Rambler's Top100

№ 79 - 80
9 - 22 сентября 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Нелегальная миграция в США: до и после НАФТА

Четыре составляющие иммиграционной политики США

Открытие иммиграции в Италии

Новые тенденции международной миграции в Турции

Россия для русских...?

Четыре составляющие иммиграционной политики США

Карен Лоуренс, Кэтлин Ньюланд

(Полностью статья "Цели и методы иммиграционной политики США" опубликована в книге Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России / Под редакцией Г. Витковской; Международная организация по миграции. Московская исследовательская программа по миграции. Москва, Гендальф, 2002, с. 187-203)

Для Соединенных Штатов, принимающих больше иммигрантов, чем какая-либо другая страна в мире, иммиграция является сильной стороной национальной идентичности. Будучи по существу нацией иммигрантов, жители этой страны создали свой классический вариант "американской мечты", заключающейся в том, что иммигрант приезжает, не имея практически ничего, и достигает вершин успеха или славы, либо по крайней мере добивается обеспеченного существования и привилегии принадлежать к почетному среднему классу в Америке.

Однако, несмотря на это, иммиграция всегда являлась предметом горячих споров с самого начала истории страны и даже с конца XVIII века, когда английские переселенцы в Пенсильвании выражали озабоченность по поводу притока немецких иммигрантов. Первые ограничивающие законы, не разрешающие въезжать в страну преступникам и проституткам, появились в США в 1871 году, затем это правило распространилось на китайских рабочих, а в первом общем законе об иммиграции эту группу дополнили умственно неполноценные люди, многоженцы и прочие.

Настоящий "век иммиграции", если брать долю иммигрантов в численности населения, начался в Америке с середины XIX века и продолжался до 20-х годов XX столетия, когда вместо выходцев из Северо-Восточной Европы начали доминировать иммигранты из Южной и Восточной Европы, Ирландии и даже Китая. Этот процесс вызвал определенную негативную реакцию. Предыдущие "качественные" законодательные ограничения переросли в количественные, в 20-е годы XX века появилась практика квотирования, а в 1929 году была выработана формула для расчета национальных квот (которые были отменены в 1965 году). В результате в 20-х годах иммиграция была резко сокращена, а Великая депрессия и Вторая мировая война способствовали сохранению ее низкого уровня. Однако показатели иммиграции начали медленно ползти вверх в 50-е годы и стабильно растут до настоящего времени.

Несмотря на то, что пропорция иммигрантов по отношению к общей численности населения США была значительно выше в конце XIX века (около 11 иммигрантов на 1000 человек), чем сейчас (около 5), фактическое их число очень велико. Если сравнить 1900-1910 и 1990-2000 годы, можно увидеть, что в первое десятилетие в Америку приехало 8,7 миллиона иммигрантов, в то время как в последнее это число было на миллион больше.

В конце 90-х годов в США более 900 тысяч человек ежегодно получают право на законное проживание - "green card". В 1996 финансовом году было выдано 915 тысяч таких разрешений. В дополнение к этому около 75 тысяч человек из других стран были признаны беженцами и приблизительно 17 тысяч человек из тех, кто уже прибыл в США, получили убежище. Таким образом, около миллиона человек в год получают разрешение на постоянное проживание в Соединенных Штатах. Также по оценкам Службы иммиграции и натурализации в США ежегодно приезжают приблизительно 275 тысяч человек, не имеющих легального статуса. Подсчитано, что около 5 миллионов приезжих живут в США нелегально.

В легальной иммиграции в США можно выделить четыре важнейших потока, соответствующих четырем целенаправленно осуществляемым программам (направлениям) иммиграционной политики: воссоединение семей, трудовая и гуманитарная иммиграция, а также иммиграция с целью поддержания этнокультурного разнообразия.

Наиболее значительный канал легального иммиграционного притока - воссоединение семей, в его рамках в страну ежегодно приезжают 550-600 тысяч родственников постоянных резидентов или граждан США. Для ближайших родственников американских граждан (несовершеннолетних детей, супругов, а также родителей граждан США, не достигших 21 года) не существует количественных ограничений на получение визы, и ежегодно выдается около 300 тысяч "green cards". Так как количество людей, получивших американское гражданство, в последние годы значительно увеличилось, вполне вероятно, что число их ближайших родственников, имеющих право приехать в страну, в ближайшее время возрастет. В дополнение к этой категории иммиграционное законодательство США предусматривает ограниченное, хотя достаточно значительное число "green cards" для других членов семьи: для совершеннолетних детей граждан США, не состоящих в браке, для супругов и детей постоянных резидентов, для состоящих в браке детей граждан США, а также для братьев и сестер американских граждан. Как минимум 226 тысяч виз ежегодно предоставляется для этих категорий лиц, и любое число неиспользованных виз прибавляется к количеству, запланированному на следующий год. Визы выделяются в соответствии со сложной формулой, которая учитывает и категорию, и страну. Так как претендентов гораздо больше, чем соответствующих виз, некоторые из них вынуждены дожидаться своей очереди годами. Например, брат иммигранта с Филиппин, ставшего гражданином США, может ждать визы 15-20 лет. Существуют и ограничительные меры для иммигрантов (например, порог бедности), препятствующие воссоединению бедных семей.

Второй по численности поток легальных иммигрантов состоит из тех, чей приезд в США спонсируется работодателем. При этом работодатель должен доказать, что среди граждан или постоянных резидентов США невозможно найти подобного специалиста. Ежегодно выдается 140 тысяч разрешений, и большинство тех, кто попадает в США через этот канал, - либо высококвалифицированные специалисты в области технических наук, либо врачи, программисты, переводчики и т.д. В прошлые годы установленное количество виз превышало спрос, но в последние два года ситуация резко изменилась. Частично из-за быстрого развития информационных технологий, частично из-за компьютерной проблемы 2000 года спрос на высокопрофессиональных программистов и других специалистов в области технических наук резко возрос. В 1998 году годовая квота на эту категорию виз, известную как Н1(b), была выполнена к апрелю (финансовый год начинается в июне), и представители индустрии информационных технологий начали активную кампанию за увеличение их количества. Однако они натолкнулись на сопротивление тех, кто не желал роста иммиграции в США. Возникла проблема и с профсоюзами, считавшими, что подобных специалистов в стране достаточно, просто работодатели предпочитают нанимать иммигрантов за меньшую заработную плату. Эта ситуация стала причиной острых политических дискуссий и не разрешена по сей день.

Третий поток иммиграции связан с гуманитарными причинами. Сюда следует отнести программу США по переселению беженцев, некоторые другие гуманитарные программы, а также лиц, ищущих убежища, хотя они попадают и в некоторые другие категории. В 70-е годы был принят действующий и ныне закон о беженцах, в котором определены их основные категории.

В соответствии с программой переселения беженцев в США попадают беженцы из других стран, отвечающие международному определению беженца как лица, которое обоснованно боится преследования или не может быть защищено в своей стране и которое США принимают по "особым гуманитарным соображениям". Четкого определения "особых гуманитарных соображений" не существует, но подразумевается, что речь идет о лице, которое тесно связано с Соединенными Штатами - либо имеет постоянно проживающих родственников, либо приглашено работодателем, особенно если работодателем является американское правительство. Правительство США также принимает беженцев, нуждающихся в срочном переселении, по направлению УВКБ ООН. Американские посольства в других странах также могут рассматривать возможность предоставления статуса беженца в случаях, когда человек находится в острой опасности, но это делается довольно редко.

Количество людей, которые могут быть приняты посредством официальной программы переселения беженцев, определяется на ежегодных консультациях Госдепартамента США и Конгресса, и оно сильно сократилось с 1992 года, хотя это была единственная категория иммигрантов, за увеличение приема которой выступал Конгресс - в отличие от администрации. Пик переселения беженцев приходится на 1980 год (так называемые "вьетнамцы, прибывшие на лодках"), когда более 200 тысяч беженцев были переселены из лагерей в Индокитае. Тогда резко возросло количество разрешений на въезд для этой категории, но затем оно медленно снизилось в конце 80-х годов, частично из-за того, что увеличилось количество приезжающих из Советского Союза. В 1992 году была санкционирована выдача 142 тысяч виз, из которых более 50 тысяч приходилось на выходцев из бывшего Советского Союза. Однако фактическое число прибывших составило только 132 тысяч в 1992 году, поэтому в 1993 году "потолок" был снижен до 132 тысяч разрешений. Фактически же было принято только 119 тысяч беженцев. В следующем году этот процесс повторился, число разрешений упало до количества прибывших в предыдущем году, и т.д. В 1997 году "потолок" достиг 78 тысяч разрешений на въезд для беженцев в год, и лишь 70 тысяч были приняты. В связи с этим защитники беженцев и их сторонники в Конгрессе выступили за то, чтобы остановить этот процесс, и количество разрешений увеличилось до 83 тысяч.

Сокращение программы переселения беженцев привело к урезанию некоторых основных программ, отражавших приоритеты США в период "холодной войны", например, прием беженцев из бывшего Советского Союза, Индокитая и Кубы. Так как поток беженцев из этих стран уменьшился, Госдепартамент не проявил особой активности в определении новых групп беженцев, попадающих под программу переселения. Поэтому неправительственным организациям пришлось приложить значительные усилия, способствуя началу серьезной программы переселения беженцев из Боснии.

Четвертый поток легальной иммиграции - уникальный - принимается в рамках программы поддержания этнокультурного разнообразия. В отличие от многих стран, стремящихся к мононациональному государству, Соединенные Штаты заботятся о том, чтобы в населении страны было представлено как можно больше разнообразных этнических, культурных и конфессиональных групп. Поэтому для стран, не имеющих предыстории миграционных отношений с США, проводятся специальные лотереи "green card", а для представителей подобных категорий существует приоритет в получении въездных виз.

После распада СССР в США появились потоки иммигрантов из новых независимых государств. В 1996 году 44% всех беженцев в США составили прибывшие из бывшего Советского Союза, что в два раза больше, чем из Боснии. В целом наибольшее количество иммигрантов прибыло с Украины. В США существует сильное лобби, выступающее за предоставление специальной защиты евреям, евангелистам, протестантам и другим религиозным активистам из Украины. Российские иммигранты составили лишь 15% и въезжали в основном по каналам воссоединения семей и трудоустройства. 88% иммигрантов из Узбекистана, примерно столько же из Молдавии и Белоруссии приезжают в страну в качестве беженцев, а иммигранты из Армении и Литвы - по большей части в соответствии с программой этнокультурного разнообразия.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most