста. Наша страна становится все более привлекательной в глазах мигрантов в силу достаточно высокого уровня экономики и спокойной политической обстановки. Если к этому прибавить неблагоприятную демографическую ситуацию и дефицит трудовых ресурсов, то получим классические условия для превращения государства в зону притягательности для потенциальных мигрантов. К чему это приведет, пока неясно. Хотя о многом можно судить по тем сложным проблемам психологической, культурной, политической, экономической адаптации в Казахстане тех же оралманов из Монголии, которые столкнулись с не всегда доброжелательным отношением местного населения сельских районов республики. Если такое поведение проявляется к легально приезжающим этническим казахам, то что говорить об иностранных нелегальных мигрантах, к примеру, тех же китайцах?
Конечно, Казахстан уже предпринимает определенные меры для нейтрализации негативных последствий нелегальной миграции. Республика присоединилась к Гаагской конвенции о беженцах, соответствующие службы осуществляют активное сотрудничество с другими странами в сфере миграционного контроля и изучения зарубежного опыта, заключают соглашения, регулирующие порядок въезда, пребывания и выезда граждан. Введены карточки миграционного контроля, осуществляется компьютерный мониторинг миграционных потоков. Но жизнь показывает, что этих мер явно недостаточно.
В конечном счете, главной задачей Казахстана является нахождение баланса между экономической и политической открытостью и эффективным контролем миграционных движений, ибо, как в свое время шутил Станислав Ежи Лец, наводить мосты между людьми следует всегда, но при этом неплохо бы, чтобы эти мосты были разводными.

Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков "Проходные дворы" и "разводные мосты".
"Казахстанская правда", 12 ноября 2003 года

Навести порядок с квотами и визами

Каковы масштабы нелегальной миграции? На этот и другие вопросы мы попросили ответить заместителя начальника департамента миграционной полиции МВД РК Умирбая МУСАЕВА.
- Вопросы миграции сегодня волнуют весь мир. Чтобы расставить все точки над "i", прежде всего необходимо дать точное определение понятиям "незаконная миграция" и "нелегальная миграция". Мы привыкли использовать их как синонимы.
В первом случае имеются в виду мигранты, въезжающие на территорию Казахстана незаконным путем. Чаще всего в эту категорию попадают граждане стран, с которыми у нас налажен визовый режим, и приехавшие к нам, не оформив соответствующую визу.
Другую сторону представляют в основном граждане государств СНГ, с которыми у нас, как известно, безвизовый режим. Если они въезжают и живут у нас, не регистрируясь, значит, они переходят на нелегальное положение.
В третью подгруппу попадают жители стран дальнего зарубежья, едущие в третьи страны через нашу республику. По закону они должны получить транзитную визу, без которой они также автоматически зачисляются в разряд незаконных мигрантов.
В данном случае, когда речь идет о масштабах нелегальной миграции, скорее всего, подразумеваются наши соседи по СНГ, приезжающие на заработки. Ситуацию усугубляет отсутствие конкретного нормативного акта, способного регулировать вопросы, возникающие в сфере трудовой миграции. Это прерогатива Минтруда. По существующим правилам, ввоз иностранных граждан, приезжающих на работу в инофирмы, осуществляется по ежегодной квоте, устанавливаемой Правительством. То есть ввозятся те специалисты, которые отсутствуют на нашем рынке труда.
- Чем объяснить разногласия между нормами постановления "О некоторых мерах по усилению миграционного контроля" и требованиями, которые должны соблюдаться при получении миграционных карточек? Согласно пункту 13 вышеназванного правительственного документа, иностранные граждане, временно пребывающие в РК, обязаны зарегистрироваться в течение пяти календарных дней по месту своего постоянного или временного проживания. А в миграционных карточках предписывается иное: иностранцы должны обязательно регистрироваться в органах внутренних дел в течение пяти суток со дня прибытия...
- Здесь нет никаких противоречий. Принятое в этом году постановление Правительства под номером 241, которое вы и имеете в виду, усилило контроль за въездом и выездом граждан на казахстанскую территорию. Согласно ему, миграционная карточка выдается только гражданам из безвизовых стран. Гость нашей страны должен заполнить ее на контрольно-пропускном пункте и только после этого в течение пяти суток после пересечения границы обязан встать на учет. Карточка представляет собой документ, состоящий из двух сложенных листов. Иностранец при въезде в нашу страну оставляет одну часть на КПП, а вторую сдает, когда выезжает. Нелегалом поневоле он не может стать, потому что мы смотрим, когда он пересек границу.
В том же постановлении пункт 15 гласит, что регистрация граждан, прибывших в РК из стран, с которыми у Казахстана имеются международные договоры о безвизовом порядке въезда и пребывания, производится на срок, не превышающий девяносто суток, и в дальнейшем может быть продлена на столько же.
Что касается регистрации иностранных граждан, в отношении которых имеется оформленное в установленном законом порядке разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, то она оформляется на срок действия данного разрешения. То есть если у него на руках имеется годичная лицензия, то и мы его регистрируем на один год.
- В Южно-Казахстанской области, например, по сведениям нашего собкора, личный состав миграционной полиции состоит из трех человек. Может весь сыр-бор из-за нехватки кадров?
- Кадров хватает. В прошлом году за счет собственных резервов во всех областях были введены строевые подразделения по борьбе с незаконной миграцией. Вместо упраздненных постов "Рубеж" сейчас действуют мобильные группы, проверяющие ситуацию по основным автомобильным и железнодорожным магистралям. То есть внедряются новые формы контроля.
Проблема в том, что, на мой взгляд, у нас нет единого государственного органа, который бы координировал всю миграционную политику. Получается так, что разрешение на работу дает Минтруда, а контроль за соблюдением правил пребывания осуществляется нами, и регистрируем иностранцев мы. Квотами иммиграции на оралманов занимается Агентство по миграции и демографии, а вопросами гражданства - МВД. Даже в Кодексе "Об административных правонарушениях" статьи, касающиеся миграции, исполняются разными госорганами.
К примеру, за статью 394 "Нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания в РК" ответственность несет МВД, за статью 395 "Нарушение должностным лицом гражданином РК, иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания иностранцев в РК" - Минтруда, а за 397-ю "Нарушение иммиграционных правил" - уже Агентство по миграции и демографии. Когда нет согласованных действий, то и порядок требовать сложно.
Каждое из ведомств принимает меры для улучшения ситуации самостоятельно. Так, нами были инициированы и приняты поправки в УК, направленные на эффективную борьбу с незаконной миграцией. Результаты не заставили ждать себя долго. За этот год мы возбудили 64 уголовных дела по факту незаконной миграции. За девять месяцев этого года прибыло и зарегистрировано в органах внутренних дел 642 тысячи 756 иностранцев. В том числе из дальнего зарубежья - 104 тысячи 454, остальные - из стран СНГ. За нарушение правил пребывания в административном порядке наказано 23 тысячи 750 иностранцев, выдворено из страны почти семнадцать тысяч иностранцев. Миграционный контроль необходим. Мы ведь выявляем не только незаконных мигрантов, но также неплательщиков алиментов, должников и преступников, находящихся в розыске. Так, в этом году родителей, увиливающих от ответственности, оказалось 1 621 человек, не желающих возвращать долги - 530, а преступников, на которых объявлен розыск, - 3 761 человек.

Жанна ОЙШЫБАЕВА. "Казахстанская правда", 12 ноября 2003 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most