Rambler's Top100

№ 113 - 114
19 мая - 1 июня 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр  

Индикаторы "социального включения" и "социального исключения" для стран Европейского Союза

9% населения Европейского Союза устойчиво относится к категории бедных

Социальные трансферты в Европейском Союзе снижают коэффициент подверженности бедности с 24% до 15%

Глубина бедности больше на юге Европейского Союза

Во сколько раз богатые богаче бедных?

В 2001 году 3% экономически активного населения Европейского Союза были безработными 2 месяца и более

От 5 до 16% населения стран Европейского Союза проживают в домохозяйствах безработных

19% населения Европейского Союза ограничиваются основным средним образованием

19% населения Европейского Союза ограничиваются основным средним образованием

Совершенно очевидно, что уровень образования является основным фактором, определяющим вхождение на рынок труда и последующее положение на нем. Он также играет важную роль для участия в социальной жизни и развития личности.

В частности, доля молодых людей 18-24 лет, закончивших обучение с низким уровнем образования, является важным индикатором эффективности этой системы, а также говорит о способности общества в будущем бороться с бедностью и добиваться социальной однородности.

По данным Международного обследования рабочей силы 2001 года, 19% всех молодых людей 18-24 лет имели образование не выше основного среднего (уровень образования или профессиональной подготовки по Международной стандартной классификации образования 1997 года - 0, 1, 2), нигде не обучались и не получали профессиональной подготовки в течение месяца, предшествовавшего моменту обследования. Значение этого показателя варьировало по странам от 10% в Австрии до 45% в Португалии (рис. 10). Среди мужчин размах вариации индикатора был еще выше - от 11% в Швеции и 12% в Германии до 52% в Португалии, а среди женщин - несколько ниже - от 7% в Финляндии до 22% в Италии и Испании и 38% в Португалии.

Рисунок 10. Доля лиц 18-24 лет с уровнем образования не выше основного среднего, не учившихся в течение месяца, предшествовавшего обследованию, 2001, %

Индикатор доли рано оставивших обучение с низким уровнем квалификации дополняют аналогичные показателей для населения основных рабочих возрастов - 25-64 года (рис. 11).
Если разбить это население по десятилетним возрастным интервалам, то можно проследить, как изменялся общей уровень образования с течением времени. Вполне красноречиво об этом говорит тот факт, что в 2001 году по Европейскому Союзу в целом доля населения с образованием не выше основного среднего среди старшего поколения (55-64 года) вдвое превышала такую долю в младшей (25-34 года). В Швеции и Финляндии эта разница превышала три раза при достаточно высоком уровне образования не только младших, но и старших поколений. Наиболее высок уровень образования населения старших рабочих возрастов - в Германии и Дании.

Рисунок 11. Доля людей 25-64 лет, имеющих образование не выше основного среднего, 2001, %

Источники: "Poverty and social exclusion in the EU after Laeken-part 1and part 2";
Eurostat, Statistics in focus. Population and Social Conditions. Theme 3 - 8-9/2003
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-catalogue/EN?catalogue=Eurostat&collection=02-Statistics%20in%20Focus&product=KS-NK-03-008-__-N-EN;
Eurostat News Release N 43/2003 -
http://europa.eu.int/comm/eurostat/Public/datashop/print-product/EN?catalogue=Eurostat&product=3-07042003-EN-AP-EN

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most