Rambler's Top100

№ 111 - 112
28 апреля - 18 мая 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Диаспоры и этнические мигранты: Германия, Израиль и постсоветские государства

Новые диаспоры: Россия, Украина, Венгрия

Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ

Национальные меньшинства в южных областях России

Этнические группы мигрантов в Поволжье

Вынужденные переселенцы и наркогенная субкультура

Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане

Казахстанская модель межэтнической интеграции

Этнический национализм и государственное строительство

По страницам журналов «Диаспоры», и «Со-Общение»

Содержание бюллетеня «Population et Societes»


МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ОБЩЕСТВ

Под редакцией В.С.Малахова и В.А.Тишкова

Москва, 2002. 356 страниц


"Россия не является абсолютно уникальным регионом мира с точки зрения этнокультурного многообразия, такое представление - просто результат нашего незнания остального мира. Другое дело, что в России существует своя особенность, связанная с приданием чрезмерной значимости этнокультурному фактору в обществе. Различие не в том, что у нас больше или меньше народов, этнических групп или общин, а в том, какое им придается значение" (стр. 346).

"Порой мы слишком одержимы восстановлением некой утраченной идеальной культурной нормы, которая на самом деле никогда не существовала, или же пытаемся установить культурные различия на групповом уровне, абсолютно игнорируя, презирая и отвергая гомогенность, которая, на самом деле, на порядок значительнее. Так в рамках в общем-то единой российской не только гражданской, но и, конечно, культурно-социальной общности появляются сконструированные образы гордых дикарей или бандитов-террористов, которые заслоняют целые этнические группы, как, например, чеченцев, сходство которых с другими народами Северного Кавказа, да и с остальным населением нашей страны гораздо больше, чем различие. То, что можно назвать этнографическим романтизмом, на самом деле в своей глубине содержит патерналистский смысл, что позволяет определить это более жестко как своего рода культурный фундаментализм" (стр. 347-348).

Эта книга - результат работы Международной конференции "Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ", состоявшейся в Московском Центре Карнеги в сентябре 1999 года. Конференция прошла при поддержке Фонда Карнеги "За международный мир", а также бюро ЮНЕСКО в Москве, Московского отделения Фонда им. Ф. Эберта и Немецкого культурного центра (Институт Гете). Кроме того, в сборник включены тексты трех докладов (С. Чешко, С. Соколовского и А. Согомонова), прозвучавших в рамках конференции "Государство-строительство в полиэтничной России: политическая лояльность и культурная идентичность", которая состоялась в апреле 2000 года в Институте этнологии и антропологии РАН.

Содержание

Предисловие (Владимир Малахов)

ЧАСТЬ I. Философско-политическая и правовая проблематика мультикультурализма

Чарльз Тэйлор (Монреаль). Демократическое исключение (и "лекарство" от него?)
Виктор Воронков (Санкт-Петербург). Мультикультурализм и деконструкция этнических границ
Владимир Малахов (Москва). Зачем России мультикультурализм?
Кристоф Цюрхер (Берлин). Звездные войны, постмодернизм и столкновение цивилизаций
Александр Осипов (Москва). Являются ли групповые права необходимым условием недискриминации и защиты меньшинств?

ЧАСТЬ II. Культурный плюрализм и социальная коммуникация

Франц-Олаф Радтке (Франкфурт на Майне). Разновидности мультикультурализма и его неконтролируемые последствия
Александр Согомонов (Москва). Мультиэтничность
Лев Гудков (Москва). Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам
Уильям Бидман (Провиденс, Род-Айленд). Конструирование национальной идентичности в контексте мультикультурализма (на примере Таджикистана)
Ольга Бредникова, Олег Паченков (Санкт-Петербург). "Этническое предпринимательство" мигрантов и мифы мультикультурализма
Оксана Карпенко (Санкт-Петербург). Языковые игры с "гостями с юга": "кавказцы" в российской демократической прессе 1997-1999 гг.

ЧАСТЬ III. Мультикультурализм и ненасильственное решение этносоциальных конфликтов

Алексей Семенов (Таллин). Культурное многообразие и этническая модель национального устройства: решение в пользу "этнической демократии" в Эстонии
Энвер Кисриев (Махачкала). Модель "со-общественной демократии" и опыт политического развития республики Дагестан
Игорь Савин (Чимкент). Мультикультурализм и предупреждение этнических конфликтов в постсоветском Казахстане: методология и практика

ЧАСТЬ IV. Культурный плюрализм и проблема суверенитета

Сергей Чешко (Москва). Доктрина самоопределения: иллюзии и реальность
Ульрих Билефельд (Гамбург). Амбивалентная структура самоопределения
Сергей Соколовский (Москва). "Национальное меньшинство": продукт гражданского общества?

ЧАСТЬ V. Мультикультурное образование

Николай Рагозин (Донецк). Принцип интеркультурности в преподавании прав человека: методические проблемы
Изабель Дим (Франкфурт-на-Майне). Воспитание и толерантность: импликации интеркультурной педагогики в аспекте теории действия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валерий Тишков (Москва). Теория и практика многокультурности

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most