Rambler's Top100

№ 109 - 110
14 - 27 апреля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики (на материалах Южного Федерального округа)

Рынки труда для альтернативной гражданской службы

Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика

Пенсионная система: модель для России и зарубежный опыт

Неформальные платежи за медицинскую помощь в России

Предложение труда в России: микроэкономический анализ экономической активности населения

Гражданская война и голод в России

География населения с основами демографии

По страницам журнала «Человек и труд»

Содержание журнала «Demography»

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИИ

Серия "Научные доклады: независимый экономический анализ", № 142

Москва, Московский общественный научный фонд; Независимый институт социальной политики, 2003. 160 страниц

www. mpsf.org


Государственные и частные расходы на здравоохранение, млрд. руб*.
(стр. 17)

 

1993

1994

1994

1996

1997

1998

1999

2000

Расходы государства на здравоохранение

5,8

25,2

51,3

72,1

98,5

88

137,7

199,3

Взносы на добровольное личное медицинское страхование

0,06

0,4

1,2

2,2

3,4

3,8

7,2

12,8

Платные медицинские услуги населению

0,11

0,6

2,9

5,6

9,3

11,4

19,7

27,5

Расходы населения на лекарственные средства

н.д.

2,1

8,1

12,2

19,8

26,3

51,7

70,1

* До 1998 г. - в деноминированных рублях.

Доля пациентов, плативших за получение медицинской помощи, по данным социологических исследований, в % (стр. 18)

Название исследования или организации

Место и год проведения

Амбула-торно-поликли-ническая помощь

Диагно-стические исследо-вания

Стома-тологи-ческая помощь

Стацио-нарная помощь

ИСЭПН РАН

Таганрог, 1998

22

 

 

60

Кемеровский гос. университет

Кемерово, 1998

18-38

45

84

51

ВЦИОМ

Общероссийская выборка, 1999

4-20

44

80

34-37

Фонд Российское здравоохранение

Новгородская область, 2000

24

 

 

46

Фонд «ИНДЕМ»

Общероссийская выборка, 1999-2001

34

 

 

 

РМЭЗ

Общероссийская выборка, 2001

10

21

 

15

"При сохранении существующих правил, регулирующих условия получения населением медицинской помощи и условия оплаты труда медицинских работников, практика неформальных платежей за медицинские услуги и дальше будет развиваться по мере того, как будут расти финансовые ресурсы населения. Никакой реалистический рост государственного финансирования здравоохранения не будет достаточным, чтобы предотвратить увеличение их размеров" (стр. 152).

В работе представлены результаты исследования, выполненного Независимым институтом социальной политики в первой половине 2002 года при финансовой поддержке Московского общественного научного фонда (грант №002/4-02). На основе данных, полученных методом интервьюирования работников здравоохранения в двух российских регионах, выявлена распространенность неформальных платежей в разных видах медицинских учреждений и отделений. Показано, что неформальные платежи выступают вынужденным способом адаптации врачей и пациентов к условиям переходного периода. Выявлены правила осуществления неформальных платежей и представлены различные модели такой оплаты. Проведен анализ индивидуальных и коллективных норм, действующих по отношению к неформальным платежам, и отношения медицинских работников к возможностям их легализации. На основе этих данных проведена оценка возможных последствий легализации неформальной оплаты медицинской помощи.
Книга распространяется бесплатно.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

1.1. Государственное регулирование экономических условий оказания населению медицинской помощи
1.2 Расходы населения на медицинскую помощь (обзор проведенных исследований)

РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ ОПЛАТЫ НАСЕЛЕНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

2.1. Метод исследования правил оплаты медицинской помощи
2.2. Платные медицинские услуги
2.3. Оплата медикаментов при лечении в медицинских учреждениях
2.4. Неформальная оплата медицинских услуг
2.4.1. Предмет неформальных платежей
2.4 2. Причины неформальных платежей
2.5. Распространенность неформальных платежей за медицинские услуги
2.5.1. Где в стационарах концентрируются неформальные платежи?
2.5.2. Неформальные платежи в амбулаторно-поликлинических учреждениях
2.5.3. Квалификация врачей и неформальные платежи
2.5 4. Размеры теневых доходов медицинских работников

РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА НЕФОРМАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

3.1. Модели неформальных платежей
3.2. Перераспределение неформальных платежей среди медицинского персонала
3.2. /. Перераспределение неформальных платежей по вертикали: делятся ли врачи с руководством
3.2.2. Перераспределение неформальных платежей по горизонтали: делятся ли хирурги со своей бригадой и медсестрами
3.2.3. Регулирование распределения неформальных платежей среди среднего и младшего медицинского персонала

РАЗДЕЛ 4. ОТНОШЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К НЕФОРМАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

4.1. Отношение врачей и медицинских сестер к неформальным платежам
4.1.1. Группы врачей с разным отношением к неформальным платежам
4.1.2. Чем врачи оправдывают получение неформальных платежей
4.1.3. В каких случаях врачи признают неформальные платежи неоправданными
4.1.4. Чем оправдывает неформальные платежи средний и младший медицинский персонал
4.2. Коллективные нормы, регулирующие практику неформальных платежей
4.2.1. Обсуждение практики неформальных платежей в медицинских коллективах
4.2.2. Хочет ли и может ли коллектив влиять на практику неформальных платежей?
4.2.3. Возможности использования коллективных норм для регулирования неформальных платежей
4.3. Отношение субъектов управления и финансирования здравоохранения к неформальным платежам
4.3.1 Информированность субъектов социальной политики о практике неформальных платежей
4.3.2. Оправданность неформальных платежей в оценках субъектов управления и финансирования здравоохранения
4.3.3. Возможности контролировать неформальные платежи
4.3.4 Модели контроля за неформальными платежами
4.4. Отношение медицинских работников к легализации платы за медицинскую помощь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Об авторах
Цели и основные направления деятельности Независимого института социальной политики (НИСП)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most