Rambler's Top100

№ 83 - 84
7 - 20 октября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

ВОЗ: рост разрыва в состоянии здоровья населения связан с бедностью

Демографические реалии и перспективы республики Армения на пороге XXI века.

Влияние социальных ценностей на демографию

Демографические изменения, рынок труда и рост производительности

Демографические изменения, рынок труда и рост производительности

Кл. Вимон

(Cl. Vimont. Evolution demographique, marche du travail et croissance de la productivite // "Problemes economiques", 2000, № 2656/2657, p. 37-31. Опубликовано в РЖ "Экономика" №1, 2002. Реферирование: С.Н. Куликова)

Французский экономист указывает, что связь между экономическим ростом и демографическими изменениями является одной из самых сложных и неоднозначных. Чисто количественный подход к ее анализу недостаточен. В мире начала XXI века только качественный подход может выявить соответствие между имеющимися людскими ресурсами и потребностями в рабочей силе и возможными последствия демографических изменений для экономического роста, предпринимательства и профессиональной подготовки.

Такие демографические процессы, как сокращение численности молодежи, вступающей в трудовую жизнь, или старение экономически активного населения, неизбежны и требуют изменения политики в области занятости, проводимой как властями, так и предпринимателями. Трудящиеся, оказавшиеся в новой ситуации, также должны изменить свое поведение на рынке труда. Помимо демографических сдвигов факторами, оказывающими глубокое воздействие на экономику и общество, сказываются темпы и характер технологических нововведений, изменение методов управления производством в рамках предприятий; трансформация и изменение значимости понятия "работа"; изменение потребления; глобализация и развитие Европейского Союза.

Никакое соотношение между демографией, экономикой и занятостью не может оставаться стабильным на протяжении длительного времени. Экстраполяция существующего положения достаточно опасна. Прежде следует определить новую ситуацию, которая может возникнуть в связи с будущими изменениями различных составляющих элементов занятости, с учетом характеристик существующего экономически активного населения, разновидностей экономического роста, состояния французского общества и устремлений людей.

Не следует слишком рассчитывать на снижение безработицы, которое может оказаться недостаточным для компенсации последствий демографического перехода. Автор считает, что демографический переход будет носить поступательный характер.

Ежегодный прирост экономически активного населения Франции в 1985-1995 годах составлял 200 тысяч человек, в 1995-2000 годах - 130 тысяч, а в 2000-2005 годах снизится до 100 тысяч человек. В 2005-2010 годах численность экономически активного населения будет стабильной, а затем в 2010-2015 годах последует быстрое снижение ежегодного прироста экономически активного населения.

Такая динамика констатируется в процессе старения населения. В 1995 году соотношение между численностью экономически активного населения в возрасте 20-39 лет и в возрасте 40-59 лет составило 1,23. К 2000 году оно снижается до 1,10. В 2010 году этот показатель будет равен 0,95, a в 2015 году - 0,92. После 2005 года группа в возрасте 40-59 лет будет доминировать в составе экономически активного населения. Именно эта тенденция накопления постоянных ежегодных изменений, идущих в одном направлении в течение 20 лет, свидетельствует о демографическом переходе и ведет к радикальному изменению демографической ситуации.

Новое демографическое положение характерно не только для Франции. Несколько лет назад, гораздо раньше, чем во Франции, экономически активное население ЕС (в составе 12 стран) достигло своих максимальных значений. После 2005 года (особенно с 2010) экономически активное население ЕС в целом будет сокращаться быстрее, чем во Франции, и доля Франции в экономически активном населении ЕС будет повышаться до 2015 года. Особенно сильное сокращении экономически активного населения ожидается в Италии (за 2000-2015 годы - на 10%) и довольно существенное - в Германии и Бельгии (на 3,1%). Положение в Великобритании, похоже, близко к положению, сложившемуся во Франции, с небольшим отставанием во времени, так как сокращение прироста экономически активного населения в этой стране начнется только с 2010 года.

Большие различия в динамике экономически активного населения отмечаются в других промышленно развитых странах (ПРС). Япония уже несколько лет назад вступила в фазу сокращения экономически активного населения, которое составит за 2000-2015 годы около 15% этой когорты. Наоборот, в США экономически активное население будет расти до 2015 года, а затем стабилизируется. Япония в плане сокращения экономически активного населения опережает европейские страны на десять лет. В США сокращение этого населения произойдет на десять лет позже, чем в ЕС, что создаст им определенные преимущества при условии сохранения нынешнего уровня экономического роста.

По подсчетам автора, в ближайшей перспективе во Франции при ежегодных темпах экономического роста в 2,5% будет наблюдаться дефицит рабочей силы (в 2000-2010 годах - 800 тысяч, в 2010-2015 годах - 900 тысяч человек).

На первый взгляд кажется, что прогнозируемый дефицит рабочей силы во Франции может быть легко компенсирован за счет сокращения безработицы, которая в 1995 году составляла 11,5%, а в 2000 году - 8,5%. Однако опыт показывает, что рост занятости никогда не ведет к равноценному сокращению безработицы, даже в странах, где отмечается высокая мобильность экономически активного населения. Более того, во Франции при сложившейся структуре безработицы по уровню и типу квалификации число вновь получивших работу безработных остается небольшим в отраслях, где требуется рабочая сила в период длительного экономического роста (особенно на должности, требующие среднего уровня квалификации в обрабатывающих отраслях и квалификации технических специалистов в сфере услуг).

Старение экономически активного населения приводит к избытку на предприятиях неквалифицированной рабочей силы в возрасте старше 50 лет, не приспособленной к новым функциям. Большое количество этих работников, не доработавших нескольких лет до пенсии, может быть уволено. В связи с такой перспективой число не подлежащих найму безработных не только не сократится, но может значительно возрасти. Автор считает, что при этом сохранится длительная безработица и дефицит квалифицированной рабочей силы.

По мнению автора, ключевую роль в решении проблемы занятости играет производительность труда, именно отрасли с высокой производительностью обеспечивают экономический рост, разрушают существующую занятость и одновременно создают новые рабочие места. Более того, их влияние на общий уровень занятости будет дополнено развитием отраслей с низким уровнем производительности, обладающих значительной социальной полезностью, функционирование которых может финансироваться за счет доходов, образовавшихся в результате экономического роста.

Курс на получение высокой прибыли, кажется, стал основной задачей предприятий, по крайней мере, в промышленно развитых странах, и находит выражение в "мега-слияниях" крупнейших компаний. Неизбежным следствием этого процесса концентрации являются рост производительности и сокращение числа рабочих мест, что может способствовать увеличению безработицы, особенно среди трудящихся старших возрастных групп. Они дороже всего обходятся предприятию и менее других возрастных категорий работников приспособлены к новой организации труда. Дополнительные доходы, полученные за счет роста производительности, позволяют предприятиям выделить ресурсы для освоения новых видов деятельности, с высокой добавленной стоимостью в перспективных отраслях. Кроме того, для предприятий, имеющих сравнительно легкий доступ к недорогим кредитам, благодаря снижению расходов на финансовых посредников, появляются возможности расширить свое производство и завоевать новые рынки. В этом случае рост производительности в одних отраслях служит базой для увеличения производительности и создания рабочих мест в других.
Будущее занятости все больше и больше будет основываться на деятельности, связанной с предоставлением индивидуальных услуг и имеющей низкий уровень производительности. Услуги, не требующие высокой квалификации (уборка, уход за детьми и инвалидами) сохранятся, но их доля в объеме услуг, предоставляемых отдельным лицам, значительно сократится в связи с увеличением других видов услуг, для которых нужен персонал более высокой квалификации. Таким образом, встает вопрос о финансировании услуг, имеющих низкую производительность, но оказывающих большое влияние на уровень занятости. Он может быть решен только в том случае, если получит развитие производственная деятельность с высоким уровнем добавленной стоимости, создающая дополнительные доходы.

Необходимо бороться с последствиями старения населения, которое оказывает влияние на поведение всех его групп. Речь идет в первую очередь о трудящихся, находящихся в конце своей трудовой карьеры, "молодых" пенсионерах и стариках, а также о молодежи, людях в зрелом возрасте и их семьях. Состояние будущего общества будет зависеть от позиции, которую займет группа населения в возрасте 50-75 лет, удельный вес которой быстро увеличивается. Более молодая часть этой группы с относительно хорошим здоровьем будет иметь более высокий уровень жизни благодаря своим пенсиям и активному участию в финансовых операциях через управление своими сбережениями. Наконец, у этой группы будет возможность трудиться в сфере услуг, что приведет к тому, что часть пенсионеров продолжит свою трудовую жизнь. Для сохранения своей занятости им придется пойти на уступки работодателям (например, отказаться от повышения заработной платы по мере увеличения трудового стажа); отказаться от идеи, что работа более старших работников лишает работы молодежь; увеличить свое участие в общественной жизни; научиться управлять своими финансовыми вложениями.

Рост численности пожилого населения повысит бюджетные расходы на их содержание и расходы системы социального обеспечения. Однако мнение о том, что "пенсионеры опустошают казну", несправедливо в отношении "молодых" пенсионеров, которые, как правило, стараются увеличивать свои сбережения через финансовые структуры. С другой стороны, в настоящее время недооцениваются затраты на содержание лиц очень пожилого возраста. В дальнейшем все больше будет требоваться помощь в натуральном виде или дополнительные денежные пособия. Увеличится потребность в учреждениях, специализирующихся на уходе за очень пожилыми лицами. Более того, требуются очень значительные расходы на медицинское обслуживание и содержание почти всех престарелых за счет системы социального обеспечения в последние годы их жизни.

Невозможно, безусловно, изменить в ближайшее время поведение женщин, отодвигающих время рождения своего первого ребенка, что соответствует новому статусу женщины в обществе. В результате может снизиться показатель рождаемости. Однако для экономической и социальной динамики необходимо увеличение численности и доли в населении группы детей, так как дети мобилизуют молодых взрослых и заставляют их осуществлять инвестиции в жилье и разнообразное оборудование, что способствует экономическому росту. В этой связи, указывает автор, показатель рождаемости должен составлять 1,7-1,8, а не 1,5, как это прогнозируется большинством демографов.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most