Rambler's Top100

№ 129 - 130
6 - 19 октября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

Радио "Маяк" об итогах переписи
"Труд", "Газета" и "RBC daily" о демографической ситуации и демографической политике в России
"Известия" о визите в Москву исполнительного директора ЮНФПА
"МиК" о "сбережении народа" в России
"Независимая газета", "Известия" и "RBC daily" о поправках к закону "О гражданстве"
"Газета.Ru" о новых паспортах
"Время новостей" о миграционных картах
"RBC daily" о грядущей дезурбанизации
"Ведомости" об особенностях российского рынка труда
"Ведомости" о зарплатах
"Gazeta.kz" о планировании семьи среди вынужденных мигрантов в Казахстане
"Московский Комсомолец" и "Corriere della Sera"о новом законе о браке в Китае

"Газета" о госгранице и визовой политике
"Известия" о введении Польшей виз
"Независимая газета" о чеченских беженцах
"Tageszeitung" о беженцах в Германии
"Известия" об образовании в Китае
"Литературная газета" о будущем языков
"RBC daily" о русском языке с СНГ и Балтии
"Время Новостей" и "Газета.ru" об армянах
"Газета.ru" о поправках к закону о наркотиках
"Новая газета" о средствах борьбы с наркоманией
"Washington Profile" об алкоголизме в США и его последствиях
"Газета", "Время Новостей" и "Независимая газета" о Киотском протоколе и глобальных климатических изменениях
"Yomiuri" о новых репродукционных технологиях
"День" о клонировании глазами ЮНЕСКО
"RBC daily" об идеальном мужчине и семье глазами женщин

… о беженцах в Германии

Защита за высокими стенами

Сегодня беженцы являются в Германии элитой. Как это так?

Конечно, беженцы всегда более других нуждаются в защите, потому что они лишены корней, потому что они должны начинать все заново, потому что они не знают языка и страны и потому что, к сожалению, они часто сталкиваются с враждебным к себе отношением. Но беженцы, которые перебрались в Германию или другие западноевропейские государства, не относятся к беднейшим из бедных, а скорее, к сильным и пробивным. Лишь такие и могут позволить себе бежать на Запад.

Виновата, конечно, политика предоставления убежища в Германии, которая требует от беженцев сначала преодолеть стену, лишь потом им будет предоставлена защита. Раньше было достаточно попросить убежища на границе. Сегодня заворачивают всех, кто хочет добраться в Германию по суше. Ведь Германия окружена, условно говоря, "надежными третьими странами".

Итак, беженцам приходится въезжать в страну нелегально, скрывая свой маршрут, чтобы их нельзя было выслать. Так они на основании Женевской конвенции о беженцах добиваются хотя бы начала судебного разбирательства о признании их беженцами.

Путь в Германию становится все более трудным. Сегодня все границы на этом пути оборудованы как следует - под нажимом Запада и на европейские деньги. Надежное обеспечение безопасности границ считается тестом на европейскую зрелость. Раньше беженцы, если у них были деньги, могли сесть на самолет и улететь в Германию. Сегодня практически для всех обязательны визы, и авиакомпании подвергаются штрафам, если они за этим строго не следят.

Сегодня бегство - дорогостоящее мероприятие, которое невозможно без нелегальных помощников, так называемых торговцев живым товаром. Тот, кто хочет перебраться в Германию, должен выложить за это несколько тысяч евро. Часто семьи складываются, чтобы хотя бы один человек из семьи попал на Запад, в надежде на последующее воссоединение.
Тот, кто ищет убежище в Западной Европе, ищет не только защиту, он не в последнюю очередь стремится попасть именно в Западную Европу. Защиту от непосредственной угрозы, как правило, можно обеспечить себе гораздо проще. Бегство, напротив, крайне рискованное предприятие. Беженцы задыхаются в грузовиках, переворачиваются на своих суденышках, замерзают в воде. Никто не знает, сколько человек погибает на пути в Западную Европу.

Соответственно, в Западную Европу попадают, прежде всего, молодые, пробивные и сильные во всех отношениях беженцы. И это, прежде всего, мужчины. Тогда как женщины и дети во всем мире составляют около трех четвертей всех беженцев, их соотношение в Западной Европе прямо противоположное.

Здесь совмещены два стремления - к эмиграции и поиску защиты, что отнюдь не означает, что защита - это второстепенный фактор. Кстати, количество удовлетворенных исков о предоставлении убежища гораздо выше, чем считают некоторые германские политики. Ежегодно убежище в ФРГ получают от 10 до 25% заявителей.

При этом конкретная практика во многом представляется неудовлетворительной. Германия - одно из немногих государств, которые в качестве причины для преследования не признают угроз, исходящих не от других государств, а, например, от исламских террористов.

Комиссар ООН по делам беженцев регулярно подвергает это обстоятельство критике. Наивное отношение к альтернативным возможностям обеспечения защиты потенциальных беженцев в собственных странах, например, в Ираке или России, тоже часто приводит к отказу от предоставления убежища.

Тем не менее, к счастью, депортация навстречу пыткам и смерти является редчайшим исключением. Если один инструмент защиты оказывается несостоятельным, то в большинстве случаев находятся другие пути.

Так, согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в последние годы не был выслан ни один беженец, который ссылался на преследование, исходящее не от государства, - вопреки ограничительной позиции немецких судов.

В большинстве случаев речь идет о том, что беженцы получают более низкий статус, чем тот, на который они могли бы претендовать, например, ожидание вместо вида на жительство. А от этого зависит возможность получения работы, воссоединения с семьей или получения помощи при интеграции.

Если до четверти заявителей признаются нуждающимися в защите, это одновременно означает, что более трех четвертей должны покинуть страну после вынесения решения суда. Однако добровольный возврат на родину встречается редко, слишком много денег было затрачено, чтобы оттуда выбраться. Поэтому многие уходят на дно и живут в Германии нелегально. Другие пребывают в подвешенном состоянии, поскольку их высылка невозможна по техническим причинам (например, отсутствие воздушного сообщения) или поскольку их отказываются принимать на родине. Тот, кто уничтожает свои документы или скрывает свое истинное гражданство, создает властям дополнительные сложности.

Многие из тех, кто оказывает помощь беженцам, продолжают считать лиц, которым отказано в предоставлении убежища, нуждающимися в защите. С одной стороны, они не доверяют суду, с другой - рассматривают отсутствие перспектив для беженцев на их родине, в частности, как выражение западной политики глобализации и военной политики.

Бывшее колониальное прошлое Запада тоже требует, по их мнению, постоянной ответственности. Тот, кто ищет причины, почему мигранты являются жертвами, в итоге их находит. Радикально-либеральная позиция, которая предоставляет право каждому искать счастья там, где ему заблагорассудится, встречается гораздо реже.

В случае если беженцам угрожает высылка, им легче апеллировать не к обстоятельствам, вынудившим их покинуть родину, а к успешной социальной интеграции, например, наличию работы или к тому, что у них здесь выросли дети. Соответственно те, кому после отказа в предоставлении убежища удается надолго остаться и хорошо устроиться в Германии, имеют в будущем лучшие шансы на политическую поддержку и право на проживание в ФРГ.

Британское правительство в начале года подвергло резкой критике ситуацию с беженцами в Европе. Большая часть денег, выделяемая ЕС на защиту беженцев, так и не достигает адресатов. Исходя из этого, Тони Блэр предложил, чтобы все прибывающие в Европу в поисках убежища сразу направлялись в "зоны защиты", создаваемые в странах третьего мира.
Это оказало бы отрезвляющее воздействие на нелегальных иммигрантов и могло бы сэкономить средства, выделяемые на поддержку беженцев. Те, кто получит статус беженца, должны будут либо оставаться в этих "зонах защиты", либо приниматься государствами ЕС.

Это предложение с полным основанием было отклонено как Германией, так другими странами. Для начала неясно хотя бы то, как где-нибудь в отсталой стране будут действовать правовые нормы в отношении беженцев. Также готовность европейских стран принимать на своей территории беженцев, получивших этот статус, весьма незначительна. К тому же непонятно, почему богатейшая часть мира должна пользоваться лишь маргинальными методами в разрешении кризисов с беженцами.

Некоторые считают, что вместо того, чтобы продолжать надстраивать и без того высокие стены, окружающие Европу, их можно было бы сделать пониже. Можно было бы, говорят они, отменить требование об обязательном наличии виз, следует отменить депортацию на границе. Там, где переворачиваются и тонут лодки, должны ходить европейские паромы, чтобы тем самым дать шанс попасть в Европу беднейшим из бедных, им можно было бы выделять кредиты хотя бы на покрытие дорожных расходов.

Такая политика приведет к существенному росту числа настоящих и мнимых беженцев в Европе. Тем самым возрастут расходы по приему беженцев, на социальную помощь, это так же скажется на положении на рынке труда.

Организации, осуществляющие опеку над беженцами, хотят ликвидировать барьеры, но не желают обсуждать последствия такого шага. В конце концов, сегодня практически никто не выступает за политику открытых границ. Эти организации заботятся о тех, кто попал в Германию, и, вероятно, радуются, что не им приходится решать, сколько беженцев может принять Европа. 02.10.2003

Христиан РАТ. "Tageszeitung", 2 октября 2003 года
Перевод с сайта: InoPressa.Ru

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most