Rambler's Top100

№ 111 - 112
28 апреля - 18 мая 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Диаспоры и этнические мигранты: Германия, Израиль и постсоветские государства

Новые диаспоры: Россия, Украина, Венгрия

Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ

Национальные меньшинства в южных областях России

Этнические группы мигрантов в Поволжье

Вынужденные переселенцы и наркогенная субкультура

Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане

Казахстанская модель межэтнической интеграции

Этнический национализм и государственное строительство

По страницам журналов «Диаспоры», и «Со-Общение»

Содержание бюллетеня «Population et Societes»


НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

Под ред. В.И. Мукомеля

Центр этнополитических и региональных исследований
М., 2003, 294 страницы


Некоторые параметры реализации политики в отношении национальных меньшинств в регионах (стр. 28)

 

Астра-ханская

Волго-градская

Саратовская

Самарская

Оренбургская

Численность НКА, НКЦ

20

44

Более 30

Более 50

46

Межнациональ-ные центры (Дома Дружбы)

 

 

2000

2001

1995

Поддержка на-циональных культур, праздников, фестивалей

да

да

да

да

да

Поддержка национальных СМИ

Газеты татарская, казахская, немецкая; радио, ТВ - казахский, татарский языки

Татарская газета

Украинская газета

9 национальных газет, «Радио –7» (11 языков, 1992)

7 национальных газет, радио – постоянно 4 языка, армянс-кая и еврейская программы на русском языке, ТВ - программа «Земляки», 11 языков

Национальное образование

114 националь-ных школ (5 языков), 30 дошкольных, 9000 учащихся

Татарские школы

Татарские, башкирские, казахские, чувашские, немецкие школы

224 националь-ные школы (7 языков), 36 вос-кресных школ для взрослых, православная гимназия, 2 ме-дресе, полиэт-нический лицей

144 школы (5 языков), 36 дошкольных, 172 факультатива (7 языков), 176 кружков (5 языков)

Финансирование политики в отношении национальных меньшинств (стр. 54)

 

Астра-ханская

Волго-градская

Саратовская

Самарская

Оренбургская

Проработанность финансового блока программ национальной политики

Средняя

Максимальная

Отсутствует

Максимальная

Минимальная

Соответствие бюд-жетного финансирования программ национальной политики

Минимальное

Неизвестно

Неизвестно

Максимальное

Неизвестно

Финансовая дисциплина: исполнение бюджета в части финансирования национальной политики

Неизвестно

Неизвестно

Низкая (2000)

Максимальная

Неизвестно

Транспарентность утверждаемого бюджета

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Транспарентность отчета об исполне-нии бюджета

Неизвестно

Нет

Нет

Да

Нет

"Многочисленные нарушения прав представителей национальных меньшинств в сфере использования языка меньшинств, найма на работу, найма жилья и другие не находят отражения в судебной практике. (В регионах юга России нам не удалось зафиксировать подобные прецеденты.) Отсутствие судебной практики по делам о нарушении прав национальных меньшинств является не только следствием декларативности и неэффективности законодательства, должного препятствовать дискриминации по признаку национальности, расы, вероисповедания и т.д., но и тем, что дискриминация осуществляется (формально не нарушая Закона) по иным основаниям, расхождением между формальным и "телефонным" правом, слабостью судебной власти" (стр. 294)

В книге представлен результат исследований, проведенных Центром этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ) в 2002-2002 годах в рамках проекта по мониторингу правового регулирования и практики реализации прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, ситуации с дискриминацией по национальному признаку в ряде южных приграничных регионов России. Сравниваются модели проведения политики по отношению к национальным меньшинствам в Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской и Оренбургской областях, анализируется ситуация в каждой из этих областей.

Особое внимание уделено позитивному опыту проведения политики по отношению к национальным меньшинствам, взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и организаций меньшинств в регионах юга России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Введение

Национальные меньшинства в контексте национальной политики в регионах юга России: сравнительный анализ

Приоритеты и политика региональных властей

Приоритеты и основные направления политики в отношении национальных меньшинств. Культура национальных меньшинств, образование и СМИ на языках меньшинств.

Правовое обеспечение политики в отношении национальных меньшинств

Институциональные основы политики в отношении национальных меньшинств

Финансовые аспекты политики в отношении национальных меньшинств

Проблемы и потенциальные конфликты

Дискриминация национальных меньшинств в социально-экономической сфере

Дискриминация представителей национальных меньшинств в сфере занятости. Дискриминация представителей национальных меньшинств в сфере найма жилья.

Правовое положение и практика регулирования прав национальных меньшинств в регионах

  • Астраханская область
  • Волгоградская область
  • Саратовская область
  • Самарская область
  • Оренбургская область

Заключение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most