Rambler's Top100

№ 67 - 68
20 мая - 2 июня 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Россия готовится к переписи

Победитель конкурса будет ездить по Чечне на «Волге»

Еще раз о кряшенах

Семья в 21 веке

Особая анкета для хорошей работы

Свердловская область к Всероссийской переписи населения готова

Народ не годится считать на глазок…

В переписи населения примут участие не все

АНТИ-перепись населения 2002

Особая анкета для хорошей работы

Осенью, когда будет проходить Всероссийская перепись населения, жителям Москвы и Подмосковья, которые регулярно ездят на работу на транспорте, зададут дополнительные вопросы по отдельной анкете. Суть их сводится к тому, чтобы определить, сколько народа регулярно ездит на работу из области в столицу и наоборот. Сколько на это тратится времени, какие виды транспорта наиболее популярны, какие направления наиболее загружены. Администрации Москвы и Подмосковья приняли совместное решение провести одновременно с переписью обследование маятниковой миграции населения региона. Для чего? Задача практическая - развитие транспортных сетей, исходя из реальной потребности и тенденций. Вторая задача скорее политическая - понять, как перераспределилась за последние годы рабочая сила региона и как регулировать этот процесс, как строить политику занятости.

Известно, что жители Москвы и Подмосковья всегда отличались мобильностью. При выборе места работы их не смущают дальние поездки, если, конечно, дальность в пределах разумного. В последние годы так называемая маятниковая миграция из-за проблем с трудоустройством по месту жительства или в поисках более высокооплачиваемой работы стала явлением тотальным. В самой столице внутренняя миграция составляет примерно 7 миллионов человек, причем нередко ради хорошей работы люди едут через весь город, тратя на дорогу порой даже больше времени, чем жители Подмосковья.

В 1998 году было проведено выборочное обследование миграции из области в столицу и обратно, из которого сделали вывод, что ежедневно на работу из Подмосковья в Москву ездили тогда примерно 850 тысяч человек, в обратном направлении - в четыре раза меньше. Сегодня, по оценкам транспортников, число приезжающих в столицу достигает двух миллионов человек в день, правда, не все едут именно на работу, иные - за песнями. Так кого сколько?

По данным председателя Московского городского комитета государственной статистики Анатолия Акимова, в некоторых отраслях экономики столицы до 50 процентов работников составляют жители Подмосковья (например, на железной дороге). Даже в самом Мосгоркомстате треть всех сотрудников - приезжающие. То, что влечет людей златоглавая, понятно. Однако далеко не все стремятся именно сюда. Кто-то предпочитает соседний район. Тогда какие районы Подмосковья самые привлекательные для работы? А сколько времени не жалко на поездки? Час, два, три? У каждого, наверное, своя мерка. Есть люди, которые ежедневно тратят на дорогу 5-6 часов - считай, еще один рабочий день. Причем это не только бессемейная молодежь. И ради чего такая кочевая жизнь, когда человек приезжает домой только чтобы поспать? Ради уникальной, престижной, интересной работы? Или элементарно ради того, чтоб прокормить семью, поскольку других вариантов нет?

Те, кто регулярно ездят из района в район или в Москву на работу, знают, что в последние два-три года резко выросло количество пригородных автобусов и маршруток. С другой стороны, они знают, что с каждым днем растет и количество пассажиров, а в дни-пик (утром в понедельник в Москву и вечером в пятницу из Москвы) добраться вовремя с работы - на работу бывает крайне сложно. Поэтому, если затеянное властями Москвы и области обследование поможет решить хотя бы эту проблему, уже большое дело. А уж если появятся новые рабочие места в Подмосковье!.. Кстати, такие программы уже начинают разрабатывать. Одна из них - совместная целевая программа правительств Москвы и Московской области по развитию птицеводства, которая должна заработать уже в нынешнем году.

Татьяна СМОЛЬЯКОВА. "Российская газета", 9 мая 2002 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most