|
|
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В
РОССИИ
Серия "Научные доклады: независимый экономический
анализ", № 142
Москва, Московский общественный научный фонд; Независимый
институт социальной политики, 2003. 160 страниц
www. mpsf.org
|
Государственные и частные расходы на здравоохранение,
млрд. руб*.
(стр. 17)
|
1993
|
1994
|
1994
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Расходы государства на здравоохранение
|
5,8
|
25,2
|
51,3
|
72,1
|
98,5
|
88
|
137,7
|
199,3
|
Взносы на добровольное личное медицинское страхование
|
0,06
|
0,4
|
1,2
|
2,2
|
3,4
|
3,8
|
7,2
|
12,8
|
Платные медицинские услуги населению
|
0,11
|
0,6
|
2,9
|
5,6
|
9,3
|
11,4
|
19,7
|
27,5
|
Расходы населения на лекарственные средства
|
н.д.
|
2,1
|
8,1
|
12,2
|
19,8
|
26,3
|
51,7
|
70,1
|
* До 1998 г. - в деноминированных рублях.
Доля пациентов, плативших за получение медицинской
помощи, по данным социологических исследований, в % (стр.
18)
Название исследования или организации
|
Место и год проведения
|
Амбула-торно-поликли-ническая помощь
|
Диагно-стические исследо-вания
|
Стома-тологи-ческая помощь
|
Стацио-нарная помощь
|
ИСЭПН РАН
|
Таганрог, 1998
|
22
|
|
|
60
|
Кемеровский гос. университет
|
Кемерово, 1998
|
18-38
|
45
|
84
|
51
|
ВЦИОМ
|
Общероссийская выборка, 1999
|
4-20
|
44
|
80
|
34-37
|
Фонд Российское здравоохранение
|
Новгородская область, 2000
|
24
|
|
|
46
|
Фонд «ИНДЕМ»
|
Общероссийская выборка, 1999-2001
|
34
|
|
|
|
РМЭЗ
|
Общероссийская выборка, 2001
|
10
|
21
|
|
15
|
"При сохранении существующих правил, регулирующих
условия получения населением медицинской помощи и условия
оплаты труда медицинских работников, практика неформальных
платежей за медицинские услуги и дальше будет развиваться
по мере того, как будут расти финансовые ресурсы населения.
Никакой реалистический рост государственного финансирования
здравоохранения не будет достаточным, чтобы предотвратить
увеличение их размеров" (стр. 152).
|
В работе представлены результаты исследования, выполненного
Независимым институтом социальной политики в первой половине 2002
года при финансовой поддержке Московского общественного научного
фонда (грант №002/4-02). На основе данных, полученных методом интервьюирования
работников здравоохранения в двух российских регионах, выявлена
распространенность неформальных платежей в разных видах медицинских
учреждений и отделений. Показано, что неформальные платежи выступают
вынужденным способом адаптации врачей и пациентов к условиям переходного
периода. Выявлены правила осуществления неформальных платежей и
представлены различные модели такой оплаты. Проведен анализ индивидуальных
и коллективных норм, действующих по отношению к неформальным платежам,
и отношения медицинских работников к возможностям их легализации.
На основе этих данных проведена оценка возможных последствий легализации
неформальной оплаты медицинской помощи.
Книга распространяется бесплатно.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ
ПОМОЩЬ
1.1. Государственное регулирование экономических условий оказания
населению медицинской помощи
1.2 Расходы населения на медицинскую помощь (обзор проведенных
исследований)
РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ ОПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
2.1. Метод исследования правил оплаты медицинской помощи
2.2. Платные медицинские услуги
2.3. Оплата медикаментов при лечении в медицинских учреждениях
2.4. Неформальная оплата медицинских услуг
2.4.1. Предмет неформальных платежей
2.4 2. Причины неформальных платежей
2.5. Распространенность неформальных платежей за медицинские услуги
2.5.1. Где в стационарах концентрируются неформальные платежи?
2.5.2. Неформальные платежи в амбулаторно-поликлинических учреждениях
2.5.3. Квалификация врачей и неформальные платежи
2.5 4. Размеры теневых доходов медицинских работников
РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА НЕФОРМАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
3.1. Модели неформальных платежей
3.2. Перераспределение неформальных платежей среди медицинского
персонала
3.2. /. Перераспределение неформальных платежей по вертикали:
делятся ли врачи с руководством
3.2.2. Перераспределение неформальных платежей по горизонтали:
делятся ли хирурги со своей бригадой и медсестрами
3.2.3. Регулирование распределения неформальных платежей среди
среднего и младшего медицинского персонала
РАЗДЕЛ 4. ОТНОШЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К НЕФОРМАЛЬНЫМ
ПЛАТЕЖАМ
4.1. Отношение врачей и медицинских сестер к неформальным платежам
4.1.1. Группы врачей с разным отношением к неформальным платежам
4.1.2. Чем врачи оправдывают получение неформальных платежей
4.1.3. В каких случаях врачи признают неформальные платежи неоправданными
4.1.4. Чем оправдывает неформальные платежи средний и младший
медицинский персонал
4.2. Коллективные нормы, регулирующие практику неформальных платежей
4.2.1. Обсуждение практики неформальных платежей в медицинских
коллективах
4.2.2. Хочет ли и может ли коллектив влиять на практику неформальных
платежей?
4.2.3. Возможности использования коллективных норм для регулирования
неформальных платежей
4.3. Отношение субъектов управления и финансирования здравоохранения
к неформальным платежам
4.3.1 Информированность субъектов социальной политики о практике
неформальных платежей
4.3.2. Оправданность неформальных платежей в оценках субъектов
управления и финансирования здравоохранения
4.3.3. Возможности контролировать неформальные платежи
4.3.4 Модели контроля за неформальными платежами
4.4. Отношение медицинских работников к легализации платы за медицинскую
помощь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Об авторах
Цели и основные направления деятельности Независимого института
социальной политики (НИСП)
|