Rambler's Top100

№ 67 - 68
20 мая - 2 июня 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

О состоянии здоровья детей в России

Урбанизация Китая: тенденции и проблемы развития

Этнический и языковой состав канадского общества на пороге XXI века

Об опасности СПИДа – предельно наглядно

Урбанизация Китая: тенденции и проблемы развития

Мегаполис на рубеже веков: социально-экономический и экологический аспекты. Проблемно-тематический сборник. ИНИОН РАН.
Ответственные редакторы и составители выпуска
Л.Д. Капранова, Н.П. Кононкова. Москва, 2000.
Оригинал на китайском языке: Дили сюэбао, Пекин, 1999, т. 54, № 2.

В статье излагаются главные итоги исследования 26 поселков в 19 уездах восьми провинций Китая, проведенных при поддержке Фонда Луса (Luce foundation of USA) по проекту "Изучение урбанизации Китая". В результате проведенных исследований было выявлено, что урбанизация в Китае проявляется не только в росте населения в городах, сосредоточении в них экономической деятельности, но и в активной миграции рабочей силы деревни в малые города и поселки.

В сельской местности уже давно размещались крупные объекты государственной промышленности и инфраструктуры, что приводило к сосредоточению населения и созданию поселков городского типа, в результате возникали очаги возможной урбанизации. Однако ход и интенсивность этого процесса были ограниченными. Кроме того, в силу традиционного представления, что "город - это промышленность, деревня - сельское хозяйство", а также ограничения товарного производства, такие несельскохозяйственные отрасли, как промышленность и торговля, в сельской местности не развивались. Поэтому до реформы процесс урбанизации в целом шел медленно, как говорится, "пустились в путь, но вперед не продвинулись".

Некоторые ученые (Чжан Тинвэй; Ма Жуньчао и Фань Мин) считают урбанизацию в Китае урбанизацией деревни снизу или подобием "самопроизвольной" урбанизации деревни. Другие ученые подошли к урбанизации с точки зрения разных движущих сил - "верхов" и "низов". Эти подходы и исследования оригинальны и имеют большое значение для понимания процесса урбанизации в Китае в целом.

То, что исследователями в рамках данного проекта названо урбанизацией снизу, возникает не где иначе, как в деревне. Этот процесс инициируется правительствами низовых сообществ и приводится в движение крестьянами, для того чтобы сельское население перемещалось в сельской местности. Именно здесь создаются малые города и поселки в качестве центров притяжения населения, промышленности, которые, расширяясь, образуют зоны городов, впоследствии разрастающиеся в обширные городские агломерации. Поскольку этим процессом охвачены сельские регионы, то в приоритетном положении находятся города и поселки более низкого ранга. Таким образом, урбанизация на начальном этапе ее развития есть (в широком и общем смысле) превращение деревни в поселок.

В общей численности населения поселков чрезмерно велика доля сельскохозяйственного населения. Относительная величина несельскохозяйственного населения в общей массе рабочей силы деревни в 1996 году составляла 28,8%. Ныне в деревне несельскохозяйственная рабочая сила - это в основном рабочие и служащие сельских предприятий.

Основным показателем урбанизированности населения становится уровень концентрации сельских предприятий в малых городах и поселках. В масштабе страны, 8% сельских предприятий расположены в малых городах и поселках и в малых промышленных зонах, 12 - в малых рыночных центрах, 80% - в деревнях.

С точки зрения размещения предприятий, степень рассредоточенности довольно высока. А если анализировать размещение по численности занятых, то, по данным всеобщей переписи населения 1990 года, в поселках проживает 30,3% лиц, работающих в сельской промышленности. Кроме того, в поселках имеется еще определенное количество предприятий третичного сектора, возникших в последние годы. Все это показывает, что развитие сельских предприятий действительно тесно связано с развитием малых городов и поселков и их агломераций.

До 80-х годов процесс урбанизации в Китае развивался очень медленно, малые города и поселки приходили в упадок (в 1953 году их было 5 тысяч, в 1978 году 2,8 тысячи; валовая продукция сельских предприятий в 1978 году равнялась лишь 24% совокупного общественного продукта деревни).

В развитии урбанизации можно выделить несколько этапов:

1. Конец 70-х-1983 годы - это начальный этап.

Сельские предприятия получили политическую поддержку, правительства местных сообществ, выделяя им финансовые средства, способствовали их росту.

2. 1983-1988 годы - этап быстрого развития урбанизации.

Под воздействием ряда политических установок ЦК КПК (1984), направленных на активизацию создания и совершенствования сельских предприятий, их число увеличилось в целом по стране. Изменения миграционной политики, а также постановление министерства внутренних дел об упорядочении процедуры выдачи разрешений на создание декретных поселков резко ускорили миграцию населения и количественный рост подобных поселков.

С 1984 года наблюдается активизация урбанизации, которая продолжалась вплоть до 1988 года, когда число сельских предприятий увеличивалось быстрее, чем число декретных поселков. Увеличивались иностранные инвестиции и экономический потенциал крупных и средних городов. В 1994 году в стране среди сельских предприятий было 29,3 тысячи предприятий с участием иностранного капитала, а общая сумма иностранных инвестиций в них составляла 14,9 млрд. юаней; в экономически развитых районах, где процесс урбанизации протекал особенно быстро, сельские предприятия начали привлекать рабочую силу из других мест.

3. Процесс расширения урбанизации снизу начался с начала 90-х годов.

После частичного разрешения экономических проблем в 1989-1990 годах и выступлений Дэн Сяопина, на юге Китая (1992) в развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также строительстве малых зон сельской промышленности. В 1994 году в стране насчитывалось почти 40 тысяч уже организованных или организуемых зон сельской промышленности. Этот процесс благоприятствует стягиванию сельской экономики и населения в малые города и поселки, т.е. ускорению пространственных изменений, что повышает уровень урбанизации и ее роль в урбанизации всей страны.

На этом этапе в развитии урбанизации снизу районы центральной и западной частей континентального Китая начали обгонять приморские районы по темпам роста сельских предприятий, по числу крестьян, которые начинали заниматься несельскохозяйственным трудом.

Хотя в течение 20 лет урбанизация снизу шла довольно быстро, ее уровень в целом еще очень невысок. Следует заметить, что из-за ограничений, связанных с режимом прописки, и несовершенства статистической службы действительная занятость активного населения декретных поселков превышает численность их несельскохозяйственного населения, существует "скрытая часть", и степень этой скрытности (доля в населении поселков) тоже выше городской.

Основной фактор урбанизации снизу - развитие несельскохозяйственных отраслей в сельской местности, а главный признак - переход населения деревни от занятий сельским трудом к несельскохозяйственному труду и пространственная концентрация рабочей силы в малых городах и поселках.

Важную роль здесь играет политика правительства, поскольку в условиях социалистической рыночной экономики рыночная экономика подвержена государственному вмешательству, регулированию и контролю. Политические установки государства и местных органов власти служат главными средствами регулирования и контроля, они же представляют собой определяющий фактор развития урбанизации снизу.

Влияние государства проявляется в принятии политических решений, в которых указываются основные направления и пути развития страны. Так, это решения правительства, благоприятствующие организации и расширению экономических зон, которые стимулировали приток средств из Сянгана, Аомэня, Тайваня и зарубежных государств, обеспечив более высокие темпы урбанизации этих районов по сравнению с прочими.

Большое значение имеют решения соответствующих государственных ведомств, влияющие на ход урбанизации. Например, нормы расселения крестьян, предоставление приехавшим в город крестьянам временного статуса горожан, упорядочение процедуры определения статуса поселка и т.д., которые привели к тому, что с 1984 года сильно увеличились количество городов и поселков и численность проживающего в них населения.

Конкретная политика на местах (в провинциях, городах, уездах, вплоть до волостей и поселков), включающая льготное налогообложение, установление налоговых нормативов на сделки с землей, подворных подушевых налогов и т.д., - все это реально воздействует на экономическое развитие, движение населения и урбанизацию в данной местности.

Расширяется инвестирование в сельские предприятия и в строительство городов и поселков. На эти цели идут государственные субсидии; ассигнования различных государственных ведомств; кредиты банков и кредитных кооперативов; привлеченные средства (в том числе иностранные инвестиции); собственные средства; прочие средства. Размер кредитов определяется экономической мощью предприятия (банк требует, чтобы в валовых инвестициях собственные средства составляли 30-50%). Часть средств, поступающих "сверху", год от года сокращается, доля "со стороны" зависит от местных условий, профиля предприятия и эффективности его работы.

Однако собственные средства играют ключевую роль. Если их много, развитие идет быстро и степень надежности тоже высока. В провинциях, где сельские предприятия развиты, например в Цзянсу, Чжэцзяне, доля собственных средств превышает 50%.

Разумеется, в зависимости от инвестиционного климата и социально-экономических условий, виды и размеры источников финансирования в разных местах тоже неодинаковы. Близость Гуандуна к Сянгану и Аомэню обеспечивает ему большой приток иностранных капиталовложений, поэтому объем кредитов тоже велик (обе позиции составляют более 55%), и по развитию сельских предприятий Гуандун впереди всех провинций.

Огромным толчком развитию сельских предприятий и урбанизации послужили средства, аккумулированные населением. В 1994 году в инвестициях в основные активы сельских предприятий эти средства составили 24 млрд. юаней (9,5% всего объема инвестиций), увеличившись по сравнению с 1987 годом на 12,6 млрд., а их доля в общем объеме инвестиций в сельские предприятия повысилась в два раза.

Финансирование строительства городов и поселков осуществляется государством и местными органами власти. Государство и власти крупных городов совместно определяют места строительства приоритетных хозяйственных объектов и свои доли в общем объеме инвестиций, например, промышленных поселков, городов-спутников (Цзинынань, Коло, Шанская).

Строительство может финансироваться не только из местных бюджетов городов, поселков. В 90-е годы важным источником поступлений в местные бюджеты стали средства, полученные от операций с землей, которые направлялись на строительство городов и поселков, а это ускорило процесс урбанизации.

Активное участие в строительстве принимают крестьяне, которые на свои средства арендуют или скупают земельные участки в городах и поселках для строительства заводов и фабрик, открывают магазины, а также выплачивают сборы за право стать жителями городов. Эти средства идут на городское строительство. По неполным статистическим данным, с начала 90-х годов аккумулированные таким способом средства превышают 130 миллионов юаней.

По-видимому, в будущем налоги, полученные от сделок с землей, и наличные средства крестьян станут важным фактором, влияющим на масштабы градостроительства.

В политической системе Китая местные органы власти различных уровней играют основную и решающую роль в социально-экономическом развитии и строительстве городов и поселков. Сложился тип урбанизации с китайской спецификой, которая заключается в том, что именно сообщества двигают экономику вперед. Пример - южная часть провинции Цзянсу (сокращенно Сунань).

Основываясь на опыте Сунани, конкретную роль местных правительств в экономическом развитии можно свести к следующему. Эти власти, во-первых, определяют основные направления развития предприятий и их кадровую политику; во-вторых, координируют отношения с внешним окружением (выше и нижестоящими уровнями власти, другими предприятиями и хозяйственными единицами); в-третьих, согласовывают использование местных финансовых ресурсов и добиваются получения кредитов; в-четвертых, выделяют земельные участки, следят за сбором налогов, проводят политику льготного налогообложения; в-пятых, координируют свою деятельность с политикой вышестоящих уровней власти. Именно такие действия обеспечили быстрое развитие сельских предприятий, в особенности коллективных. Сунань стала районом самых крупных в Китае сельских предприятий, именно благодаря непосредственному участию местных властей в этом процессе. Однако имеются и отрицательные последствия этих процессов, когда учитываются только интересы предприятий данной местности. Это ведет к игнорированию территориального разделения труда между сообществами, дублированию в строительстве, а также к чрезмерному вмешательству в дела предприятий в период, когда функции местной администрации и права предприятий не определены юридически.

Крестьянские массы обширной китайской деревни тоже становятся важной силой, стимулирующей развитие и жизнеспособность урбанизации снизу. В экономически маломощных, со слабым коллективным хозяйством районах крестьяне также используют местные средства для развития мелкого единоличного производства, расширения своего хозяйства до определенного масштаба и его специализации. Это способствует прогрессу местной экономики, а также появлению и развитию новых городов и поселков.

Помимо местных властей и крестьянских масс отечественные и иностранные предприятия, учитывая благоприятные социально-экономические условия, делают капиталовложения в создание заводов и фабрик, стимулируя тем самым экономическое развитие, сосредоточение населения и развитие городов и поселков. В этом процессе складывается тот тип урбанизации, в котором значительна роль внешних сил. Примеры - дельта р. Чжуцзян, о. Хайнань.

Учитывая почти 20-летнюю практику, можно сделать вывод, что урбанизация соответствует китайской действительности, особенно специфике экономического развития деревни. Постоянно повышается уровень урбанизации снизу, видоизменяются ее формы проявления. В уже возникших и возникающих урбанизированных районах усиливается пространственная концентрация населения и предприятий. Это ведет к превращению целых регионов в урбанизированные зоны.

В связи с относительной отсталостью центральных и западных регионов на какой-то период в будущем урбанизация снизу останется важной формой урбанизации. Однако по мере расширения открытости внешнему миру, упорядочения производства в городе и выхода его за городские пределы форма урбанизации, где основные движущие силы находятся "внизу", в ее чистом виде будет постепенно размываться.

В.С. Милонов (перевод и реферирование)

В Китае обнародованы новые подробности планов крупномасштабной урбанизации страны. По данным Государственной комиссии планирования и развития, в настоящее время жители городов составляют немногим более 30% общей численности населения Китая. Но уже к 2010 году планируется довести их долю до 40%.

Эксперты, которых цитируют государственные СМИ Китая, считают вероятным, что через 20 лет в городах будет проживать 60% населения страны.

Согласно обнародованным данным, быстрое превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное происходит все стремительнее.

Сейчас в КНР уже 660 крупных городов - втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее же число поселений городского типа выросло за это время и вовсе в девять раз и превысило теперь 20 тысяч.

Если в 1978 году в городах проживало 170 миллионов китайцев, то сейчас их там уже 456 миллионов. И, если верить комиссии, в дальнейшем из деревни в город каждый год будет перебираться не менее 10 миллионов человек.

Власти КНР рассматривают урбанизацию как способ борьбы с бедностью и сокращения разрыва между более зажиточным востоком страны и отсталыми западными регионами.

Пытаясь ограничить приток в большие города рабочих-мигрантов из сельских районов, власти уже приняли решение о строительстве 10 тысяч новых городов. Многие из них вырастут в тех самых местах, откуда сейчас идет основная миграция.

Таким образом, планируется создать миллионы новых рабочих мест. Однако есть опасения, что эти планы могут иметь серьезные негативные последствия для окружающей среды. Комиссия по развитию утверждает, что экологический фактор будет учтен: не позднее, чем через четыре года, не менее 35% процентов площади каждого города Китая составит "зеленая зона".

Кроме того, комиссия взялась обеспечить резкое сокращение использования угля для отопления городских домов, а также заняться проблемой канализации.

Данкан ХЬЮИТТ. ВВС, 13 августа 2001 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most