Rambler's Top100

№ 127 - 128
22 сентября - 5 октября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян

Почему нам так важен экономический рост?

Занятость населения будет увеличиваться, а безработица пойдет на убыль

Альтернативные виды занятости будут сокращаться в пользу основной

Увеличатся и зарплаты, и социальные трансферты

Уровень жизни может повыситься к 2010 году в 2 раза

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Александр Дейнека. На стройках новых цехов. Alexander Deineka. Construction of new workshops (1926) Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян

Над темой номера работал
Всеволод ЖЕРЕБИН

Увеличатся и зарплаты, и социальные трансферты

Уровень жизни во многом будет зависеть от общего объема ВВП и его душевых значений, которые, как было показано выше, предположительно будут расти, от уровня занятости населения, от характера системы распределительных отношений, а также от содержания ежегодно принимаемых бюджетов страны. В этом плане будет весьма важна структура использования национального дохода, в частности, доля, идущая непосредственно на конечное потребление населения, в том числе доля фонда оплаты труда, - и то, и другое в перспективе может сократиться. Это может произойти под влиянием роста необходимых затрат на инвестирование и модернизацию производства, а также в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки, которое неизбежно повлечет за собой увеличение расходов на оборону.

Данные об ожидаемой динамике основных показателей социально-экономического развития России на 2002-2010 годы (см. табл.1), показывают определенные изменения ситуации в сфере доходов населения в перспективе. Предполагается достаточно устойчивый рост располагаемых доходов населения - от 5 до 8% в год, основных показателей первичных доходов и текущих трансфертов (см. по статьям табл. 6 и рис. 2) и среднедушевых доходов - к 2010 году более чем в три раза (табл. 7).

Таблица 6. Оплата труда и основные социальные трансферты в 2003-2010 годах (в ценах 2000 года, рублей)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Минимальная оплата труда

450

1000

1785

2000

2290

2490

2700

2850

3100

Средняя оплата труда

3070

3920

5100

5820

6735

7780

8500

9190

9700

Средняя пенсия прудовая

1178

1520

1995

2294

2656

3074

3360

3629

3822

Среднее пособие по безработице

726

982

2841

3242

3751

4333

4887

5284

5577

Среднее пособие на ребенка

250

387

465

542

657

751

845

1134

1360

Источник: расчеты ИСЭПН РАН

Рисунок 2. Оплата труда и социальные трансферты в 2003-2010 годах (в ценах 2000 года, рублей

Рост реальной заработной платы, продолжавшийся последние три года, опережал рост эффективности производства и имел в качестве основного источника, прежде всего, благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру. С исчерпанием действия этого фактора и связанных с ним, к текущему моменту прогнозируется стабилизация оплаты труда наемных работников в 2003-2005 годах на уровне 48-49% ВВП7.

По мнению специалистов ИСЭПН РАН, изменение политики в сфере распределительных отношений должно быть подчинено реализации главной цели - установлению к 2010 году минимума оплаты труда на социально необходимом уровне и сокращению ее дифференциации до приемлемых размеров. Предполагается, что реальный минимум оплаты труда в 2010 году составит 3100 рублей (в ценах 2000 года), неравенство по децильному коэффициенту дифференциации сократится до 5,7 раза, а численность работников с зарплатой ниже величины прожиточного минимума - до 7%. Прожиточный минимум в конце десятилетия (2009 год) будет качественно отличаться от прожиточного минимума, введенного в 2000 году, и, в сопоставимых ценах, в 2,2 раза его выше - 2850 рублей против 1320 рублей на одного трудоспособного. Официальный минимум заработной платы в сопоставимых ценах должен увеличиться в 8,5 раза, а средняя заработная плата - почти в два раза. При этом минимальная заработная плата будет расти ежегодно в среднем на 9-10%, а соотношение ее с прожиточным минимумом, установленное Трудовым кодексом РФ, не будет нарушаться.

Вместе с ростом оплаты труда увеличатся размеры социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий), что скажется на росте денежных доходов основной массы населения и приведет к снижению уровня бедности8 (табл. 6).

Одним из важнейших условий, определяющих стоимость жизни в перспективе, будет уровень инфляции. Сейчас один из главных инфляционных факторов, негативно влияющих на состояние структуры расходов населения, - ускорение темпов роста цен на обязательные к оплате виды услуг. Так, в 2001 году при общем увеличении цен на услуги на 36,9% темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 56,8%, в том числе на жилищные - 66,7%. Из подорожания услуг коммунального хозяйства (в среднем на 53,8%) самыми существенными были рост тарифов на отопление, а также платы за горячее водоснабжение - в 1,8 и 1,7 раза соответственно. При этом физический объем платных услуг в 2001 году по сравнению с 2000 годом возрос всего на 0,8%.

Прогноз темпов инфляции по основным группам потребительских товаров и услуг на перспективу базируется на тенденциях последних лет по каждой из групп, имеющихся среднесрочных и долгосрочных прогнозах общего индекса цен. Особое значение для общего уровня стоимости услуг имеет развитие ситуации с оплатой населением ЖСК, стоимости энергоносителей, услуг общественного транспорта.

Согласно нашему прогнозу, годовые темпы роста цен на услуги будут опережать общие параметры увеличения потребительских цен. Поэтому к концу прогнозируемого периода по сравнению с его началом удельный вес затрат на услуги в общей структуре расходов населения составит по пессимистическому сценарию 22,5%, по оптимистическому - 19,7% против 15,2% в 2001 году. В то же время оптимистический вариант развития предусматривает более рациональное соотношение статей потребительского бюджета: к концу периода доля расходов на питание снизится на 5 процентных пунктов при увеличении доли затрат на непродовольственные товары на 0,5 процентного пункта. Для сравнения: в пессимистическом варианте удельный вес расходов на продукты питания останется практически без изменений, а доля затрат на непродовольственные товары уменьшится на 5,6 процентного пункта. Данные по структуре потребительских расходов домашних хозяйств в целом по России на 2002-2010 годы представлены в табл. 7.

Таблица 7. Структура потребительских расходов населения в 2002-2010 годах (в среднем на члена домохозяйства за месяц; в процентах)

Год

Пессимистический вариант

Оптимистический вариант

Продукты питания

Непродо-вольственные товары

Услуги

Итого

Продукты питания

Непродо-вольственные товары

Услуги

Итого

2002

51,1

31,9

17

100

51,1

32,4

16,5

100

2003

51

31

18

100

50,9

32,1

17

100

2004

50,7

30,3

19

100

50,5

31,7

17,8

100

2005

50,5

29,6

19,9

100

50

31,6

18,4

100

2006

50,4

29,1

20,5

100

49,5

31,6

18,9

100

2007

50,2

28,7

21,1

100

48,9

31,8

19,3

100

2008

50,2

28,3

21,5

100

48,2

32,2

19,6

100

2009

50,1

27,9

22

100

47,5

32,8

19,7

100

2010

50

27,5

22,5

100

46,7

33,6

19,7

100

Источник: расчеты авторов на основе имеющихся прогнозов темпов роста цен на основные продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также темпов роста розничного товарооборота.


7 - Львов Д.С., Пугачев В.Ф. Механизм стабильного экономического роста //Экономическая наука современной России 2001, №4, с.13.
8 - Социальная защита населения / Под редакцией проф. Н.М. Римашевской М.: ИСЭПН РАН, 2002.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most