Rambler's Top100

№ 115 - 116
2 - 15 июня 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Эмиграционные намерения элитарной научной молодежи

Эмиграция за рубеж уходит в тень

Такие люди нужны всем

Зарубежные компании охотятся на лучших из лучших

Студенты знают себе цену

Миграционные намерения студентов

Что потеряют российские лаборатории?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына. Rembrandt Van Rijn. Return of the Prodigal Son (1668-1669) Эмиграционные намерения элитарной научной молодежи

Над темой номера работали

Людмила ЛЕДЕНЕВА

Елена НЕКИПЕЛОВА

Эмиграция за рубеж уходит в тень

Социально-экономические и общественно-политические процессы в России 90-х годов ушедшего столетия привели к резкому понижению конкурентоспособности научной сферы, падению ее престижа, что вылилось в сокращение кадрового потенциала российской науки и кризис возрастной структуры ее кадров. Старение кадров отечественной науки, вызванное как оттоком из нее лиц в наиболее продуктивных творческих возрастах, так и снижением притока молодежи, приняло угрожающие масштабы. По данным Центра исследований и статистики науки Министерства промышленности, науки и технологий РФ и РАН, при среднем возрасте занятых в экономике России, равном 39,2 годам, средний возраст российского ученого сегодня составляет 48,5 лет (кандидата наук - 52,7 лет, доктора наук - 60,6 лет). Одним из существенных факторов, наносящих урон отечественной науке, является выезд за рубеж выпускников высших учебных заведений и молодых ученых до 35 лет.

В последние годы наблюдается изменение в характере внешних миграционных процессов: выезд на постоянное жительство все в большей степени замещается поэтапными1 и латентными2 формами эмиграции. Строгие требования, предъявляемые к оформлению документов при выезде из России на длительный срок, отсутствуют. Это приводит к тому, что представление о реальных масштабах эмиграции за рубеж уже не может базироваться только на данных официальной статистики. Поскольку поэтапная и латентная формы миграции подразумевают выезд из страны по временным визам, а затем уже получение постоянной визы и изменение своего статуса в стране-реципиенте, категория граждан, выезжающих по этим "теневым" каналам, остается за рамками учета национальной статистикой.

Существование "теневой миграции" не позволяет однозначно оценить и динамику выезда на ПМЖ. Так, например, по официальным данным, численность эмигрантов из Москвы в 2001 году по сравнению с 1992 годом сократилась на 72%3, а их доля в общей численности эмигрантов за тот же период упала с 12,6 до 4,7%. Однако, эти данные нельзя рассматривать как точные показатели динамики реальных эмиграционных процессов. Можно предположить, что масштабы эмиграции из Москвы вообще не сократились или же сократились, но в существенно меньшей степени.

Меняются не только механизмы и каналы миграции, происходит трансформация и самой структуры мигрантов. Об этом свидетельствуют, в частности, данные иммиграционной статистики США. Поток мигрантов из России в эту страну молодеет, быстро растет число студентов. По данным Института международного образования, число студентов из России, обучающихся в американских университетах, в 2000/2001 учебном году было в 10 раз больше, чем в 1992/1993: соответственно, 6858 и 654 человека4. Половина из них проходит обучение по программе последипломного образования. Растет и общая численность российских студентов, обучающихся в зарубежных университетах: в середине 1990-х годов, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось примерно 13 тысяч человек. В настоящее время, по данным американских экспертов, их число вдвое больше - около 26 тысяч человек5. По оценкам Центра социологических исследований Минобразования РФ, показатели обучения россиян за рубежом (включая краткосрочный выезд в рамках программ обмена) еще выше: соответственно, 20 тысяч и 50 тысяч человек.

В общем виде схема, по которой предпочитают действовать молодые люди, ориентированные на эмиграцию, такова: получить высшее образование в России (бесплатное и хорошего качества), продолжить его за рубежом с целью достижения квалификации международного уровня (с получением соответствующего удостоверения), а затем, после окончания учебы, остаться там жить и работать. По ряду специальностей, в первую очередь естественнонаучных, не менее распространен и выезд непосредственно с целью начала работы за рубежом по специальности, полученной в России.

Вопрос о том, что в российских вузах идет подготовка кадров "на экспорт" в последнее время активно обсуждается на всех уровнях, но вряд ли кто-нибудь представляет реальные масштабы этого явления. Есть ли зависимость между планами высокообразованной молодежи в отношении научной деятельности и ее выездными намерениями, каковы потенциальные потери российской науки? С целью анализа этих проблем через оценку миграционных настроений высокообразованной молодежи был проведен опрос студентов МГУ - элитного высшего учебного заведения, являющегося одновременно одним из ведущих российских научных центров6.


1 - При этой форме эмиграции люди первоначально выезжают с целью временной работы или учебы, затем оформляют вид на жительство за рубежом, а в дальнейшем могут получить и гражданство.
2 - Под латентной формой эмиграции следует понимать такие случаи, когда тип въездной визы не соответствует цели или статусу пребывания. Так выезжают по гостевой или туристической визе в надежде найти работу и со временем добиться рабочей визы, а в случае получения такой визы - начинает работать принцип поэтапной миграции.
3 - Общая численность эмигрантов из России за этот же период сократилась лишь на 24,8%.
4 - OPEN DOORS 1992-2001: Reports on International Educational Exchange. New York: Institute of International Education, 1993-2002.
5 - Strategic Conference on U.S.-Russia Educational Programs. November 19-20, 2002, Washington, D.C.
6 - Для этого Центром исследований и статистики науки Минпромнауки РФ и РАН совместно с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова проведен опрос студентов выпускных курсов. Руководитель проекта - профессор Л.Э. Миндели, большую помощь в реализации проекта оказал ректор МГУ академик В.А. Садовничий, финансовая поддержка предоставлена Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
В опросе, проведенном в октябре-ноябре 2002 года, приняли участие 465 студентов выпускных курсов 6 факультетов МГУ: биологического, химического, физического, механико-математического, вычислительной математики и кибернетики, а также экономического. Из них большую часть (78,5% от всей совокупности опрошенных) составили будущие специалисты в области естественных наук - физики, химии, биологии, математики и информационных технологий. 21,5% являлись представителями одной их общественных наук - экономической - очень престижной в глазах сегодняшнего поколения российской молодежи. В зависимости от факультета было опрошено от 20 до 30% выпускников.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most