Rambler's Top100

№ 125 - 126
8 - 21 сентября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Великая малонаселенная держава. Россия-2013: высокая смертность, низкая рождаемость

Младенческая смертность в России в XX веке

Современные проблемы демографического развития Республики Беларусь

Репродуктивные установки женщин Восточно-Казахстанской области

Дорогие дети. Анализ экономики молодежи

Стимулирование семьи в Германии

Дорогие дети. Анализ экономики молодежи

Шмитт М.-К.
(Schmitt M.-C. Chers enfants...: Analyse de l'economie des juniors // Problemes econ. - P., 2002. - № 2744. - P. 11 -17. Опубликовано в РЖ "Экономика", 2003, №1, с. 167-171. Реферирование: С.Н. Куликова)

Французский исследователь рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются во Франции отдельные семьи и общество в целом в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей. С 1998 года рождаемость во Франции начала увеличиваться и в 2000 году достигла уровня 1986 года. Однако тенденция старения населения сохраняется, и доля молодежи продолжает сокращаться. Она составляет около 19% населения Франции, или 11 миллионов. (с. 11).

Родители пытаются совместить семейную жизнь и работу, доверяя присмотр за детьми детским учреждениям и пользуясь различными семейными пособиями, предоставляемыми, как правило, государством. Расходы по уходу, обучению и содержанию детей в семейном бюджете меняются с момента их рождения до достижения ими подросткового возраста, иногда они дополняются предоставляемыми пособиями. Таким образом, группа детей (молодежи) представляет собой для производителей специфический рынок, рост которого зависит прежде всего от его способности к обновлению.

Медленное увеличение доли молодежи в населении Франции является результатом социально-демографических изменений в последние десятилетия, которые почти не отличаются от тенденций, наблюдаемых в рамках ЕС, и которые характеризуются увеличением средней продолжительности жизни, увеличением срока обучения молодежи, уменьшением количества браков, увеличением экономической активности женщин, увеличением свободного времени, сокращением рождаемости и более поздним рождением первого ребенка.

В условиях демографического спада многие западные государства пытаются проводить противодействующую ему семейную политику. Во Франции различные социальные меры - отпуск в связи с рождением ребенка, предоставление пособий беременным женщинам, налоговые льготы - направлены скорее на то, чтобы помочь женщинам совмещать семейную жизнь и работу, чем на стимулирование роста рождаемости.

В настоящее время женщины думают прежде всего о своем профессиональном положении, а затем - о создании семьи. Начавшееся в 60-х годах увеличение экономической активности женщин продолжается: сейчас трудятся 80% женщин в возрасте 25-49 лет. По прогнозам, этот показатель к 2004 году может достигнуть 87%. Доля женщин в экономически активном населении Франции составляет в настоящее время 46% против 35% в 1968 году (с. 11). Это, безусловно, один из факторов, который способствовал увеличению среднего возраста женщин-матерей, который возрос с 26,8 года в 1980 году до 29,4 года в 2000 году, а также снижению плодовитости молодых женщин и увеличению плодовитости женщин более старшего возраста. За десять лет число рождений среди женщин старше 40 лет удвоилось, а среди женщин в возрасте 35-39 лет число рождений детей составляет 13% от общего числа рождений. Начиная с 1993 года, плодовитость женщин 40-45 лет превысила этот показатель для женщин 15-19 лет.

Социологические опросы и демографические данные ясно демонстрируют переход к началу XXI в. от традиционной модели семьи к различным типам семьи: официальная семья, естественная, с двумя родителями, с одним родителем и т.д. Изменение структуры семьи еще более ускорилось в 90-е годы XX века. Возраст, в котором люди создают семьи, отодвинулся и соответственно еще больше отодвинулся срок рождения ребенка в семье. За десять лет доля замужних женщин в возрасте 25-29 лет без детей возросла с 22 до 27%. Число разводов продолжает увеличиваться, а число неполных семей возросло на 20% и составляет 1,75 миллиона (с. 11). В 1999 году 86% детей младше 15 лет жили с двумя родителями и 13% (против 9% в 1990 году) воспитывались в неполной семье, доля которых растет по мере увеличения возраста ребенка в связи с разводом родителей: она составляет 9% среди детей до года и 16% - среди детей до 14 лет. Эти изменения, безусловно, оказывают влияние на взаимоотношения детей и родителей, поведение женщин в плане совмещения семейной жизни и работы, распределение свободного времени и доходов.

По данным последних статистических исследований, во Франции в начале XXI века регистрируется большее количество браков и отмечается увеличение рождаемости, что идет вразрез с долгосрочной тенденцией. В действительности рождаемость возросла на 5% в 2000 году, составив 778,9 тысячи человек, что соответствует уровню 1986 года. Рождаемость возросла, несмотря на сокращение численности женщин в репродуктивном возрасте. В связи с этим в 2000 году количество детей на одну женщину возросло до 1,89 ребенка против 1,71 пять лет назад. Это один из наиболее высоких уровней в ЕС (средний уровень по ЕС - 1,53), в то время как в Испании, Италии и даже Греции отмечаются наиболее низкие показатели (соответственно 1,22, 1,25 и 1,30) (с. 12). Однако уровень рождаемости остается ниже уровня, необходимого для замещения населения - 2,1 ребенка на одну женщину. Следует ли связывать увеличение рождаемости с изменением отношения людей к семье и рождаемости или это является результатом более благоприятного социального и экономического климата? По мнению автора, когда семьи с оптимизмом смотрят в будущее, то они могут планировать увеличение количества детей. Он считает, что экономический рост сыграл определенную положительную роль. Точно так же экономический спад 1993 году привел к снижению рождаемости.

К молодежи относятся дети и подростки в возрасте от рождения до 15 лет. Во Франции численность этой категории составляет 11,1 миллиона человек, или 18,% общей численности населения страны. Учитывая неблагоприятные демографические тенденции и увеличение средней продолжительности жизни, доля молодежи в населении Франции, которая в 1995 году составляла 20%, продолжает сокращаться и составит в 2050 году 15%, в то время как доля лиц старше 60 лет, наоборот, продолжает увеличиваться. Тем не менее, молодежь занимает все более важное место в обществе. Дело в том, что "мир молодежи" включает в себя не только родителей и людей, которые присматривают и обучают детей, но также комплекс услуг, стоимость которых распределяется между обществом и семьей, и определенное число рынков товаров.

Формирование мира детей начинается задолго до их рождения. Будущие родители гораздо лучше, чем предыдущие поколения, информированы о том, как создать хорошие условия для ребенка и подготовиться к новой организации семейной жизни. Для многих семей, в которых жена намерена продолжать работать после рождения ребенка, особое значение имеет вопрос об устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение. В настоящее время количество предлагаемых мест в детских учреждениях остается недостаточным по сравнению с возрастающим спросом. В 1985-1992 годах во Франции ежегодно создавалось 6000 мест в детских учреждениях. Однако с тех пор число ежегодно создаваемых мест сократилось на 1600 единиц. Это сокращение компенсировалось за счет развития службы оказания помощи матерям на дому. Число работников этой службы возросло со 171 тысячи в 1992 году до 320 тысяч в 1999 году. Тем не менее, ощущается нехватка мест в детских учреждениях.

Хотя государство участвует в расходах по уходу за детьми в различных формах, семьи, имеющие хотя бы одного ребенка до 11 лет, в 1999 году израсходовали более 3,8 млрд. евро (25 млрд. фр.) на услуги частных или государственных детских учреждений, сопровождение детей, прогулки, занятия спортом и др. Отмечается, что рождение ребенка влияет не только на образ жизни семьи, но также и на ее финансы: увеличиваются расходы на хозяйственные нужды, которые по мере увеличения возраста ребенка доходят до 5335,4 евро (35 тысяч франков) в год в среднем для детей в возрасте до 4 лет и до 6097,6 евро (40 тысяч франков) для детей 11-15 лет (с.14). К этому надо добавить расходы на образование детей. Во Франции расходы на образование в значительной части несет государство. В 2000 году на систему образования было израсходовано 98,2 млрд. евро (644,5 млрд. франков), из которых 64,5% финансировалось за счет государства, 21% - за счет территориальных органов управления, остальное - за счет предприятий и семей. Это составляет в среднем 1661,7 евро (10,9 тысячи франков) на одного жителя. В 2000 году расходы на образование одного ученика в среднем составляли 6100 евро (40 тысяч фр.). Более 1,5 миллиона человек заняты в системе школьного и университетского образования. По показателю доли расходов на образование в ВВП (7,1%) Франция занимает положение немного выше среднего среди стран ОЭСР (5,6%), тогда как на первом месте находится Дания (8,5%), а на последнем - Турция (2,4%) (с. 15).

Спрос молодежи играет все возрастающую роль на потребительском рынке во всех странах ЕС, в частности, во Франции. Изменение условий материнства во Франции оказало отрицательное влияние на потребление родителей и способствовало увеличению доли потребления их детей. Насчитывается не менее двадцати рынков, непосредственно предназначенных для детей и подростков. По данным различных исследований, объем специализированных рынков, предназначенных для детей, составляет в стоимостном выражении 19,8 млрд. евро (130 млрд. франков) (с. 16).

Увеличение численности детей и возраста родителей во Франции благоприятно влияет на производителей товаров для молодежи. Они пытаются сегментировать предложение товаров для детей разного возраста и стараются учитывать в первую очередь запросы матерей, которые, как правило, являются основными покупателями в семье, а также и непосредственно детей, которые могут влиять на выбор родителей и часто уже с семи лет становятся самостоятельными покупателями со своими карманными деньгами. Супружеская пара с одним ребенком расходует в среднем в 3,6 раза больше денег, чем холостяк, и в 2 раза больше, чем супруги без детей.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most