Rambler's Top100

№ 47 - 48
17 - 30 декабря 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Что происходит с благосостоянием россиян?

"Ранняя" постсоветская модель благосостояния: экономическое расслоение

"Ранняя" постсоветская модель благосостояния: механизмы устойчивости

Почему "ранняя" модель все же не устояла

Август-98: кризис "ранней" модели благосостояния

Влияние кризиса на потребление и сбережения населения

Как изменяется российская модель благосостояния

Что ждет россиян в ближайший период

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Вагрич Бахчанян. Праздничная Москва. Vagrich Bakhchanian. Festive Moscow. (1969) Что происходит с благосостоянием россиян?

Над темой работал Игорь ПОЛЯКОВ

Почему "ранняя" модель все же не устояла

В отношениях государства, предприятий и населения, свойственных "ранней" модели благосостояния, было слишком много экономически противоречивого, поэтому она не могла сохраняться долго, была преходящей, временной, переходной.

Одной из ее характерных особенностью было генерирование высокого потребительского спроса (даже при сильном распространении среди населения бедности). В то же время, собственное производство товаров и услуг заметно отставало от тенденций спроса. Недостаток ресурсов, в условиях растущей открытости экономики, стал восполняться за счет импорта, доля которого в ресурсах товарооборота к 1998 года достигла 49%.

В результате, отечественным предприятиям стало "не хватать" сегментов спроса, и их потенциал развития оказался сильно ограниченным. В национальном производстве наблюдалось резкое падение удельного веса производства потребительских товаров и услуг: их доля в конечном продукте с начала реформ по 1997 год уменьшилась на четверть. Это во многом ограничивало промышленное производство, а значит, и занижало доходы занятых на предприятиях.

Государство никак не могло решить стоящую перед ним задачу устойчивого обеспечения своей социальной политики финансовыми и материальными ресурсами. Ни наращивание внутренних и внешних заимствований для финансирования принятых в бюджете преимущественно социальных статей расходов, ни свойственная тому периоду альтернативная политика "прямого" перекладывания финансирования на бюджеты самих домашних хозяйств не решили поставленной задачи. Доходы населения оставались низкими, но и доходы государства (налоговые доходы в долях к ВВП) также не позволяли надеяться на расширение их масштабов.

К середине 1998 года оказались исчерпанными возможности увеличения государственного долга. Достигла пределов образовавшаяся вследствие политики заимствований задолженность бюджетных организаций.

Предприятия находились в сложных условиях финансовой необеспеченности, а их затраты, связанные с реализацией социальных функций, висели прямо-таки "камнем на шее".

С одной стороны, содержание неиспользуемого в производстве кадрового потенциала, сопровождалось снижением производительности труда и соответственно, ростом избыточных затрат. Объем таких затрат в 1997 году оценивался в 12% ВВП. С другой стороны, сохранялась существенная нагрузка на финансы предприятий, связанная с содержанием социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. Масштабы соответствующих затрат добавляли еще одну шестую к упомянутому объему затрат на избыточный состав занятых.

В итоге, "неэкономическая нагрузка " на предприятия со стороны работников и социальной сферы стала одним из ключевых факторов углубления финансовых дефицитов в сфере производства. Этот дефицит генерировал рост неплатежей предприятий, распространение бартера, а в целом долговая экономика в России расширялась.


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most