Rambler's Top100

№ 107 - 108
31 марта - 13 апреля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Профессия: исследователь
110 лет со дня рождения Владимира Владиславовича Паевского

Владимир Владиславович Паевский

Из воспоминаний о В.В. Паевском

Из воспоминаний о В.В. Паевском

В. В Паевский был не только крупным ученым, блестящим преподавателем и талантливым организатором. Исключительно скромный и обаятельный в обращении, он никогда не подавлял своими огромными знаниями. Для своих научных сотрудников он был учителем, способным из каждого сделать знающего и добросовестного работника. Он не только давал знания, но учил тому, как надо работать. Мягкий и сердечный, В. В Паевский был очень строг и требователен в работе Он не выносил расплывчатости, неопределенности. Заставляя вникать в существо вопроса, разрабатывать план работы до мельчайших подробностей, он не позволял обходить малейшие неясности, требовал излагать свои мысли "кратко, но вразумительно" и вместе с тем был неизменно готов помочь всем и каждому словом и делом.

Человек кристальной честности, чуткий друг и товарищ, превосходный музыкант, глубокий знаток и ценитель музыки, поэзии, литературы, ученый широкого "масштаба - таков духовный облик Владимира Владиславовича Паевского.

А.Н. Типольт. Жизненный и творческий путь В.В. Паевского (1930-1943).
В кн.: Советская статистика за полвека. М., "Наука", 1972, с. 115.

Вокруг С. А. Новосельского и В .В. Паевского объединилась к тому времени немалая группа лиц, тяготевших к демографической науке. Это были люди разного возраста, различных специальностей, разного должностного положения, но все они признавали непререкаемыми авторитетами в демографии Сергея Александровича и Владимира Владиславовича. Некоторые из них получили впоследствии всесоюзную известность - В. И. Биншток, Л. С. Каминский, другие плодотворно проявили себя в научной и преподавательской работе - Е. А. Гончарова, Е. П. Соколова, А. П. Яхонтов, многие выросли в первоклассных статистиков, сочетавших достоинства и организаторов, и аналитиков, - Я. С. Антонов, А. Я. Кальф, А. Ф. Феодосиевская, А. В. Козина и др. Ленинград стал своеобразной демографической Меккой. В мою бытность в Ленинграде туда, в частности, наезжали Г. А. Баткис и Б. Я. Смулевич, приезжали и многие иностранные ученые.

Сложившийся в Ленинграде де-факто демографический центр имел большие возможности для пропаганды своих идей и публикации научных выводов в краткосрочных изданиях типа "Статистического бюллетеня" и в долгосрочных - типа "Материалов по статистике Ленинграда". Многолюдную аудиторию имели ленинградские демографы и на заседаниях Ленинградского гигиенического общества, председателем которого в те годы был известный социал-гигиенист и геронтолог 3. Г. Френкель.

В памяти оживают некоторые черты моих двух учителей. В чем-то они были похожи. Оба были подлинными учеными, умеющими убедительно и даже страстно защищать свои научные взгляды. И Сергей Александрович, и Владимир Владиславович широко и много занимались преподавательской деятельностью. Оба они были разносторонне образованными научными деятелями и крупными эрудитами во многих областях знания.

Оба были умелыми организаторами и больших, и малых статистических работ. Оба обладали огромным личным обаянием. Несомненно, совместная работа этих двух талантов значительно превышала механическую сумму их усилий в условиях разрозненной работы.

И все же главное было не в их сходстве, а в их различиях. Именно своими различиями они дополняли друг друга, и, выражая, каждый по-своему, иной аспект науки, оба вместе представляли вершину современной им демографии.

С. А. Новосельский был демограф-врач, один из основателей российской и советской демографии и санитарной статистики. Естественно, что и к демографии Сергей Александрович подходил в первую очередь со стороны изучения социального здоровья населения, хотя и превосходно владел всеми известными тогда методами демографии. В. В. Паевскому тоже не были чужды вопросы санитарной статистики. Известно, что он долгие годы руководил по совместительству Организационно-методологическим сектором Ленинградского института охраны материнства и младенчества и даже написал учебник для работников этой системы. Но коренные интересы Владимира Владиславовича лежали в другой сфере. Будучи по образованию математиком, он посвятил себя разработке методов математической формализации демографических процессов И в этой области он многого достиг: именно ему принадлежит разработка одного из наиболее изящных экономичных методов построения кратких таблиц смертности. Еще важнее, пожалуй, было внесение Владимиром Владиславовичем во все демографические работы отдела строгой математической логики в сочетании с изяществом доказательства. Под руководством Владимира Владиславовича и мы, молодые тогда статистики, проникались этим духом. Так, при построении таблиц смертности населения удалось, под руководством Владимира Владиславовича, построить несколько простых, но удобных "приборов", облегчавших операцию сглаживания данных о возрастном составе населения.

Различны были и собственно человеческие особенности Сергея Александровича и Владимира Владиславовича.

Сергей Александрович был изысканно, несколько по-старомодному остроумен и любезен. Я знавал его уже стариком, но предание гласило, что в молодости своей он был очаровательно элегантен. Высказывания Владимира Владиславовича по частным вопросам отличались краткостью, выразительностью, остротой, а порой едкостью. Сергей Александрович был, на мой взгляд, очень рассеянным, пожалуй, даже несколько небрежным человеком На его рабочем столе и в ящиках стола рукописи, таблицы, листы бумаги находились в хаотическом беспорядке, впрочем, сам Сергей Александрович всегда уверял нас, что все его бумаги находятся в надлежащем порядке, и не выносил, когда кто-либо ненароком перекладывал в них хотя бы листок. Напротив, Владимир Владиславович, несколько лет прослуживший в армии - сначала в царской, а потом в Красной, всегда был образцом подтянутости и аккуратности. На всю свою недолгую жизнь он сохранил в себе что-то от "военной косточки". С. А. Новосельский последние 50 лет жизни провел безвыездно в Ленинграде, где, уже в глубокой старости, пережил блокаду, не оставляя, кстати, и тогда научную работу. В. В Паевский был легок на подъем и весьма подвижен. В их содружестве Владимир Владиславович исполнял, так сказать, обязанности "министра по внешним сношениям".

Такими я запомнил своих первых учителей в демографии.

М.В. Курман. Ленинградские демографы конца 20-х-начала 30-х годов. (Из личных воспоминаний).
В кн.: Советская статистика за полвека. М., "Наука", 1972, с. 119-121.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most